Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии» в структуре ООП магистратуры






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

 

Факультет психологии

Кафедра социальной психологии

 

УТВЕРЖДАЮ

 

__________________

 

«____» ___________ 20__ г.

 

Рабочая программа дисциплины

«Количественные и качественные методы исследований в психологии»

 

 

Направление подготовки

«Психология»

 

 

Профиль подготовки

_____________________

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Ростов-на-Дону

1. Цели освоения дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии»

Цели освоения дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии»:

1. Приобретение студентами знаний об особенностях основных количественных и качественных методов в психологии.

2. Приобретение студентами умений выбрать и применить методы, соответствующие цели, предмету конкретного научного исследования.

3. Повышение профессиональной эрудиции студентов и соблюдение ими профессиональных этических норм как потенциальная оптимизация их деятельности в качестве исследователей и практикующих психологов.

 

Задачи освоения дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии»:

1. Ознакомить студентов с историей создания и многообразием количественных и качественных методов в психологии.

2. Сформировать у студентов представления о специфике, практике применения количественных и качественных методов в соответствии с целью, предметом конкретного научного психологического исследования.

3. Способствовать получению студентами навыков разработки программ психологических исследований с применением количественных и качественных методов.

4. Способствовать развитию у студентов умений интерпретировать полученные данные и формулировать соответствующие им выводы.

5. Способствовать получению студентами навыков составления научных отчетов различного вида.

6. Способствовать получению студентами навыков применения количественных и качественных методов при решении различных задач в контексте научно-исследовательской работы и практической деятельности психолога.

7. Ознакомить студентов с профессиональными этическими нормами поведения психолога, способствовать соблюдению их студентами в научно-исследовательской работе и практической деятельности.

 

 

Место дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии» в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Количественные и качественные методы исследований в психологии» (М1.Ф.3) имеет место в блоке дисциплин общенаучного цикла дисциплин (М1) ООП магистратуры. Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку (знания об особенностях количественных и качественных методов в психологических исследованиях, навыки их применения, представления об этических проблемах психологических исследований и путях их решения) к двум основным видам профессиональной деятельности психолога ― научно-исследовательской и практической работе.

Освоение данной дисциплины в магистратуре основано на компетенциях, знаниях и навыках (общих представлениях об истории психологии как науке, о многообразии теоретико-методологических оснований и методов научного психологического исследования), формирующихся в процессе изучения студентом в бакалавриате цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественнонаучного цикла (Б.2) и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.3): «Введение в профессию» (Б3.Б.1), «Эволюционное введение в психологию» (Б3.Б.2.1), «Экспериментальная психология» (Б3.Б.3), «Психодиагностика» (Б3.Б.9), «Социальная психология» (Б.3.Б.12), «Математические методы в психологии» (Б.3.Б.17), «Методологические основы психологии» (Б.3.Б.18). При освоении данной дисциплины студенту необходимы знания и навыки (общие представления об особенностях количественных и качественных методов научного психологического исследования и некоторые практические навыки применения соответствующих им методик), полученные в результате освоения психологических практикумов по общей психологии (Б3.Б.4.1-5), при прохождении учебно-ознакомительной практики и научно-исследовательской практики, в результате написания курсовых работ. Также необходимы знания и навыки (общие представления о статистической обработке данных и навыки применения математических методов статистической обработки данных), получаемые студентом параллельно с освоением данной дисциплины при освоении дисциплины «Статистические методы в психологии» (М2.Ф.5), являющейся составной частью профессионального цикла (М2).

Освоение дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии», предполагающее получение знаний об особенностях основных методов, применяемых в разных сферах фундаментальной и прикладной социальной психологии, необходимо для параллельного освоения дисциплин общенаучного цикла (М1) и последующего освоения дисциплин профессионального цикла (М2) («Гендерная психология общения» (М2.Р.3), «Культурно- и этнопсихологические исследования» (М2.Р.5), «Экзистенциально-гуманистическая психология как психология бытия» (М2.Р.4), «Социальная психология конфликтного взаимодействия» (М2.Р.7), «Социально-психологические основы организационного консультирования» (М2.Р.8)).

 

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии»

Результат освоения дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии» ― формирование следующих компетенций:

способности и готовности к:

1) ОК-6: принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемной ситуации (знать общие черты и отличительные особенности количественных и качественных методов психологического исследования, основные этические проблемы проведения психологического исследования с применением количественных и качественных методов и пути их решения, возможности и ограничения применения количественных и качественных методов в зависимости от цели, предмета, теоретического объекта, гипотез, задач, эмпирического объекта исследования; уметь соблюдать профессиональные этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации ― Российском Психологическом Обществе (РПО), разрешать этические проблемы взаимодействия исследователя и респондента, практикующего психолога, клиента и заказчика при планировании и организации исследования; владеть навыками выбора и применения на практике количественных и качественных методов и соответствующего методического инструментария, адекватных цели, предмету, теоретическому объекту, гипотезам и задачам исследования);

2) ОК-9: выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы (знать особенности, возможности и ограничения основных математических методов обработки данных, используемых в психологических исследованиях; уметь выбрать статистические методы обработки данных, соответствующие цели, предмету исследования; владеть навыками применения статистических методов обработки данных);

3) ПК-2: разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (знать определения и соотношение основных понятий научного психологического исследования, виды исследований в психологии, типы данных в исследованиях, классификации количественных и качественных методов исследования, общие черты и отличительные особенности количественных и качественных методов психологического исследования, основные этапы психологического исследования и применяемые на данных этапах количественные и качественные методы; уметь разрабатывать программу психологического исследования с применением количественных и качественных методов, формулировать цель, предмет, теоретический объект, гипотезы, задачи исследования; особенности эмпирического объекта исследования; владеть навыками выбора и применения на практике количественных и качественных методов и соответствующего методического инструментария, адекватных цели, предмету, теоретическому объекту, гипотезам и задачам исследования, навыками первичной обработки данных исследования, навыками интерпретации полученных результатов и формулирования соответствующих выводов);

4) ПК-7: планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (знать общие черты и отличительные особенности количественных и качественных методов психологического исследования, основные этапы психологического исследования и применяемые на данных этапах количественные и качественные методы; уметь разрабатывать программу психологического исследования с применением количественных и качественных методов, формулировать цель, предмет, теоретический объект, гипотезы, задачи исследования; особенности эмпирического объекта исследования; владеть навыками составления научных отчетов различного вида (описания цели, предмета, гипотез, задач, эмпирического объекта, теоретико-методологических оснований, методов и методик исследования, полученных результатов, сделанных на их основе выводов));

5) ПК-24: выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (знать общие черты и отличительные особенности количественных и качественных методов психологического исследования; уметь разрабатывать программу психологического исследования с применением количественных и качественных методов, разрешать этические проблемы взаимодействия исследователя и респондента, практикующего психолога, клиента и заказчика при планировании и организации исследования; владеть навыками выбора и применения на практике количественных и качественных методов и соответствующего методического инструментария, адекватных цели, предмету, теоретическому объекту, гипотезам и задачам исследования, навыками первичной обработки данных исследования, навыками интерпретации полученных результатов и формулирования соответствующих выводов).

4. Структура и содержание дисциплины «Количественные и качественные методы исследований в психологии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ, 72 часа.

Форма промежуточной аттестации (по семестрам): зачет (2 часа)

 

 

№ п/п Раздел дисцип-лины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемо-сти (по неделям семестра) (в часах)
Сам. раб. ст. Лек-ции Семи-нары Прак-тиче-ские заня-тия
                 
Раздел 1. Общие проблемы психологических исследований  
      Тема 1.1. Уровни и виды пси-хологиче-ских иссле-дований       1, 2                   Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
Раздел 2. Этапы проведения психологического исследования
      Тема 2.1. Програм-ма иссле-дования и ее реализа-ция       3, 4                     Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)

 

 

                 
Раздел 3. Основные количественные методы психологического исследования
  Тема 3.1. Метод на-блюдения   5, 6         Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
  Тема 3.2. Метод анкетиро-вания. Контент-анализ     5, 7         Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
  Тема 3.3. Метод те-стирова-ния. Мето-ды психо-семантики     8, 9, 10         Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
  Тема 3.4. Эспери-мент в пси-хологиче-ском ис-следовании               Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
  Тема 3.5. Измерение в психоло-гическом исследова-нии. Метод шкалиро-вания   12, 13         Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
                 
Раздел 4. Основные качественные методы психологических исследований
  Тема 4.1. Методы беседы, интервью-ирования. Нарратив-ный анализ             Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
  Тема 4.2. Проектив-ные методики в психологи-ческом ис-следовании             Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
  Тема 4.3. Методы групповой работы в психологи-ческом исследова-нии     15, 16         Реферат (ПР-4), про-ектное за-дание (ПР-3), коллоквиум (УО-2), тест рубежного контроля (ПР-1)
Итого                
                                 

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал