Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Расчет зубчатых колес коробки передач на прочность и долговечность
При расчете коробки передач расчетный момент определяется по максимальному крутящему моменту двигателя. Расчет зубчатых колес производится на прочность – по напряжениям изгиба зубьев и на долговечность – по контактным напряжениям.
Напряжение изгиба , Па, рассчитывают по формуле
, (2.1)
где Р – окружное усилие, Н; y – коэффициент формы зуба.
Окружное усилие Р, Н, рассчитывают по формуле
, (2.2)
где – передаточное число до рассчитываемого зубчатого колеса; r – радиус начальной окружности зубчатого колеса, м.
Таблица 1.3 – Параметры зубчатых колес механических ступенчатых коробок передач
Шестерни передачи
| , мм
|
|
| , мм
| , мм
| , º
| ЗАЗ-968
| Первой
Второй
Третьей
Четвертой
| 72, 88
|
|
| 13, 0
14, 0
14, 0
15, 0
| 2, 75
2, 50
2, 50
2, 50
|
| ВАЗ-2101
| Привода промежуточного вала
Первой
Второй
Третьей
| 68, 00
|
|
| 16, 0
15, 5
15, 0
16, 0
| 2, 50
|
| ГАЗ-24
| Привода промежуточного вала
Первой
Второй
Третьей
| 77, 00
|
|
| 15, 5
17, 5
16, 5
16, 5
| 2, 75
3, 00
3, 00
2, 75
| 34º 22'31''
29º 8'42''
29º 8'42''
34º 22'31''
| ГАЗ-53А
| Привода промежуточного вала
Первой
Второй
Третьей
| 110, 63
|
|
| 20, 0
24, 0
20, 0
22, 0
| 3, 50
4, 25
3, 50
3, 50
| 23º 26'5''
23º 26'5''
23º 26'5''
|
Продолжение табл. 1.3
ЗИЛ-130
| Привода промежуточного вала
Первой
Второй
Третьей
Четвертой
| 123, 25
|
|
| 25, 0
30, 0
29, 0
28, 0
26, 0
| 3, 50
4, 25
3, 50
3, 50
3, 50
| 24º 40'15''
24º 40'15''
24º 40'15''
24º 40'15''
| ЯМЗ-238А
| Привода промежуточного вала
Первая
Второй
Четвертой
| 165, 75
|
|
| 35, 0
37, 0
32, 0
32, 0
| 4, 50
4, 50
4, 50
4, 50
| 26º 22'20''
23º 30'
| ЯМЗ-236Н
| Привода промежуточного вала
Первой
Второй
Третьей
Пятой
| 165, 75
|
|
| 25, 0
32, 0
32, 0
32, 0
32, 0
| 4, 50
4, 25
4, 25
4, 25
4, 25
| 26º 22'20''
| КамАЗ, тип 15
| Привода промежуточного вала
Первой
Второй
Третьей
Четвертой
| 160, 00
|
|
| 31, 5
38, 0
33, 5
31, 0
30, 0
| 4, 25
5, 00
4, 50
4, 50
4, 50
|
19º 31'
| | | | | | | | | | | Коэффициент формы зуба у, приближенно определяют по формуле
. (2.3)
Допустимые напряжения изгиба зубьев приведены в таблице 2.1 [2].
Таблица 2.1 – Допустимые напряжения изгиба зубьев, МПа
Передача
| Легковые
автомобили
| Грузовые
автомобили
| Первая, задний ход
| 350 ¸ 400
| 500 ¸ 900
| Высшие передачи
| 180 ¸ 350
| 150 ¸ 400
| В основу расчета по контактным напряжениям положена зависимость Беляева-Герца для наибольших нормальных напряжений в зоне контакта, возникающих при сжатии двух цилиндров.
Контактные напряжения , Па, определяют по формуле
, (2.4)
где Е - модуль упругости 1-го рода, Па; a – угол зацепления шестерен, град; , – радиусы начальных окружностей шестерен в паре, м; " +" – для внутреннего зацепления; " –" – для внешнего зацепления.
Модуль упругости 1-го рода – Е = 2·105 МПа [4].
Угол зацепления шестерен – a = 20° [5].
Допустимые напряжения сжатия приведены в таблице 2.2 [2].
Таблица 2.2 – Допустимые напряжения сжатия, МПа
Передача
| Легковые автомобили и грузовые
малой грузоподъемности
| Грузовые
автомобили
| Первая, задний ход
| 1500 ¸ 2000
| 3000 ¸ 4000
| Высшие передачи
| 1000 ¸ 1400
| 2000 ¸ 2800
|
|