![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий. В глоссарии даны определения основных понятий дисциплины ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В глоссарии даны определения основных понятий дисциплины. Знание этих определений является необходимым условием успешной сдачи экзамена. ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных и возрастным составом. ВЫТЕСНЕНИЕ – защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные импульсы или импульсы не допускаются до уровня сознания. ГЕНДЕР – социально-биологическая характеристика, с помощью которой в психологии дается определение понятиям «мужчина» и «женщина». Пол – биологическая категория. Психологи предпочитают использовать термин «гендер» вместо слова «пол», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой. ДИДАКТИКА – теория образования и обучения; отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – неосознанные реакции, защищающие индивидуума от тревоги и чувства вины; эго-защитные тенденции. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - процесс, посредством которого ребенок присваивает себе характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ – расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости. ИНФОРМАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ – термин, связанный с тем, что люди, часто стремясь понять какой позиции им следует придерживаться в тех или иных вопросах, опираются не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. КОЛЛЕКТИВ (от лат. сollectivus –собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, определенной структурой. А.С.Макаренко выделены признаки, этапы и принципы развития коллектива. КОМПЛЕКС ИОНЫ – страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ – общественно обусловленные способы целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. МОТИВЫ РОСТА – потребности высшего уровня (метапотребности), связанные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни. НОРМАТИВНОЕ ДАВЛЕНИЕ – термин, связанный с тем, что человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания (социальные нормы), чтобы общество его не отвергло. ОБРАЗОВАНИЕ – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней – цензов. ОБЩЕНИЕ – это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияние и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей. ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной. ПРОЕКЦИЯ - защитный механизм, состоящий в том, что индивид приписывает свои неприемлемые мысли, чувства и желания другим людям или окружению. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ - духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - защитный механизм, позволяющий индивиду находить правдоподобные оправдания своих неудач. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств противоположного значения. РЕГРЕССИЯ - защитный механизм, заключающийся в том, что индивид отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использует менее зрелое поведение в попытке справиться со стрессом. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ – основная потребность, которая мотивирует человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группе и организациях. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОУВАЖЕНИИ - основная потребность, которая мотивирует человека достигать признания и уважения других. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – процесс здорового развития способностей и талантов людей, чтобы они могли стать теми, кем они могут стать. СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ - периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Сензитивные периоды могут быть очень короткими: недели и дни. Формирование здесь может быть очень быстро – в результате одного - двух повторений. СУБЛИМАЦИЯ - форма замещения, при которой импульсы ид направляются на социально приемлемую активность. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, поддерживая друг друга. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития системы образования. ТЕМПЕРАМЕНТ – динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
|