Главный луч зрения в картине
Взгляд художника всегда направлен на тот предмет, который более всего заинтересовал его. Стало быть, главный луч зрения правого глаза так же, как и главный луч левого, будет направ-
Картина автора — Ф. В. Ковалева.
лен на этот предмет и его изображение на сетчат- ках будет в пределах центральных ямок и желтых пятен.
Смотрим мы двумя глазами, а видим одним, ко- торый условно находится на переносице. Мозг строит не два, а одно изображение. И это изобра- жение—образ предмета. При построении картины мы, исходя из этого положения, строим одно изображение.
Главный луч зрения направлен на главный предмет. Воображаемая картинная плоскость все- гда перпендикулярна к главному лучу зрения. Да- лее мы рассмотрим три возможных случая направ- ления главного луча зрения: 1) параллельно пред- метной плоскости; 2) вниз под углом к предметной плоскости и 3) вверх под углом к предметной пло- скости (рис. 74, а). В первом случае картина пер- пендикулярна к предметной плоскости, во втором и третьем — наклонна. В трех метрах от художни- ка на земле стоит корзина с грибами. Она явля- ется главным предметом в картине. Главный луч зрения направлен на нее. Художник стоит в не- скольких метрах от дома. На балконе второго эта- жа висит ковер. Художник смотрит на этот ковер. Главный луч зрения направлен вверх. Выразитель- ные возможности, которые предоставляет художни- ку наклонная картина, еще мало используются в нашем искусстве.
Место встречи воображаемой картины с пред- метной плоскостью каждый раз будет зависеть от высоты точки зрения (художник стоит, сидит) и от направленности главного луча зрения. Угол зрения всегда равен 36°. Расстояние от точки зрения О до воображаемой картины всегда обусловлено этим углом. Реальная картина вписывается в вообра- жаемую (рис. 74, б). Ее размеры могут быть раз- ными. Расстояние до воображаемой картины, так же как и до реальной, при любых размерах всегда равно 3R. Это расстояние обусловливает располо- жение точек отдаления и удаления на горизонте, которые и являются вместе с точкой R основой все- го дальнейшего перспективного построения карти- ны. Это позволяет художнику, как уже было пока- зано выше, произвести расчет того расстояния, на котором нужно поставить натуру для рисунка или этюда к картине, а также решить «обратную зада- чу». Подведем итоги.
1. Метод построения картины на основе учета особенностей зрительного восприятия прост и легок.
Рис. 73.
Анализ композиционно-ритмиче- ского строя картины Ф. В. Ковале- ва «Чествование героя труда» (а) и ее цельности, гармоничности и организованности для восприя- тия (б)
Рис. 74.
Главный луч зрения и величина реальной картины:
а — направление главного луча зрения; б — соотношение реально» н воображаемой картин
2. Перспектива для художника —не приклад- ная наука, а основополагающая.
3. Задачи передачи расстояния до предмета и перспективного построения непосредственно пере- ходят в задачи композиционные. Работа над компо- зицией— прямое развитие задачи построения из- ображения.
4. Всякий рисунок и этюд с натуры должен быть композиционным. Изображение должно строиться с учетом величины предмета в пределах поля ясного зрения. Это способствует развитию
композиционного мышления и выработке практи- ческих навыков построения картины.
5. Художник всегда может легко и точно опре- делить расстояние до любого предмета в картине и поставить или посадить натуру для выполнения рисунка или этюда к картине именно на такое рас- стояние, какое ему нужно по замыслу. По карти- не легко можно найти ее «законную» точку зрения.
6. При таком построении изображения не будет противоречий между расстоянием до предмета, его
линейным изображением и решением в светлотных тонах и колорите.
7. При такой устойчивости перспективных ко- ординат сам собою выстраивается композиционный алгоритм — порядок и последовательность реше- ния задачи построения линейного изображения как при работе с натуры (выбранный пейзажный мотив, постановка, портрет), так и при работе по замыслу.
|