![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарва – Таллин – Пюхтица
Эта поездка была приурочена к празднованию памяти Собора святых, в земле Эстонской просиявших (в этом году – 1апреля). Но поскольку одним днем тут было бы не обойтись, то и выехали мы еще 31 марта, а вернулись же вечером 2-го апреля. То есть, как обычно – 3 дня. Тема поездки – православная, заявлена поездка была как паломническая, но для меня она показалась не совсем паломнической. Скорее, культурно-просветительской. Не в обиду будет сказано той фирме, которая организовала поездку (все работают по-разному, цели и задачи тоже разные), паломничество все-таки в первую очередь предполагает не просто посещение храмов (зашли и вышли), а присутствие на богослужениях, чтобы у паломников была возможность и помолиться, и причаститься за Божественной литургией. Ну, а что и как было у нас, судите сами. Из города мы поехали в 8 ч. утра. Автобус был комфортабельный, со всеми удобствами. Рассчитанный на 40 мест, полностью не был занят – кое-кто сидел по одному. На обратном пути и я буду сидеть одна на сдвоенном сидении. Нашу руководительницу и гида я буду в своем рассказе называть Л. Дама не молодая, но энергичная, с хорошей речью, с великолепным знанием истории и современного положения Эстонии, Финляндии, может быть и каких-то других стран. В православии прекрасно ориентируется, сотрудничает тесно с каким-то приходом у нас в городе, в Пюхтицком монастыре свой человек, но насколько она церковный человек – сказать не могу, не поняла. А ведь от экскурсовода зависит и характер поездки. За все три дня Л. прочитала один раз тропарь Собору эстонских святых, в монастырской трапезной (это уже в последний день было) перед обедом – «Отче наш» и после обеда – «Достойно есть…» Вот и все молитвы руководителя соборно с паломниками во время этой поездки. Наверное, в данном случае плохо, что мне есть с кем сравнивать. А в остальном – «все хорошо, прекрасная маркиза», как поется в одной глупой песенке. На самом деле – все хорошо и все понравилось. Итак, до границы мы ехали часа 3. Сначала из города по Таллинскому шоссе, потом было Красное село. Теперь у меня это место накрепко связалось с семейством Гундяевых (ведь протоиерей Михаил Гундяев, отец нашего нынешнего патриарха и протоиерея Николая Гундяева из Преображенского собора в течение 10 лет служил здесь, поэтому и семья его вся проживала в Красном селе); далее был Волосовский район, храм Воздвижения Креста Господня в Ополье, потом Кингисепп с храмом великомученицы Екатерины и, наконец, – Ивангород. Граница. Разделяет Россию и Эстонию река Нарва, когда-то было это все одним государством, но, как я узнала во время этой поездки, оказывается, было время, когда не только Нарва, но и Ивангород был эстонским городом. Но все эти разделы и переделы границы несколько омрачают настроение, но не об этом мой рассказ. Границу прошли достаточно быстро, не более часа даже с учетом магазина. А уже в Нарве была первая запланированная остановка. До недавнего времени вся Эстония была одной епархией, которую возглавлял высокопреосвященный митрополит Корнилий. Но теперь образована еще одна епархия – Нарвская, которую возглавляет епископ Лазарь. Поэтому Нарвский Воскресенский собор стал теперь кафедральным. Вот его-то мы и посетили. Храм очень большой, такой монументальный, из красного кирпича, построенный в нововизантийском стиле. Неподалеку от храма, возле какого-то служебного строения, привязанная к дереву, сидела молодая голубоглазая хаски. Ей всего 7 месяцев (об этом нам скажет вышедшая из домика женщина – хозяйка собаки), и она очень дружелюбная и даже ласковая. Всем, кто подходил, протягивала лапы, улыбалась, давала себя и погладить и потрепать по густому загривку. И вот мы поехали в Таллин. Почти все время дорога шла вдоль берега моря. Оно, конечно, было не в двух шагах, но не более чем в ста метрах. Кое-где еще стоит лед, но там, где он сошел, море синее-синее Проезжали мы, конечно, и населенные пункты. Из крупных – Раквери, но только его краем. Зато увидели на побережье интересное строение – Замок барона. Здесь проходят официальные встречи эстонского президента с представителями иностранных государств. Там есть и гостиница, в которой один номер постоянно зарезервирован за Арво Пяртом, моим любимым композитором, современным автором духовной музыки (в частности, он сочинил потрясающей красоты «Канон покаянен»). И уж тем более его любят эстонцы, хотя композитор эмигрировал из советской Эстонии еще в 80-е годы: сначала жил в Австрии, теперь – в Германии. Но на родине его всегда ждут. Здесь, в Раквери, есть храм Рождества Пресвятой Богородицы, в котором покоятся мощи священномученика Сергия Флоринского. Надо, наверное, кое-что про Эстонию сказать. Сама я до поездки почти ничего не знала, кроме того, что теперь это не наша союзная республика, а иностранное государство. Год назад Эстония вступила в Евросоюз, валюта теперь здесь – тоже евро. Член НАТО. Государственный флаг – черно-сине-белый, что соответствует цвету земли (черный), неба (синий) и помыслов (белый). Интересно, не правда ли? Цветок национальный – василек, птица – деревенская ласточка. А население Эстонии всего-навсего 1млн 200 тыс. человек. Это очень грустная картина. Молодежь вся уезжает на Запад. Замечательные эстонские сельхозпродукты теперь производятся в очень небольшом количестве - это издержки вступления в Евросоюз. Еще для меня было откровением (но это уж в силу моей серости и непросвещенности), что Эстония, особенно в ее северо-восточной части богата залежами сланца, добыча и переработка которого и является одной из самых важных составляющих промышленности государства. Сланец для эстонцев – это самое главное топливо, а значит он – источник энергии. Продолжим путешествие. Всю дорогу нам встречались возвращающиеся с юга перелетные птицы: в основном гуси, утки и, кажется, даже в одном гнезде уже стоял аист (гнездо было далековато от дороги), а уже в самом Таллине мы увидим летящую над морем небольшую стаю лебедей. Говорят, что скоро в Эстонии будет принят закон, запрещающий кормить птиц. Вообще, это очень разумно. Дело даже не в том, что птицы от нашей еды могут отравиться. Просто к хорошему и легкому быстро привыкает не только человек. Птицы (перелетные) должны улетать!!! Не надо человеку встревать повсеместно в Божественный замысел о Мире. Уже и так «натворил» много и бесповоротно! Пока не поздно, людям надо остановиться и не нарушать Законы Природы. На полпути к Таллину у нас была остановка в пос. Виитна. В старинной корчме, которая существует здесь с середины ХIX века. Часа в 4 мы уже были в Таллине. В первую очередь поехали на православное кладбище. Посетили могилы родителей приснопамятного патриарха Алексия II протоиерея Михаила и матушки Елены Ридигер, Потом уже нас повезли в гостиницу. Разместились мы очень неплохо: практически в центре города, в гостинице «Эрмитаж». Конечно, в эти дни я не один раз вспоминала ту, давнюю (в 1976 г.) поездку в Таллин, когда мы были еще студентами, и у нас впереди была еще целая жизнь! И была тогда со мной, со всеми нами и Оля! Помню, что жили мы в центре старого Таллина, чуть ли не в средневековом замке, но и внутри все было по-средневековому. Номер был настолько многоместным, что в нем, по-моему, разместилась вся женская часть группы. А женская часть в любой поездке бывает намного больше мужской. Правда, питались мы в ресторане гостиницы «Олимпия», с этой частью все было в порядке. Насколько помню, мы и жить должны были в этой гостинице, просто в дороге мы здорово подзадержались, опоздали к тому сроку, когда должны были заселяться в гостинице, а связь в те времена была никакая – вот наши места и отдали кому-то. Взамен же предоставили экзотику! Но мы же были молодые, глупые, нравилось все, не очень-то огорчало отсутствие положенных удобств и присутствие крыс и огромных дыр в полу и в потолке. Специально я не искала ту гостиницу из 1976 года, я даже не помнила и не представляла ее внешний вид, поэтому вряд ли бы узнала, даже и пройди я мимо нее. Но «Олимпию» я вспомнила! А самое интересное, что недалеко от нее находится небольшая православная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы (но в народе именуемая Казанской по чтимой иконе Божией Матери – Казанской), где служил протоиерей Михаил (Ридигер) – отец Алексия II. Конечно, никто тогда не знал ни отца, ни сына. Но ведь вообще ни про какие церкви нам не говорили, не показывали, не рассказывали про храмы. Как же ужасно нас обкрадывали! Ведь самая лучшая архитектура – это храмовая! Лучшая живопись – это иконопись! Лучшая музыка – это духовная музыка! Конечно, со мной не согласятся многие по поводу музыки и живописи. Но вряд ли кто-то не признает тот факт, что храмозодчество – это вершина, сокровищница мировой архитектуры. Итак, мы расположились в гостинице «Эрмитаж», очень комфортабельной, уютной и современной. Ну вот, положили мы свои вещи в номерах, вручили нам вместо ключей от номеров пластиковые карты (смею заметить – не такое уж это и совершенное устройство!), и мы отправились всей группой в Никольский храм. Но не могли, конечно, не пройти мимо Кафедрального собора в честь Александра Невского. Великолепный, очень красивый, величественный и такой русский! Князь Сергей Владимирович Шаховской, в 1885 году назначенный Эстляндским губернатором, стал инициатором строительства нового кафедрального собора и исходатайствовал Высочайшее разрешение на сбор в пределах империи средств для осуществления названной цели. А нужен новый храм был потому, что заметно выросло русское население. Со всей России поступали пожертвования на постройку в Ревеле нового соборного храма. В честь чудесного спасения царя Александра III и его семьи при страшном крушении императорского поезда 17 октября 1888 года было решено посвятить новый собор Святому Благоверному Князю Александру Невскому. Выбору места для строительства уделялось едва ли не первостепенное значение. Из восьми предложенных вариантов наиболее подходящей оказалась площадь перед губернаторским дворцом на Вышгороде. . В начале 20-х годов в Эстонии был начат сбор средств на снос собора - " памятника русского насилия". В конце 1928 года в Государственное Собрание был внесен законопроект о сносе Александро-Невского собора. С помощью мировой православной общественности храм удалось отстоять. В период фашистской оккупации собор был закрыт, а на повестку дня вновь стал вопрос о его сносе. Но Бог миловал. В начале 60-х годов от перестройки под планетарий храм спас молодой епископ Таллиннский и Эстонский Алексий (Ридигер), впоследствии Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В 1999 году в знак особого покровительства Таллиннскому Кафедральному собору св. Александра Невского был дан статус ставропигиального, т.е. храма, напрямую подчиненного Патриарху Московскому и Всея Руси. Недавно такой статус получил у нас Никольский Морской собор в г. Кронштадте (буквально недавно) По узким и красивым таллинским улочкам мы пошли к Никольской церкви. С 1420-ых годов церковь Святого Николая находится на своем теперешнем месте-на улице Вене. В тот период улица ещё называлась Монастырской, но после реформации в XVI веке, когда доминиканский монастырь прекратил своё существование, за улицей, благодаря торговому двору и церкви, закрепилось название Вене (Русская). Естественно, что Никольская церковь считается самой старой купеческой церковью в Европе. Судьба у прихода церкви была не простой. Бывало всякое. К началу XIX века храм сильно обветшал, и, после более чем 20-летних переговоров, обсуждений, рассмотрений проектов, в 1827 г. на месте прежнего был выстроен новый, уже трехпридельный храм. В основу лег проект Луиджи Руска, петербургского архитектора. Расположенные по бокам 2 колокольни делают Никольский храм немного похожим на Троицкий собор Александро-Невской лавры. Храм стал первым купольным зданием в городе А когда мы вошли в саму церковь, там заканчивали читать каноны, т.е. утреня уже подходила к концу. Вскоре запели великое славословие. Елеопомазание закончилось до нашего прихода, т.к. в храме народу было очень немного. А жаль. Хорошо было здесь, уютно, намоленно. Хотелось остаться до конца, и зря я этого не сделала. Можно было бы после службы хотя бы немного храм осмотреть (неудобно же во время богослужения!). Когда же мы вышли по команде руководительницы, оказалось, что мы все равно теперь предоставлены самим себе, т.е. у нас свободное время, которое можем провести по своему усмотрению. Мы с Еленой пошли прогулочным шагом в сторону своей гостиницы. Погуляли просто по старому Таллину, пофотографировали. Лена меня немного поучила фотографи
ровать, правильно выстраивать объект. ![]() На следующий день, в воскресенье, у нас с утра был опять шведский стол. Опять изобилие всего, совсем непостное. Постаралась воздерживаться, насколько это было возможно. Потом мы отправились в Спасо-Преображенский храм, который находится тоже в старой, исторической части города. Когда-то, до постройки Алекандро-Невского собора, именно этот храм был кафедральным. Тут, наверное, уместно (и пора уже) сказать о Православии в Эстонии вообще, вернее, о той ситуации, которая сложилась здесь еще в 20-х годах XX века. С 1918 года Эстония стала независимым (от России) государством. Поэтому в 1922-1923 годах православная церковь Эстонии приняла юрисдикцию Вселенского патриархата. Позже, когда СССР присоединил к себе Латвию, Литву и Эстонию, часть церквей вновь стала подчиняться Московскому Патриархату, другая же часть так и осталась в юрисдикции ВП. Кстати, мы знаем, что протоиерей Михаил Ридигер (отец святейшего патриарха Алексия II) как раз и служил в одной из таких церквей (Казанской), которая подчинялась РПЦ МП. Надо сказать, что положение, когда на территории маленького государства существует 2 православных Церкви (ВП и МП), таким и сохраняется до сих пор. И что интересно: приходов больше принадлежит ВП (54), а МП – только 30, тогда как верующих в Эстонской Церкви всего около 7000 тысяч, в наших же храмах молятся до 100 тысяч православных! И в этом мы могли убедиться сами, когда мы в воскресенье (а у новостильников, каковыми и являются все церкви Вселенского Патриархата, это было воскресение после Благовещения) перед началом Божественной литургии заехали к ним в храм. Когда-то он тоже был нашим храмом, здесь в 1919 году разыгралась трагедия, которая с приходом советской власти разразилась по всем городам и весям бывшей Российской империи. На территории храма есть памятник священномученику Платону, а в самом храме покоятся его мощи. Вскоре о. Александр покинул свечной ящик и пошел в алтарь, пора было начинать службу, а мы быстренько пошли к автобусу, чтобы ехать в Александро-Невский собор на праздничную литургию. И успели как раз вовремя. Встречали Корнилия, митрополита Таллинского. Народу в храме было, несмотря архиерейское богослужение, не так много, как бывает у нас на архиерейских службах. Мы встали практически за спиной преосвященного владыки. Конечно, служба была замечательная. Как встали на одном месте, так и стояли, хотя хотелось и к иконам приложиться, и храм осмотреть. И только после чтения воскресного Евангелия, когда дьякон читал ектиньи о здравии, а потом и об упокоении, я прошла к иконе «Собор святых земли Эстонской». Эта икона очень светлая и праздничная. То ли место, где она висит, хорошо освещается солнцем через окна, то ли выполнена она в таких тонах, но очень красивая! Хотя на ней есть и мученики (как например Исидор Юрьевский и с ним пострадавшие православные христиане), а также новомученики, пострадавшие за веру от советской власти. И батюшка наш Иоанн Кронштадтский на иконе изображен, а также псково-печерские святые здесь присутствуют – ведь Печоры были какое-то время эстонской территорией. Долго стоять неудобно было перед этой иконой (она находится близко к алтарю), к тому же нас поджимало время – в 12.00 мы должны были быть в автобусе. В храме же только-только запели Херувимскую, в конце которой бывает Великий вход. И все! Для нас служба праздничная на этом и закончилась. Не знаю, как остальные, я же покидала храм не без ропота (внутреннего - подавно!). День был построен неудачно: то ли плохо продумано, то ли планы у кого-то были другие – что тут теперь говорить?! Паломничество – это еще и смирение, тем оно и отличается от туризма (в частности, конечно). В 12 часов у нас начиналась двухчасовая экскурсия по Таллину. Проводила ее экскурсовод Елена, местная жительница, очень приятная и элегантно одетая женщина. Экскурсия была обзорная, с православием никак не связанная, но все равно было интересно. На набережной, где стоит памятник броненосцу «Русалка» В 16 часов в одном из самых величественных храмов Нигулисте должен был состояться концерт органной музыки. Церковь святого Николая (так это звучит по-нашему) – лютеранская церковь –музей, расположена она тоже в старом Таллине, а основана была еще в 13 веке. Правда, сначала была католической. Только с 1524 года стала лютеранской. Но убранство сохранялось до 1944 года, когда в результате бомбежки храм сильно пострадал. Но, тем не менее, самые ценные произведения искусства средневековья сохранились. После ремонта и реставрации здесь располагается филиал Таллинского художественного музея и концертный зал. Очень хорошая акустика в зале. Много собрано бесценных экспонатов средневековья: алтари, скульптуры, картины, гербы-эпитафии, исповедальни, украшавшие некогда монастыри и храмы Эстонии. Особенный интерес представляет всемирно известная картина любекского живописца Берндта Нотке – «Пляска смерти». На картине показана цепочка из людей разных сословий, начиная папой римским изаканчивая младенцем, а также танцующие рядом с ними фигурки Смерти, завлекающие людей в танец. Но в Таллине сохранились лишь фрагменты этой картины. Еще один шедевр храма-музея – алтарь старонидерландской работы. Вот в этом великолепии мы слушали концерт органной музыки. Конечно, когда орган звучит под сводами храма, впечатление гораздо сильнее, нежели когда слушаешь его в концертном зале. Концерт шел около часа, к сожалению моему, среди имен композиторов, чьи произведения исполнялись, мне известно лишь одно – Бах. Имена же 3-х остальных я лучше и писать не буду – вдруг ошибусь, ведь программа была напечатана на эстонском языке. Такие концерты бывают каждое воскресение, билеты очень недорогие (где-то рублей 70), но в 19 часов должен быть другой концерт. Там и коллектив солидный - Эстонский национальный симфонический оркестр, и цена билетов раз в 5 больше (это нам сказали служители). Ну, оно и понятно. Осматривали храм-музей мы уже после концерта, поэтому видели, как готовили аппаратуру, пюпитры, всяческие микрофоны, софиты устанавливали для предстоящего концерта. Ну, а мы с Леной пошли гулять по Таллину. Старый город не покидали, если и заходили в магазины, то только в такие, которые сами по себе и по тому, что в них продавалось, для нас были экзотикой. Дух старого Таллина, конечно, неповторим. Всюду маленькие кафе, кофейни, Утром мы, выглянув в окно, просто ахнули! За ночь столько снега выпало, что везде лежали сугробы. И снег не собирался таять, а дороги, как потом выяснится, будут мокрыми и местами скользкими. После завтрака (опять был шведский стол), собрали свои вещи и – до свидания, Таллин! Поехали в Пюхтицу. На выезде из города мы попали в некое подобие пробки. Было утро понедельника, и все жители города отправились по своим делам: кто на работу, кто на учебу, кто еще куда. А жителей в городе 400 тысяч. Понятно, что ни такого количества машин, как у нас, ни таких жутких пробок, какие бывают в Петербурге в часы пик, здесь просто не может быть. Но из-за обилия светофоров все-таки по городу мы продвигались достаточно медленно. По дороге в Пюхтицу ничего интересного не было, кроме того, что пейзаж за окном напоминал зимнюю Финляндию – все утопало в снегу. И это 2 апреля! Впервые я побывала в Пюхтице летом 1991 года. Тогда, чтобы съездить в Эстонию, не надо было не только заграничного паспорта с визой и со страховкой, но и вообще не надо было никакого паспорта. Граница была чисто условной. Сама я тогда была переполнена своими личными проблемами, да и поездка была экскурсионной (паломничества еще и не совершались в те годы), поэтому мало что помню. Были мы с подругой, тоже далекой тогда от веры, от церкви, а интересно нам было все только со стороны эстетической и исторической. Помню большой храм, много народу (дело было в воскресенье), источник помню, но мы в нем не купались, только умылись и воды попили. Но маленькие календарики, которые я тогда купила в монастыре, у меня хранятся до сих пор. Этот монастырь, как и Псково-Печерский, никогда не закрывался, т.е. молитва здесь не прекращалась ни на один день, даже при советской власти. Конечно, главная причина того, что они не были разорены и уничтожены, в том, что территориально они отошли к Эстонии, а когда эти земли стали советскими, то сначала (после войны) властям не до этого было, а потом, конечно попытки закрыть и ту и другую обитель были, но это уже другая история. Хочу немного подробнее поведать об этом удивительном монастыре, об этом чудесном (в самом прямом смысле слова!) месте. Для этого кое-что позаимствую на сайте монастыря Пюхтица (эст. – Святое место) – село Везенбергского уезда, Эстляндской губернии, на границе Псковской и С.-Петербургской губерний, в 16 верстах к северо-западу от Чудского озера; населено частью русскими крестьянами, частью так называемыми «полуверцами», т. е. олютеранившимися русскими, переселившимися сюда из-за Чудского озера для рыбного промысла, в XV в. Близ Пюхтицы, на Богородицкой горе, православная церковь и женский монастырь (60 монахинь), основанный в 1892 г.; при последнем лечебница, приют (30 девочек), школа и мастерские иконописная, золотошвейная и швальня.
«Места народного поклонения не могут быть избираемы произвольно или искусственно устанавливаемы: во всей Православной Руси верующие и Святая Церковь чтят и делают местом особого поклонения такие места, которые ознаменованы какими-либо особыми благодатными явлениями».
Летом 1888 года из Костромского Богоявленского монастыря прислали в Йыхви пять сестер во главе с монахиней Варварой (Блохиной), которые трудились в лечебнице для приходящих людей. В 1889 году были принято пять девочек сирот, которые обучались рукоделию. Установленные богослужения совершались в домовой церкви Братства. Так возникла небольшая женская община, указом Святейшего Синода от 9 мая 1890 года при храме общины был открыт самостоятельный приход, но основной целью Братство считало устройство монастыря в Пюхтицах. В 1891 году, после всех трудностей, связанных с отчуждением земли для обители, община была переведена на Святую гору, где и был открыт Пюхтицкий женский монастырь.
Число насельниц быстро росло. В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря. Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.
Проект пятиглавого храма, выдержанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами. В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму (в миру Алексей Михайлович Ридигер). Три десятилетия находилась под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри. Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе. Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь. С его стороны это был настоящий подвиг, и монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние. Монахиня Варвара (Валентина Алексеевна Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского).18 января Высокопреосвященный архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий в Таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Москве в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Святейший возложил на неё наперсный крест. Новая игумения стала третьей строительницей обители. За 43 года ее усердных трудов, перечислить которые просто невозможно, монастырь преобразился до неузнаваемости. В феврале прошлого, 2011 года игумения Варвара отошла ко Господу. Около 40 лет возглавляла она обитель, труды ее бесценны.
надеяться, что она будет достойной преемницей прежней игумении. Наше же пребывание в этой славной обители 2 апреля было очень коротким – не более 2-х часов. Первым делом остановились у дуба и часовни, внутри которой находится древняя часовенка. А потом прошли на монастырское кладбище. Поклонились и помолились на могиле игумении Варвары, потом прошли чуть дальше, к Никольской церкви. Л.Е. рассказала еще о некоторых захоронениях этого монастырского кладбища. Потом мы зашли в саму святую обитель. Прошли мимо знаменитых пюхтицких поленниц. Вот ведь тоже какое искусство! Ну вот, после трапезы мы сходили на источник за водой Слава Богу за все!
|