Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы композиционных построений Анализ картины
Когда зритель смотрит картину в музее или на выставке, он меньше всего думает о ее структур- ной организации. Он поглощен созерцанием произ- ведения искусства как целостного явления, где содержание и форма слились в нерасторжимое единство. Гармония колорита пленяет естествен- ностью. Геометрия холста скрылась за совершен- ством и полнотой форм. При этом в сознании зри- теля проплывают отрывки прочитанного об этой картине, о художнике, написавшем ее, о событиях, связанных с сюжетом, и другие мысли.
Художнику необходимо не только смотреть на произведения выдающихся мастеров, восхищаться их талантами, но и делать анализ композиции, проникать в тайны организации изображения, способного донести до зрителя мысль автора и сильно воздействовать на него эстетически.
Анализ линейного построения картины откры- вает нам композиционные приемы художника. Для примера проведем анализ картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (см. рис. 36). Не имея возможности провести этот анализ у самой карти- ны, обратимся к репродукции. Чтобы анализ не привел к ложным выводам, нужно убедиться, что репродукция воспроизводит картину полностью (часто при печати обрезают края репродукции, дают не полное воспроизведение без указания, что это фрагмент). Проводим диагонали, чтобы ви- деть, где находится геометрический центр карти- ны. Геометрическим способом или путем арифмети-
Рис. 53.
Учебный натюрморт с расстояния 1 м:
а — воображаемая картина; б — вариант композиции интерьера
ческого вычисления определяем место линии золо- того сечения по горизонтали. Проводим линии золотого сечения в левой и правой частях картины по горизонтали, а затем — по вертикали. Строим пропорциональные линейки для высоты и ширины. Отрезки нисходящего ряда золотой пропорции пе- реносим на полоску бумаги и производим промеры расстояний между фигурами и группами фигур, а также промеряем высоту групп и отдельных фигур. Эти промеры можно производить и цирку- лем золотого сечения. Промеры показали, что вы- сота всей группы в правой части картины равна 62 частям от всей высоты картины, а ширина ее равна 24 частям от ширины картины (золотые пропорции). Высота стоящих фигур равна 38 час- тям от высоты картины, а сидящих — 24 частям (золотые пропорции). Величины 10, 14, 24, 38 по-
вторяются, особенно по ширине. Это дает ощуще- ние плавного, неторопливого ритма. Фигура Иоан- на Крестителя нарушает этот ритм, выделяясь среди остальных не только размерами, но и движе- нием в сторону появившегося вдали Христа. Она сдвинута с линии золотого сечения. Сдвинута с линии золотого сечения и фигура Христа. Этот сдвиг способствует возникновению у зрителя спо- койного движения.
Анализ линейного построения картины «Явле- ние Христа народу» убеждает, что структурной основой организации изображения являются про- порции золотого сечения и повторение равных ве- личин. Они связывают части в единое целое и гармонизируют форму. Порядок проведения анали- за линейного построения изображения портрета, пейзажа или натюрморта остается таким же, как
Рис. 54.
Учебный натюрморт с расстояния 3 м: а — воображаемая картина: б — вариант реальной картины
показано на примере анализа картины «Явление Христа народу».
При посещении музея или выставки для анали- за заинтересовавшей нас картины можно восполь- зоваться полоской бумаги или картона длиной 7— 10 см, на которой нанесены деления половины (50: 50), функции золотого сечения (52: 48), вто - рогозолотого сечения (54: 44) и шкалы нисходя- щего ряда золотой пропорции—62, 38, 24, 14, 10. Необходимо встать напротив середины рассматри- ваемой картины, отодвинуть от глаза полоску на расстояние, когда ее края совпадут с краями кар- тины, и заметить, против какого деления находится главная фигура или группа фигур, каким града- циям шкалы золотого сечения равны интервалы и т. д. Умение проводить анализ картины учит ху- дожника видеть гармонию форм в природе при
рисовании с натуры, добиваться ее в своих творче- ских работах. Ум художника становится требова- тельнее, а глаз зорче. Эскиз будущей картины художник тожедолжен проанализировать па пред- мет гармонического построения композиции.
|