![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет синхронизаторов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Наибольшее распространение на современных транспортных средствах получили инерционные конусные синхронизаторы (рисунок 3.1), которые не допускают включения передачи до полного выравнивания угловых скоростей соединяемых зубчатого колеса и вала. Рисунок 3.1 – Расчетная схема инерционного конусного синхронизатора
Цель расчета синхронизатора - определение углов наклона конусов поверхностей выравнивающих и блокирующих элементов, обеспечивающих соблюдение условия невключения передачи до полного выравнивания угловых скоростей соединяемых зубчатого колеса и вала, а также момента трения и времени синхронизации. При расчетах синхронизатора пренебрегают влиянием сопротивления масла на снижение частоты вращения зубчатых колес, так как оно при нормальном температурном режиме не оказывает существенного влияния на процесс синхронизации. Предполагается также, что скорость автомобиля за время синхронизации не изменяется. Синхронизаторы принято оценивать по удельной работе буксования. Удельную работу буксования
где Работу буксования
где Для трехвальной коробки передач суммарный приведенный момент инерции
где При этом необходимо учитывать, что в пятиступенчатых коробках передач грузовых автомобилей синхронизированы только высшие передачи, а первая передача и передача заднего хода включаются кареткой. У коробок передач легковых автомобилей синхронизированы все передачи. Для двухвальной коробки передач
где Момент инерции J, кг× м2, диска (шестерни, вала) относительно оси, проходящей через его центр и перпендикулярной плоскости его вращения, в общем случае можно определить по формуле
где M – масса диска, кг; R – радиус диска, м. Для нахождения моментов инерции валов необходимо определить их размеры. Размеры валов коробок передач выбираются, исходя из условия обеспечения достаточной их жесткости. Диаметр ведущего вала коробки передач приближенно определяют по формуле
где Эмпирический коэффициент – k = 4, 0 ¸ 4, 6 [5]. Длину ведущего (ведомого) валов
где А – межосевое расстояние, м. Длину ведущего вала
где Ведомый и промежуточный валы трехвальной коробки передач – ступенчатые, и их диаметр
где А – межосевое расстояние, м. Отношения диаметров валов трехвальной коробки к их длинам для промежуточного и ведомого валов соответственно [2]: Расчетная угловая скорость коленчатого вала двигателя при переключении передач приведена в таблице 3.1 [5], где
Таблица 3.1 – Расчетная угловая скорость коленчатого вала двигателя при переключении передач, рад/с
Площадь поверхности трения выравнивающего элемента синхронизатора
где r – средний радиус поверхности трения конуса синхронизатора, м; Средний радиус поверхности трения выравнивающего элемента синхронизатора r, м, рассчитывают по формуле
где Момент трения на поверхности конуса рассчитывают по формуле
где Время синхронизации приведено в таблице 3.2 [5].
Таблица 3.2 – Время синхронизации, с
Одним из важнейших конструктивных параметров синхронизатора является угол конусности поверхностей трения. Низший предел половины угла конусности для пары " сталь – бронза" – d = 6 ¸ 12° [4]. Из-за возможного заклинивания поверхностей трения половина угла конусности должна быть больше угла трения, который связан с коэффициентом трения зависимостью:
где r – угол трения, град. Коэффициент трения для пары " сталь – бронза" – m= 0, 06 ¸ 0, 1 [4]. Осевую силу S, Н, определяют по формуле
где Усилие, прикладываемое водителем к рычагу коробки передач [5]: · легковых автомобилей и автобусов – · грузовых автомобилей – Передаточное число рычага переключения передач [5]: · легковых автомобилей – · грузовых автомобилей – Ширину кольца трения по образующей конуса
где Допустимое давление – Допустимая удельная работа буксования синхронизаторов [4]: · легковых автомобилей – [ · грузовых автомобилей – [ Нижние пределы соответствуют высшим передачам, верхние – низшим. При выборе основных параметров синхронизаторов коробок передач могут быть использованы данные таблицы 3.3 [5].
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров Н. Ф. Конструирование и расчет машин высокой проходимости: учебник для втузов / Н. Ф. Бочаров, И. С. Цитович, А. А. Полунгян. – М.: Машиностроение, 1983. – 299 с. 2. Бухарин Н. А. Автомобили. Конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля: учеб. пособие для вузов / Н. А. Бухарин, В. С. Прозоров, М. М. Щукин. – М.: Машиностроение, 1973. – 504 с. 3. Лукин П. П. Конструирование и расчет автомобиля: учебник для студентов втузов / П. П. Лукин, Г. А. Гаспарянц, В. Ф. Родионов. – М.: Машиностроение, 1984. – 376 с. 4. Осепчугов В. В. Автомобиль: Анализ конструкции, элементы расчета: учебник для студентов вузов / В. В. Осепчугов, А. К. Фрумкин. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с. 5. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник / А. И. Гришкевич [и др.]. – М.: Машиностроение, 1984. – 272 с.
Таблица 3.3 – Основные размеры и показатели напряженности инерционных синхронизаторов механических коробок передач
Составители Алексей Владимирович Буянкин Владимир Георгиевич Ромашко
|