Золотое сечение и композиция цвета
Академик А. В. Шубников и профессор В. А. Копцик отмечают, что анализ соотношений симметрии, действующих на различных структур- ных уровнях тематического произведения живописи, представляет собой сложную задачу. Английский художник В. Хогарт считал колорит в живописи загадкой. Были периоды в истории искусства, ко- гда художники отказывались от цвета. Немецкий живописец П. Корнелиус (1783—1867) считал, что
кисть испортила искусство. Идеал стали искать в отвлеченной красоте линий, краски признаны были чем-то второстепенным и суетным. «Колорит казал- ся пестрым платьем, которое природа может сни- мать и надевать, совершенно не меняясь по суще- ству», — отмечал Р. Мутер в «Истории живописи в XIX веке» '.
Господство рисунка над колоритом — основной принцип классицизма. Живописец и глава акаде- мического направления во французском искус- стве XVII в. Шарль Лебрен (1619—1690) говорил, что рисунок всегда является полюсом и компасом, который направляет, дабы не дать потонуть в оке- ане краски, где многие тонут, желая найти спа- сение.
Мы можем разделить в пропорции золотого се- чения отрезок прямой. Можем найти в картине ме- сто, где пройдет линия золотого сечения. Наконец,
1 Мутер Р. История живописи в XIX веке.— С.-Петер- бург, 1889.—Т. I.—С. 80.
Рис. 84 Цветовой круг В. М. Шугаева (модернизация Ф. В. Ковалева)
| Рис. 86
Полная (а) и неполная (б)
симметрия цвета
на орнаментальной
композиции а
|
Рис. 85. Рис. 87.
Создание «настроения» сочетанием цветов на пейзаже Ф. В. Ко- Монохромное построение колорита в работе Ф. В. Ковалева валева «Луг летом. Сенокос»
Рис. 88. Рис. 90.
Построение колорита «семейством» красок в натюрморте Освобождение цвета от полутонов на картине К. С. Петрова Ф. В. Ковалева. Водкина «Купание красного коня»
можем найти пропорциональные отношения свет- лого, среднего и темного тонов по площадям, за- . нимаемым ими в картине. Но как найти пропорцио- нальные отношения золотой симметрии (золотого сечения) в цветовых отношениях картины, если краски имеют еле заметные переходы от теплого к холодному, от красного к зеленому? В орнамен- тальной композиции с узором, состоящим из гео- метрических фигур, эта задача разрешима. В пла- кате, если он решен па сопоставлении больших цветных плоскостей, эту задачу также можно ре- шить. То же самое можно сказать о русской иконе и живописной композиции, если она решена аппли- кативно.
Но как решить задачу пропорциональных отно- шений цвета в картине валерного решения, где ка- кой-то основной, ведущий цвет распространяется, «разливается» по всей картине?
Исследовав вопросы цветового построения плаката, художник, заслуженный деятель ис- кусств РСФСР Д. С. Моор говорит так о роли пре- обладания ведущего цвета: «Если он равен сумме других красок, он нейтрализуется» 1. И далее он приходит к выводу, что главного, ведущего цвета в плакате должно быть значительно больше по - ловины. То же самое можно сказать и о компози- ции цвета в картине. Если картина хорошо построе- на в колорите, когда в ней есть ведущий, преобла- дающий, цвет, говорят о наличии в ней общего цве - тового тона.
|