![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Право и государство. Право и другие социальные институты
Конспектирование Изучив гл.2 Конституции РФ запишите права, свободы, гарантии их реализации и юридические обязанности граждан. Терминологическое задание Выпишите в личный юридический словарь и усвойте содержание следующих понятий: «человек», «личность», «гражданин», «гражданство», «правовой статус», «свобода», «субъективное право», «законный интерес». Практическое задание Начертите в рабочем блокноте схемы: «Классификация основных прав и свобод человека и гражданина». Поиск примеров изучаемых явлений Возьмите любое право, данное Конституцией гражданину РФ. Разъясните его смысл. Подберите в действующем законодательстве правовые нормы, конкретизирующие конституционное право. Эссе «Право на жизнь и эвтаназия». Вопросы для самоконтроля 1. Разъясните смысл теории естественных прав человека. Как отразились ее положения в нормативных актах государств? 2.Что означает понятие «правовой статус личности»? 3.Какими личными правами обладают граждане нашей страны? 4.Приведите конкретные примеры того, как могут быть реализованы политические права и свободы. 5.Что представляют собой социально-экономические права граждан РФ? 6.Разъясните основные обязанности граждан РФ. 7.Для чего создаются правозащитные организации? Каковы их задачи? 8.Кто такой уполномоченный по правам человека, и для чего был учрежден этот институт в обществе? Выясните, кто именно занимает этот пост сейчас.
Используемая литература: [1-3, 5, 7-11, 14, 41, 43]. Тема 11. Источники (формы) права Темы рефератов 1. Соотношение права и закона. 2. Обычай как источник права. Терминологическое задание Выпишите в личный юридический словарь и усвойте содержание следующих понятий: «форма права», «нормативный правовой акт», «правовой прецедент», «акт референдума», «правовой обычай», «закон», «подзаконный нормативный акт», «декрет», «догма права», «преамбула», «правовая доктрина», «нормативный договор», «общие принципы права». Составление схем и таблиц Начертите в рабочем блокноте многоуровневую схему «Виды источников права». Поиск примеров изучаемых явлений Прочитайте документ, ответьте на вопросы: каково действие во времени и в пространстве актов, указанных в законе? Каков порядок их опубликования? Что считается официальным опубликованием акта? Какова структура «Собрания законодательства Российской Федерации»? «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти-туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ. Эссе 1. «Являются ли нормативными актами или судебными прецедентами постановления Пленума Верховного Суда РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, разъясняющие порядок применения законодательства?»; 2. «В чем смысл издания подзаконных нормативных правовых актов?». Вопросы для самоконтроля 1. Объясните, какие значения имеет словосочетание «источник права»? 2. Что такое правовой обычай? Какова его роль в юридической практике? 3. Дайте определение понятию «прецедент». Какую роль играет прецедент в Англии и США? 4. Охарактеризуйте договор как источник права. В чем отличие индивидуального и нормативного договора? 5. Назовите признаки нормативного договора. 6. Дайте определение понятия «нормативный правовой акт». Какую роль в иерархии нормативных правовых актов играет принцип юридической силы? 7. Назовите признаки Конституции. В чем ее отличие от других нормативных правовых актов? 8. Объясните действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Используемая литература: [1, 3-6, 9, 11, 14, 19, 35, 44].
|