Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В в е д е н и е
Развитие современной науки и техники неразрывно связано с созданием новых машин, повышающих производительность и облегчающих труд людей, а также обеспечивающих средства исследования законов природы и жизни человека. Теория механизмов и машин есть наука, изучающая строение, кинематику и динамику механизмов в связи с их анализом и синтезом. В ТММ рассматривается две задачи: анализа и синтеза. В работе на примере шарнирного четырехзвенника рассматривается комплексное исследование механизма. Аналогичные схемы механизмов наиболее широко распространены в современных механизмах, а также выполняется синтез кулачкового и зубчатого механизмов.
1 Структурный анализ механизма
Изучение строение механизма начинаем с присвоения номеров звеньям, обозначения его кинематических пар и характерных точек. Обозначим неподвижное звено (стойку) – 0, кривошип ОА – 1, шатун АВ – 2, ползун В – 3. Центры масс звеньев обозначим буквой S с индексами, соответствующими номерам звеньев. По формуле П. Л. Чебышева определим степень подвижности механизма:
,
где n – количество подвижных звеньев n – 3; р5 – число кинематических пар пятого класса, p 5 – 4; p4 – число высших кинематических пар четвертого класса, p4 – 0. Подставив значения в формулу, получим W=1. Это означает, что достаточно одному из звеньев задать движение, чтобы все остальные двигались синхронно. В нашем случае движение задано кривошипу - ОА. Выделим из состава механизма структурные группы Ассура, начиная с наиболее удаленной от ведущего звена, определим их класс, порядок, вид. Результаты анализа занесем в таблицу 1. Таблица 1 - Результаты структурного анализа
2 Кинематический анализ механизма При кинематическом анализе необходимо для заданного положения механизма определить скорости и ускорения характерных точек, а также угловые скорости и ускорения звеньев.
2.1 Построение заданного положения механизма План положения механизма строится в масштабе. Приняв на схеме ОА=20 мм, получим:
ml =lОА /ОА=0, 04/20=0, 002 м/мм.
Остальные размеры вычисляем путем деления длин отрезков на масштаб и сводим в таблицу 2.
Таблица 2 – Геометрические размеры звеньев на схеме
По полученным значениям методом засечек построим заданное положение механизма.
2.2 Скорости точек и угловые ускорения звеньев
Скорости точек определим методом планов скоростей, которые строятся для каждого положения механизма. Скорость точки А вычислим по формуле
.
Выберем масштаб плана скоростей
mu = uA/pa,
где ра – желаемая длина вектора скорости точки А на плане. Примем ра – 40 мм, тогда mu = 0, 2/40 =0, 005 м/с·мм
Выберем полюс р и проведем из него вектор перпендикулярно кривошипу ОА в направлении его вращения (см. рисунок 1). Следует отметить, что с точкой В на схеме совпадают три точки: принадлежащая шатуну В2, принадлежащая ползуну В 3 и принадлежащая неподвижной направляющей (стойке) точка В 0. Так как шатун с ползуном связаны вращательной кинематической парой, то . Отнеся точку В сначала к звену 2, а затем к стойке, составим исходные векторные уравнения:
,
где – вектор относительной скорости точки В вокруг точки А, ; – вектор скорости стойки, ; – вектор скорости точки В относительно стойки, параллельный направляющей (х-х). На основании этих уравнений проведем из точки а плана скоростей линию, перпендикулярную АВ, из полюса р - прямую, параллельную направляющей (х-х). Точка в пересечения этих прямых укажет положение концов векторов абсолютной и относительной скорости точки В.
Рис. 1. План скоростей
Положение точки s (центра тяжести шатуна) на плане скоростей найдем из условия подобия , откуда . В нашем случая точка S2 лежит на середине звена АВ.
Величины скоростей точек вычислим из произведения длин отрезков плана на масштаб: , , . Угловая скорость шатуна АВ находится по формуле , .
2.3 Ускорения точек и угловые ускорения звеньев Ускорения точек механизма определим методом планов. Ускорение точки А вычислим по формуле
.
Примем длину вектора ускорения точки А на плане π а=50 мм, тогда масштаб будет равен Из произвольно выбранного полюса π параллельно кривошипу ОА и в направлении от А к О отложим отрезок (см. рисунок 2). Составим исходные векторные уравнения для нахождения ускорения точки В.
,
где – нормальное ускорение, вектор которого направлен к центру вращения, т.е. от точки В к точке А, ; – тангенциальное ускорение, направленное перпендикулярно отрезку АВ, ( – угловое ускорение звена); – кориолисово ускорение, , так как ; – релятивное (относительное) ускорение точки В относительно точки В 0. Из точки а плана ускорений отложим параллельно АВ и в сторону от В к А отрезок . В точке n восстановим перпендикуляр к отрезку – линию действия вектора тангенциального ускорения, а через полюс проведем прямую, параллельную направляющей (х-х). Точка в пересечения перпендикуляра и этой прямой и определяет положение конца вектора ускорения точки В. Ускорение точки S шатуна устанавливается по правилам подобия.
Рис. 2. План ускорений
Величины ускорений точек механизма найдем по формулам: , ,
. Угловое ускорение шатуна вычислим по формуле . Направления угловых ускорений определяются ориентацией векторов тангенциальных ускорений соответствующих точек звеньев, мысленно перенесенных в эти точки.
Направления угловых ускорений определяются ориентацией векторов тангенциальных ускорений соответствующих точек звеньев, мысленно перенесенных в эти точки.
2.3 Силовой расчет механизма
Силовой расчет является одним из важнейших этапов проектирования механизмов и машин. Его задача определить силы, действующие на звенья механизма, для расчета деталей на прочность и износ, а также мощность двигателя, установить тип и размеры подшипников и т.п.
2.3.1 Силы, действующие на звенья механизма
Вычислим силы, действующие на механизм, и расставим их в соответствующих точках (см. рисунок 3). Силы тяжести найдем по формуле:
,
где тi – масса соответствующего звена; g – ускорение свободного падения, g=9, 81 м/с2. При учебных расчетах допускается принимать g=10 м/с2. ; . Силы тяжести прикладываются к центрам масс и направляются вертикально вниз. Силы инерции звеньев вычислим из соотношения
,
и приложим к центрам масс и направим противоположно ускорениям соответствующих звеньев. , . Моменты пары сил инерции устанавливается по формуле
,
где – момент инерции i -го звена, кг·м2. . Сила полезных сопротивлений FC=200 H.
Рис. 3. Силы, действующие на механизм
2.3.2 Расчет группы 2-3
Кинетостатический расчет начинают со структурной группы, наиболее удаленной от ведущего звена. Отделим от механизма группу звеньев 2-3 и заменим связи реакциями и (см. рисунок 4).
Рис. 4. Силовое нагружение группы 2-3
Разложим реакцию на нормальную и тангенциальную составляющие и, составим уравнение моментов для звена 4 относительно точки В, определим : , ,
где – плечи действия сил (берутся из чертежа), мм. Подставив конкретные данные, получим
.
Запишем векторное уравнение равновесия для всей группы.
.
Это уравнение решим графически для чего построим план сил в масштабе. . Тогда длины векторов будут равны: , , , , . Построим многоугольник плана сил в масштабе , замкнув его известными по направлениям векторами и (см. рис. 5). Искомые величины равны: , , . Для определения реакции запишем векторное уравнение равновесия для звена 2:
.
Из уравнения видно, что вектор является замыкающим системы сил, действующих на звено 2. Тогда величина этой реакции .
Рис. 5.План сил группы 2-3
Таким образом, все неизвестные реакции в кинематических парах этой группы установлены.
2.3.3 Расчет ведущего звена
Ведущее звено 1 является механизмом 1-го класса и не относится к статически определимым группам асура, т.е. оно не уравновешено. Введем уравновешивающую силу . приложим её в точку А и направим перпендикулярно к оси ОА (см. рисунок 6). Кроме того, на ведущее звено действует реакция от звена 2 и реакция от неподвижного звена (стойки) .
Рис. 6. Силовое нагружение ведущего звена
Для определения величины уравновешивающей силы составим уравнение моментов относительно точки О:
, ,
откуда Запишем векторное уравнение равновесие для ведущего звена:
.
По этому уравнению построим план сил в масштабе (см. рисунок 7).
Рис. 7. План сил ведущего звена
Величина реакции .
2.3.4 Расчет ведущего звена по методу Жуковского
В качестве проверочного расчета воспользуемся теоремой Жуковского. Для этого построим повернутый на 90° план скоростей и приложим в соответствующие точки силы, действующие на звенья механизма. Кроме того, на звено 2 действует момент пары сил инерции. Его надо разложить на пары сил и приложить к концам звена с направлением, совпадающим с направлением момента . Эти силы также необходимо приложить к соответствующим точкам повернутого плана скоростей.
Рис. 8. «Рычаг» Жуковского
Расставив все силы и определив плечи их действия относительно полюса плана, составим уравнение моментов этих сил относительно полюса: , ,
откуда
.
Подставив числовые значения, получим . Погрешность при сравнении двух способов найдем из соотношения
,
где , – уравновешивающие силы, определенные соответственно по методу Жуковского и по методу планов сил. Ошибки при учебных инженерных расчетах допускаются . Следовательно, силовой расчет механизма выполнен в допускаемых пределах.
|