Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание разделов аналитической системы Project Expert






Раздел Проект

Раздел состоит из шести модулей: Заголовок; Список продуктов; Текстовое описание; Отображение данных; Настройка расчета; Защита проекта.

Рис 4. Окно Проект

Нажатием кнопки Заголовок в разделе Проект открывается диалог Заголовок проекта, в котором отображается информация, введенная при создании проекта. В процессе работы над проектом в эти данные можно вносить изменения.

Информация о продуктах, выпуск которых предусмотрен проектом, заносится в базу данных проекта в диалоге Продукты/услуги, который открывается нажатием кнопки Список продуктов в разделе Проект.

В этом диалоге вводится полный перечень продуктов или услуг предприятия, реализующего проект, с указанием единицы измерения и даты начала продаж каждого продукта.

Дата начала продаж определяет только возможность начала продаж с указанного момента. В действительности, сбыт продукции осуществляется в соответствии с планом, который формируется в модуле План сбыта раздела Операционный план.

Модуль Текстовое описание раздела Проект предназначен для формирования текстовой части проекта. Представленная здесь информация организована в форме дерева, структура которого обычно соответствует структуре бизнес-плана. Узлы и листья дерева - это разделы бизнес-плана.

Диалог Отображение данных предназначен для указания масштаба представления данных проекта и настройки параметров отображения итоговых таблиц.

Диалог Настройка расчета предназначен для задания параметров определения показателей эффективности проекта и степени детализации результатов. Диалог Настройка расчета открывается нажатием одноименной кнопки в разделе Проект.

Этот диалог содержит три карточки: " Ставка дисконтирования", Детализация и Показатели эффективности.

Защита проекта от несанкционированного доступа обеспечивается с помощью паролей. Выделяются три категории пользователей, имеющих различные права доступа к данным:

" автор проекта", обладающий полным объемом прав доступа, включая, изменение данных, ввод актуализированных данных, просмотр, а также установление паролей для всех пользователей;

" менеджер проекта", имеющий право ввода актуализированных данных и просмотра проекта;

" гость", который может только просматривать данные проекта; в режиме просмотра допускается изменение масштаба отображения результирующих таблиц и установка опций детализации.

Важные аспекты работы с разделом, которые необходимо учитывать при построении модели.

Релевантные издержки и доходы.

При принятии решения учитываются только те расходы и доходы, величина которых зависит от принимаемого решения. Во внимание принимаются только приростные потоки денежной наличности

Методика АВС (группирования) используется в РЕ для:

- сокращение списка продуктов.

- сокращение списка материалов и комплектующих переменных издержек

- сокращение списка персонала и других издержек

Ликвидность проекта/предприятия – способность своевременно и в полном объеме отвечать по своим финансовым обязательствам (всем выплатам, связанным с данным проектом).

Дата начала проекта – влияет на результаты расчета при наличии фактора сезонности

Интервал планирования.

Срок жизни проекта разбивается на несколько временных отрезков – интервалов планирования, каждый из них рассматривается отдельно с точки зрения оттоков и притоков денежных средств. В системе РЕ минимальный интервал – 1 месяц.

Требования РЕ к «технологии» производства продукта/услуги.

Цепочка формирования издержек должна оставаться неизменной в течении всего проекта. Иногда требуется разделение одного реального продукта на несколько продуктов при его описании в РЕ.

Раздел Компания

Рис. 5. Окно Компания

В разделе Компания можно осуществить ввод данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия на начало проекта. Раздел состоит из четырех модулей: Стартовый баланс; Банк. Система учета; Структура компании; Разнесение издержек.

Начальное финансовое состояние действующего предприятия отражается в диалоге Стартовый баланс. В нем детально описываются статьи активов и пассивов баланса на дату начала проекта.

РЕ позволяет выбрать варианты оценки товарно-материальных запасов

(Компания, Банк система учета): FIFO, LIFO или " По среднему"

Метод оценки запасов по ценам первых закупок (FIFO).

Это метод основан на предположении, что себестоимость товаров, приобретенных, в первую очередь, должна быть отнесена к товарам, проданным в первую очередь.

Эффект от использования метода FIFO заключается в том, что материальные запасы на конец периода оцениваются по ценам последних закупок, а в себестоимости реализованной продукции используются цены первых покупок товаров.

Метод оценки запасов по ценам последних закупок (LIFO).

Данный метод базируется на той посылке, что себестоимость товаров, приобретенных последними, используется для определения стоимости товаров, проданных в первую очередь, а себестоимость запасов на конец периода рассчитывается на основе себестоимости товаров, приобретенных первыми.

При движении цен как вверх, так и вниз метод LIFO предполагает, что себестоимость реализованной продукции отразит издержки в соответствии с уровнем цен на момент продажи.

Метод оценки запасов " по среднему".

Данный метод базируется на посылке, что себестоимость товаров, приобретенных в течение периода, определяется как средняя цена закупок за период.

В тех случаях, когда одной из целей проекта является анализ деятельности подразделений компании и оценка их вклада в общий финансовый результат, следует описать внутреннюю структуру компании и степень участия каждого подразделения в производстве отдельных продуктов. Такое описание создается с помощью диалога Структура компании.

Для целей анализа эффективности работы подразделений компании и определения себестоимости отдельных видов продукции, необходимо описать происхождение всех видов издержек и доходов, не связанных с реализацией продукции. Для решения этой задачи предназначен диалог Разнесение издержек.

Раздел Окружение

При моделировании деятельности предприятия необходимо учесть влияние факторов внешней среды. Раздел Окружение состоит из 4-х модулей: Валюта; Учетная ставка; Инфляция; Налоги; в которых вводятся данные об основной (национальной) и дополнительной (экспортно-импортной) валютах проекта; ставке рефинансирования; а также инфляционном и налоговом окружении финансовых операций проекта.

Система РЕ представляет собой список основных налогов, установленных российским законодательством с учетом действующих ставок выплат для предлагаемых налогов, а также позволяет выбирать налогооблагаемую базу из предложенного перечня и определять ее для любого налога по формуле. Условия налогообложения, действующие на отдельные виды продуктов, поступления или выплаты, кроме основного раздела – Окружение, могут указываться в следующих разделах программы (таблица 1).

Таблица 1

Раздел Модуль Диалог Параметр
Инвестиционный план Ресурсы Редактирование ресурсов Без НДС
Инвестиционный план Список активов Характеристики актива Списание НДС
Инвестиционный план Список активов Характеристики актива, Продажа актива Налог на продажу
Операционный план План сбыта Ценообразование Нестандартные налоги
Операционный план Материалы и комплектующие Ценообразование Нестандартные налоги
Операционный план Общие издержки Производство Налоги/Учет
Операционный план Общие издержки Управление Налоги/Учет
Операционный план Общие издержки Маркетинг Налоги/Учет
Финансирование Лизинг Лизинговые платежи Налог на имущество Без НДС
Финансирование Инвестиции Инвестиции Налог Не облагать налогом на прибыль
Финансирование Другие поступления Другие поступления Налоги
Финансирование Другие выплаты Другие выплаты Налоги
Финансирование Льготы по налогу на прибыль Льготы по налогу на прибыль Доля прибыли, освобождаемая от налогообложения

Рис. 6. Окружение

Раздел Инвестиционный план

Календарный план - главный модуль раздела. Здесь производится формирование календарного плана, списка активов, составляется описание используемых ресурсов, определяются другие характеристики начальных инвестиций и подготовки производства.

Список активов - диалог, предназначенный для описания характеристик активов, сформированных в календарном плане.

Ресурсы - диалог, в котором определяется состав и порядок использования ресурсов, необходимых для проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом.

Рис. 7 Календарный план

Прединвестиционная и инвестиционная фазы любого проекта требуют тщательной проработки графика работ и перечня привлекаемых ресурсов. Система РЕ формирует календарный график первоначальных капитальных вложений и подготовительных работ – диаграмму GANTT (раздел Инвестиционный план, модуль Календарный план). В отличие от таких систем управления проектами, как MS Project, Time Line, Primavera SureTrack, Project Expert делает упор на финансовые аспекты подготовки проекта – стоимость подготовительных работ, используемые ресурсы и особенности учета инвестиций. Система помогает определить этапы работ, указать используемые ресурсы, необходимые для выполнения этих этапов, порядок их оплаты, установить связи между этапами и сформировать активы предприятия. Если этапы подготовки производства связаны с постройкой зданий, приобретением оборудования, земли, других основных средств, Project Expert позволяет выбрать способы и сроки их амортизации: по производству, линейно, по остаточной стоимости, по схеме. Система Project Expert поддерживает обмен данными с MS Project.

Формирование инвестиционного плана в РЕ осуществляется на основе информации из предыдущих разделов. В РЕ, в отличие от других систем управления проектами есть уникальный этап – производство.

Основная цель формирования инвестиционного плана: иметь полное представление о проекте и следить за сроками его выполнения.

Раздел Операционный план

Раздел содержит пять модулей: План сбыта; Материалы и комплектующие; План производства; План по персоналу; Общие издержки.

В модуле План сбыта вводятся данные об объемах и условиях продажи продуктов или услуг, здесь же могут устанавливаться тенденции изменения цен и специальные условия налогообложения.

Стратегия продаж компании, реализующей проект, должна быть детально проработана на стадии планирования. Чтобы смоделировать ее в модуле План сбыта необходимо ввести список продуктов, указать цены и предполагаемый объем продаж (по каждому продукту). Система позволяет учесть дополнительно информацию о влиянии сезонности на цену, задать схему, по которой будет формироваться цена того или иного продукта на протяжении проекта. РЕ позволяет учитывать факторы времени в процессе разработки стратегии продаж: время реализации продукта (услуги), время задержки платежа после поставки продукции, условия оплаты продукта или услуги потребителю (по факту, с предоплатой, в кредит).

Возможно описание зависимостей сбыта продукции от других факторов, например, от размера спроса, с помощью механизма Формула.

В диалоге Сырье, материалы и комплектующие можно детально описать условия приобретения всех компонентов, используемых в производстве.

Модуль План производства предназначен для описания производственной программы предприятия. Здесь вводится информация о прямых издержках производственного периода проекта и формируется график производства.

При моделировании в РЕ производственной деятельности достаточно ввести в систему данные о продукции, объемах ее производства, количестве и стоимости сырья и материалов, о затратах на персонал в соответствии с существующей структурой производства, об общих издержках

При моделировании в РЕ используется метод расчета себестоимости продукции – директ костинг (direct costing) – метод калькулирования себестоимости продукции при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и постоянные затраты относятся на реализованную продукцию. Разбиение затрат на постоянные и переменные дает возможность проводить анализ безубыточности.

Пример классификации затрат представлен на рис.8.

Рис.8. Классификация затрат

При моделировании в РЕ используется понятие производственный цикл – период времени, проходящий с момента поступления сырья (материалов) на склад и до отгрузки покупателю продукции, которая была из этого сырья изготовлена. Длительность производственного цикла следует учитывать при формировании плана сбыта продукции, когда установлен фиксированный график производства. Момент начала продаж отстает от момента начала производства на величину производственного цикла. Этот период может быть больше, если предусматривается формирование запасов готовой продукции. Операционный рычаг (рычаг – обозначение благоприятной ситуации, когда в структуре затрат присутствует стабильный элемент) – отношение постоянных и переменных издержек.

Диалог План персонала предназначен для описания общих (постоянных) издержек на заработную плату работников предприятия.

Диалог Общие издержки предназначен для ввода постоянных издержек. Величина издержек этого вида, называемых также накладными расходами, не связана непосредственно с объемом производства или сбыта. К общим издержкам относятся, например, затраты на коммунальное обслуживание, аренду помещений и оборудования, ремонтные работы, содержание транспорта, рекламу и т.п.

Раздел Финансирование

Рис.9. Раздел Финансирование

 

Раздел Финансирование предназначается для подготовки плана финансовой деятельности предприятия. Здесь можно описать условия привлечения финансовых ресурсов, порядок обслуживания задолженности и расчетов с акционерами, а также определить условия размещения свободных денежных средств и использования прибыли предприятия. В раздел входят следующие модули: Акционерный капитал; Займы; Лизинг; Инвестиции; Другие поступления; Другие выплаты; Распределение прибыли; Льготы по налогу на прибыль.

Потребность в капитале определяется на основании данных, отображаемых в Отчете о движении денежных средств (Кэш-фло). Баланс наличности представлен в последней строке таблицы Кэш-фло и демонстрирует прогнозируемое состояние расчетного счета предприятия в каждый момент его деятельности. Отрицательное значение остатка на расчетном счете в какой-либо период времени означает, что предприятие не располагает необходимой суммой денег для реализации проекта. В этой ситуации для осуществления задуманных планов необходимо обеспечить финансирование проекта из внешних источников.

При моделировании в РЕ используется понятие финансовый цикл – период времени, который длится от момента начала финансовых взаиморасчетов, связанных с осуществлением основной деятельности компании и до их окончания (момента получения денег за отгруженную продукцию). Финансовый рычаг – отношение заемного и собственного капитала.

Финансовый цикл = (производственный цикл) + (период оборота дебиторской задолженности) – (период оборота кредиторской задолженности) +\ – (период оборота авансов – «+» для авансов выданных, «-» для полученных)

 

Составляющие финансового цикла: условия закупки материалов, производство, условия продаж, условия хранения.

Существует два основных вида источников финансирования:

вклады инвесторов, претендующих на доходы предприятия;

займы, полученные на условиях оплаты финансовых ресурсов и возврата их в установленный срок.

Выбор между акционерным и заемным капиталом определяется стратегией развития предприятия.

Преимущество финансового рычага в том, что возможно капитал, взятый в долг под фиксированный процент, использовать для инвестиций, приносящих прибыль более высокую, чем оплаченный процент. Разница является прибылью компании.

Ставка доходности собственного капитала = Прибыльность чистых активов +

+ (Заемный капитал / Собственный капитал) *

* (Прибыльность чистых активов – Стоимость уплаченных процентов по кредитам с учетом налогов)

Понятие финансового рычага используется при: решениях относительно структуры капитала, привлечении финансирования, формировании финансовой стратегии.

Значение финансового рычага влияет на уровень риска: в ситуации, когда компания получает прибыль ниже, чем стоимость заемного капитала, ее потери будут увеличиваться пропорционально финансовому рычагу.

В любом случае, при разработке плана финансирования необходимо решить следующие задачи:

1. Обеспечить поступление денежных средств в объеме, достаточном для реализации проекта. Другими словами, баланс денежных средств должен быть неотрицательным в каждый момент деятельности предприятия.

2. Не допускать привлечения капитала, превышающего потребности финансирования проекта, чтобы ограничить расходы на оплату финансовых ресурсов (выплаты процентов и дивидендов).

3. Реально оценивать стоимость привлеченного капитала. При этом можно опираться на предложения конкретных инвесторов или данные анализа финансового рынка. В последнем случае, для создания схемы финансирования проекта привлекательной как для инвесторов, так и для предприятия, необходимо учитывать доходность и надежность различных финансовых инструментов, которые могут рассматриваться в качестве альтернативных финансовых вложений.

4. Предусмотреть неблагоприятные сценарии, при которых потребность в финансировании может оказаться больше расчетной в результате роста инфляции, возникновения дополнительных издержек или действия других факторов.

К разработке схемы финансирования проекта можно приступать лишь после завершения формирования инвестиционного плана и производственной программы предприятия, когда определены все источники поступлений и затрат.

Раздел Результаты

Результаты моделирования деятельности предприятия отражаются в финансовых отчетах, таблицах и графиках. Эти материалы вместе с пояснительным текстом входят в бизнес-план, подготовку которого обеспечивает Project Expert 7. Оформление и просмотр выходных данных, подготовленных программой, выполняются в разделе Результаты.

Раздел содержит девять модулей: Прибыли - убытки; Кэш-фло; Баланс;

Отчет об использовании прибыли; Детализация результатов; Таблицы пользователя; Графики; Отчет; Экспертное заключение.

 

Рис.10. Раздел Результаты

Баланс – на определенную дату описывает виды и размеры активов, использованных бизнесом (вложенные фонды) и компенсирующие их обязательства по отношению к кредиторам и владельцам (полученные фонды).

Структура включает основные категории активов:

- оборотный капитал или текущие активы (денежные средства, дебиторская задолженность, средства, находящиеся в производственном и торговом обращении, а также финансовые вложения и краткосрочные предоплаченные расходы. Общая величина этой, наиболее подвижной, части средств предприятия отражается в строке Суммарные текущие активы);

- основной капитал или основные средства (земля; здания и сооружения; оборудование; (долгосрочные) предоплаченные расходы; другие активы. Общая стоимость основных средств отражается в балансе в строке Основные средства, а их износ учитывается в строке Накопленная амортизация. Остаточная стоимость этого вида активов (за вычетом амортизации) указывается в строке Остаточная стоимость основных средств);

- инвестиции (в группу инвестиционных активов входят: инвестиции в основные фонды, инвестиции в ценные бумаги, имущество в лизинге).

В пассивах баланса выделяются три группы:

- краткосрочные обязательства (краткосрочные обязательства должны быть погашены в течение года – задолженность продавцам, задолженность государству по налогам, задолженность своим сотрудникам и кредиторам);

- долгосрочные займы (разнообразные долговые инструменты со сроком оплаты больше года);

- собственный капитал (вложения владельцев и накопленная нераспределенная прибыль).

Свойства:

- является статичным (отражает условия на момент составления);

- обладает кумулятивным эффектом (представляет последствия всех решений и сделок, которые были совершены до доты его составления).

Отчет О прибылях и убытках отражает воздействие управленческих решений на деятельность бизнеса и соответственно на итоговую прибыль или убыток владельцев бизнеса за строго определенный период.

Структура отчета отражает порядок расчета прибыли. Результаты каждого шага расчетов помещаются в соответствующих строках таблицы Прибыли-убытки.

Свойства отчета О прибылях и убытках:

- является необходимым дополнением к Балансу;

- объясняет главные компоненты изменения собственного капитала;

- позволяет оценить деятельность компании, сопоставив статьи доходов и расходов.

Включает:

- полученные за период поступления;

- себестоимость;

- операционные расходы (включая бухгалтерские списания и расходы).

Структура отчета отражает порядок расчета прибыли.

Валовый объем продаж равен сумме поступлений от продажи продукции за вычетом НДС. В расчет прибыли не входят инвестиционные затраты на приобретение активов и доходы от продажи основных средств.

Чистый объем продаж равен валовому объему продаж за вычетом потерь и налогов с продаж.

Валовая прибыль определяется как разность чистого объема продаж и прямых издержек.

Прибыль до выплаты налога образуется после вычитания из валовой прибыли налога на имущество, постоянных издержек, амортизации, процентов по кредитам, других издержек и убытков предшествующих периодов. К прибыли добавляется сумма других доходов, например, процентов по вкладам, доходов от продажи ценных бумаг и т.п.

Налогооблагаемая прибыль складывается из суммы прибыли до выплаты налогов, суммы издержек, отнесенных на прибыль и прибыли от курсовой разницы. В расчет прибыли не входят источники финансирования. Так, поступление заемных средств не включается в расчет как доход, а возвращение кредита не входит в статьи расходов. При этом выплата процентов за кредит учитывается в расчетах, и может относиться на затраты или на чистую прибыль.

Чистая прибыль получается после вычитания из налогооблагаемой прибыли налога на прибыль.

Базой для расчета налога на прибыль является налогооблагаемая прибыль, уменьшенная на долю прибыли, освобожденной от налогообложения, которая устанавливается в диалоге Льготы по налогу на прибыль в разделе Финансирование.

Анализ отчета о прибылях и убытках позволяет определить структуру доходов и затрат компании, получить объективную оценку ее производственной и коммерческой деятельности.

План денежных потоков (Cash-Flow) показывает денежные поступления и выплаты, связанные с основными статьями доходов и затрат.

Отчет о движении денежных средств содержит три раздела, соответствующих основным направлениям деятельности компании: кэш-фло от операционной деятельности; кэш-фло от инвестиционной деятельности; кэш-фло от финансовой деятельности.

В разделе Кэш-фло от операционной деятельности представлены денежные поступления и выплаты, связанные со сбытом, производством, расчетами по налогам, операциями по размещению временно свободных денежных средств. Производственные затраты объединены в две группы: Суммарные прямые издержки и Суммарные постоянные издержки.

Раздел Кэш-фло от инвестиционной деятельности отражает движение денежных средств, связанных с инвестиционным периодом реализации проекта.

Раздел Кэш-фло от финансовой деятельности отражает поступления и выплаты денежных средств по операциям, связанным с финансированием проекта.

Две итоговые строки Кэш-фло отражают баланс наличности на начало и конец каждого периода. Баланс наличности позволяет судить о возможности предприятия генерировать достаточное количество денежных средств для покрытия обязательств. В случае дефицита средств, требуется привлечение дополнительных источников финансирования в виде заемного или акционерного капитала.

Источники изменений: прибыль или убыток за период, выплата дивидендов, привлечение дополнительного капитала через продажу новых или обыкновенных акций, износ активов и поправки к их стоимости(связаны с размещением активов или изменением их структуры)

Отчет об использовании прибыли отражает структуру распределения прибыли, получаемой компанией в ходе реализации проекта.

Форма отчета соответствует порядку расчетов, выполняемых при распределении прибыли.

Прибыль к распределению складывается из чистой прибыли и нераспределенной прибыли предыдущего периода.

Дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям рассчитываются с учетом условий, указанных в разделе Акционерный капитал и разделе Распределение прибыли.

Нераспределенная прибыль текущего периода получается после вычитания из Прибыли к распределению дивидендов по привилегированным акциям, дивидендов по обыкновенным акциям и отчислений в резервы. Отчисление в резервы рассчитывается с учетом условий указанных в разделе Распределение прибыли.

Анализ отчета об использовании прибыли позволяет получить представление о стратегии акционеров, определить их заинтересованность в увеличении собственного капитала компании.

Диалог Детализация результатов открывает доступ к просмотру таблиц, содержащих подробную информацию о различных сторонах финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Программа Project Expert 7 обеспечивает пользователя инструментами для самостоятельного формирования необходимых ему финансовых отчетов. Эта задача решается в диалоге Таблица пользователя.

С помощью модуля Отчет выполняется подготовка отчета (бизнес - плана), в который включаются исходные данные, подготовленные в различных разделах программы, результаты расчетов и текстовая информация.

Структура бизнес-плана

1. Резюме (краткое изложение всех основных вопросов содержания каждой главы).

2. Общие предпосылки и история проекта.

3. Описание компании.

4. Продукты и услуги.

5. Общий анализ рынка и концепция маркетинга.

6. Производство и эксплуатация.

7. Организация и юридический план.

8. Календарное осуществление проекта.

9. Риски.

10. Финансовый план и инвестиции.

11. Финансовый анализ.

12. Приложения и иллюстрации.

Модуль Экспертное заключение служит для автоматизации работы пользователя при анализе проектов. С помощью этого модуля можно создавать экспертные заключения по проекту.

Раздел Анализ проекта

Рис.11. Раздел Анализ проекта

В этом разделе программы содержится набор разнообразных инструментов для исследования финансовой эффективности разработанного проекта. Здесь можно изучить динамику финансовых коэффициентов, рассмотреть показатели эффективности инвестиций, исследовать чувствительность проекта и его устойчивость к изменениям случайных факторов, оценить эффективность работы каждого подразделения компании и определить доходность проекта для его участников.

Модуль Финансовые показатели

Project Expert формирует таблицы показателей эффективности инвестиций и финансовых показателей. При расчете используются средние значения балансовых показателей за расчетный период.

Показатели ликвидности (характеризуют способность компании погашать краткосрочные обязательства).

Коэффициент текущей ликвидности (Current Ratio):

СR = (текущие активы / текущие обязательства)*100%

Этот коэффициент показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. В международной практике, нормальным значением коэффициента ликвидности считается величина от ста до двухсот (иногда до трехсот) процентов. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в три раза также является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре активов.

Коэффициент срочной ликвидности (Quick ratio):

QR = ((Денежные средства + Краткосрочные инвестиции + Счета и векселя к получению) / текущие обязательства)*100%

Нормальное значение коэффициента должно превышать сто процентов. Однако в практике российских предприятий, оптимальными значениями принято считать 70-80%.

Чистый оборотный капитал (Net working capital):

NWC = текущие активы – текущие обязательства

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности.

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от масштабов ее деятельности, объемов реализации продукции, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует о неспособности предприятия своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов предприятия.

Недостаток расчетов с помощью коэффициентов ликвидности: величина краткосрочных активов и обязательств быстро меняется, поэтому коэффициенты ликвидности могут отражать устаревшие данные.

Показатели деловой активности (Activity ratios) (позволяют оценить эффективность использования средств предприятия).

Период оборачиваемости материально-производственных запасов (Stock turnover):

ST = (Стоимость реализованной продукции / стоимость запасов)*365 дней

В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой, наименее ликвидной группе активов. Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании.

Период оборачиваемости дебиторской задолженности (Average collection period)

АСР = (среднее значение дебиторской задолженности за год/ суммарная выручка за год)*365 дней

Чем меньше этот показатель, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях, возникших при взыскании средств по счетам дебиторов.

Период оборачиваемости кредиторской задолженности (Creditor/Purchases ratio):

СР = (среднее значение кредиторской задолженности за год / общая сумма закупок за год)*365 дней

Чем меньше период оборачиваемости кредиторской задолженности, тем больше собственных средств используется для финансирования потребностей компании в оборотном капитале. И наоборот, чем больше этот показатель, тем в большей степени для финансирования бизнеса используются заемные средства. В идеальном случае, предприятию желательно взыскивать задолженность по счетам дебиторов до того, как возникает необходимость выплачивать долги кредиторам. Большой период оборачиваемости может говорить о недостаточном количестве денежных средств для удовлетворения текущих потребностей из-за сокращения объема продаж, увеличения затрат или роста потребности в оборотном капитале.

Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала (Net working capital turnover):

NWC = (суммарная выручка за год / среднее значение чистого оборотного капитала)*365 дней

Этот показатель демонстрирует, насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал.

Коэффициент оборачиваемости основных средств (Fixed assets turnover):

FAT = (суммарная выручка за год / среднее значение суммы внеоборотных активов)*365 дней

Чем выше значение коэффициента, тем эффективнее предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высокой величине капитальных вложений. Следует заметить, что данный коэффициент имеет сильно выраженную отраслевую специфику. Кроме того, значение этого показателя во многом зависит от способов начисления амортизации и практики оценки стоимости активов. Вполне возможна ситуация, при которой предприятие, использующее изношенные основные средства, имеет коэффициент фондоотдачи более высокий, чем модернизированное предприятие.

Коэффициент оборачиваемости активов (Total assets turnover)

TAT = (суммарная выручка за год / среднее значение суммы всех активов)*365 дней Показатель характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий эффект в виде прибыли. При рассмотрении этого показателя следует учитывать отраслевую специфику.

Показатели структуры капитала (Gearing ratios), называемые также показателями платежеспособности, характеризуют возможности предприятия обеспечивать погашение долгосрочных обязательств, сохраняя свои долгосрочные активы. Достаточный уровень платежеспособности предприятия обеспечивает защищенность его от банкротства. Для расчета показателей этой группы используются средние значения данных баланса за период.

Сумма обязательств к активам (Total debt to total assets):

TD / TA = суммарные обязательства/ суммарные активы

Рекомендуемые значения 0, 2- 0, 5.

Долгосрочные обязательства к активам (Long-term debt to total assets):

LTD / TA = долгосрочные обязательства/ суммарные активы

Рекомендуемые значения 0, 2- 0, 5.

Коэффициент финансовой независимости (Total debt to equity):

TDE = суммарный акционерный капитал/ суммарные активы

Рекомендуемые значения 0, 5- 0, 8.Чем выше значение коэффициента, тем больше величина кредиторской задолженности компании, тем выше риск неплатежеспособности. Высокое значение коэффициента указывает на потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Для интерпретации этого показателя нужно учитывать его средний уровень в других отраслях, а также доступ компании к дополнительным источникам финансирования.

Коэффициент покрытия процентов или коэффициент защищенности кредиторов (Times interest earned):

TIE = (прибыль до выплаты процентов и налогов + амортизация) / проценты по кредитам

Рекомендуемые значения 6- 8 (в зависимости от отрасли).Этот показатель также позволяет определить допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.

Коэффициенты рентабельности (Profitability ratios) показывают, насколько прибыльна деятельность компании.

Коэффициент рентабельности валовой прибыли (Gross profit margin):

GPM = валовая прибыль / суммарная выручка

Коэффициент рентабельности операционной прибыли (Operating profit margin):

OPM = = операционная прибыль / суммарная выручка

Коэффициент рентабельности чистой прибыли (Net profit margin):

NPM = чистая прибыль / суммарная выручка

Рентабельность оборотных активов (Return on current assets):

RCA = чистая прибыль / оборотные средства

Рентабельность внеоборотных активов (Return on fixed assets):

RFA = чистая прибыль / основные средства

Коэффициент рентабельности активов (Return on investment):

ROI = чистая прибыль / суммарные активы

Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

Рентабельность собственного капитала (Return on shareholders’ equity):

ROE = чистая прибыль / совокупный собственный капитал

Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли приходится на единицу вложений акционеров компании.

 

Инвестиционные показатели (Investment ratios) характеризуют стоимость и доходность акций предприятия. Показатели этой группы рассчитываются по итогам года.

Прибыль на акцию (Earning per ordinary share) показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обыкновенных акций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре капитала компании имеются привилегированные акции, из чистой прибыли предварительно должна быть вычтена сумма выплаченных по ним дивидендов. Необходимо отметить, что этот показатель оказывает существенное влияние на рыночную стоимость акций компании.

Дивиденды на акцию (Dividends per ordinary share) показывает сумму дивидендов, приходящихся на каждую обыкновенную акцию.

Коэффициент покрытия дивидендов (Ordinary dividend coverage) демонстрирует возможности предприятия выплачивать дивиденды из прибыли. Он указывает, сколько раз могут быть выплачены дивиденды из чистой прибыли предприятия.

Сумма активов на акцию (Total assets per ordinary share) показывает, какой долей активов предприятия владеет держатель одной обыкновенной акции.

Соотношение цены акции и прибыли (Price to earnings) показывает, сколько

денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Значение рыночной стоимости обыкновенной акции рассчитывается как результат деления собственного капитала на число обыкновенных акций.

 

Таблица 2

Использование возможностей Project Expert для оценки эффективности деятельности в различных сферах с различных точек зрения

Менеджеры Владельцы Заимодавцы
Анализ производственной деятельности Прибыльность Ликвидность
Коэффициенты рентабельности (Финансовые показатели) Коэффициенты доходности и прибыльности на акцию (Финансовые показатели) Показатели ликвидности
Отчет о прибылях и убытках, Кэш-фло (вертикальный анализ) Кэш-фло Кэш-фло
Анализ эффективности инвестиций (эффективность инвестиций) Анализ эффективности инвестиций (эффективность инвестиций) Анализ эффективности инвестиций (эффективность инвестиций)
Анализ чувствительности, имитационное моделирование Анализ чувствительности, имитационное моделирование Анализ чувствительности, имитационное моделирование
Анализ безубыточности    
Управление ресурсами Распределение прибыли Финансовый рычаг
Показатели деловой активности, коэффициенты платежеспособности (Финансовые показатели) Инвестиционные показатели (Финансовые показатели) Показатели структуры капитала (Финансовые показатели)
Отчет о прибылях и убытках, Кэш-фло, Баланс Доходы участников, Акционерный капитал Кэш-фло
Доходность Рыночные показатели Обслуживание долга
Анализ эффективности инвестиций (эффективность инвестиций) Инвестиционные показатели (Финансовые показатели) Показатели структуры капитала ((Финансовые показатели)
Кэш-фло   Кэш-фло
Коэффициенты рентабельности (Финансовые показатели)   Анализ чувствительности, имитационное моделирование

 

Модуль Эффективность инвестиций

Одним из главных инструментов анализа инвестиционного проекта являются показатели эффективности инвестиций.

Для расчета показателей эффективности проекта все денежные потоки группируются в два основных потока: инвестиции и чистые поступления.

Под инвестициями могут пониматься не только затраты на капитальные вложения, но также вложения в оборотный капитал компании, выраженные в виде любых платежей. Поэтому для выделения инвестиционных затрат нельзя использовать только денежные потоки от инвестиционной деятельности. С учетом этого, поток инвестиций определяется как график потребности в капитале для реализации проекта. Этот график получается из кэш-фло проекта, после исключения из него всех платежей, связанных с финансированием (поступления от кредитов, продажи акций, обслуживание долга и т.п.).

Необходимо обратить внимание на то, что, хотя объем инвестиций совпадает с величиной привлеченных для реализации проекта средств, эти два понятия не тождественны, так как графики привлечения средств и инвестирования их в проект обычно не совпадают, а, с учетом дисконтирования, это приведет к разным суммам.

График инвестиций определяется следующим образом:

Вычисляется баланс наличности на конец каждого расчетного периода. Первая полученная сумма дефицита полностью считается инвестиционными затратами. В дальнейшем, инвестиционными затратами считается не вся сумма дефицита, а только его прирост относительно максимального дефицита предыдущих периодов.

Под чистыми поступлениями понимается поток поступающих денежных средств за вычетом тех сумм, которые требуются на покрытие инвестиционных затрат. Определяемые таким образом начальные инвестиции и чистые поступления используются при расчете показателей эффективности и обозначаются, соответственно, I 0 и CF.

Показатели эффективности.

Чистая современная стоимость потока (net present valueNPV)

NPV = - I0.

Предполагается, что средства, поступающие от реализации проекта реинвестируются по заданной процентной ставке r (здесь ее называют нормой дисконта).

Значение показателя зависит от горизонта расчета, поэтому момент дисконтирования (focal date) при сравнении проектов должен быть общим.

Общее правило управленческого решения: если NPV > 0, то проект принимается (его целесообразно инвестировать), иначе его следует отклонить.

NPV различных проектов (A, B, C) можно суммировать

NPV (A, B, С) = NPV (А) + NPV (B) + NPV (C)

Критерий NPV демонстрирует собственную результативность проекта в генерировании потоков наличности, поэтому обладает большим весом по сравнению с другими критериями при доказательстве проектной целесообразности. Недостатки использования: невозможность сравнения проектов с одинаковым чистым дисконтированным доходом, но с разной капиталоемкостью, отсутствие сравнительного учета первоначальных затрат, невозможность быть критерием ранжирования проектов в случае ограниченности ресурсов.

Индекс рентабельности проекта (удельный доход акционеров) (profitability indexPI)

PI = (NPV + I0)/ I0 = 1 + NPV/ I0.

Общее правило управленческого решения: если PI > 1, то проект принимается, иначе его следует отклонить.

Внутренняя норма доходности проекта (internal rate of returnIRR) определяется решением уравнения:

NPV = - I0 = 0.

Общее правило управленческого решения: если IRR > r, то проект принимается, иначе его следует отклонить.

Период окупаемости, PB (Payback period) - это время, требуемое для покрытия начальных инвестиций за счет чистого денежного потока, генерируемого инвестиционным проектом. Для расчета периода окупаемости используется следующее соотношение:

Обязательное условие реализации проекта: период окупаемости должен быть меньше длительности проекта.

Дисконтированный период окупаемости, DPB (Discounted payback period) рассчитывается аналогично PB, однако, в этом случае чистый денежный поток дисконтируется. Используемое для расчета соотношение выглядит следующим образом:

Этот показатель дает более реалистичную оценку периода окупаемости, чем РВ, при условии корректного выбора ставки дисконтирования.

Модифицированная внутреняя норма рентабельности, MIRR (Modified internal rate of return) опирается на понятие будущей стоимости проекта FV

FV =

где R - норма рентабельности реинвестиций (месячная), N - длительность проекта (в месяцах), CF t - чистый денежный поток месяца t.

Модифицированная внутренняя норма рентабельности определяется как ставка дисконтирования, при которой выполняется следующее условие:

где CO t - выплаты месяца t, r - требуемая норма рентабельности инвестиций (месячная), N - длительность проекта в месяцах.

Другими словами, для расчета показателя MIRR, платежи, связанные с реализацией проекта, приводятся к началу проекта с использованием ставки дисконтирования r, основанной на стоимости привлеченного капитала (ставка финансирования или требуемая норма рентабельности инвестиций). При этом поступления от проекта приводятся к его окончанию с использованием ставки дисконтирования R, основанной на возможных доходах от реинвестиции этих средств (норма рентабельности реинвестиций). После этого, модифицированная внутренняя норма рентабельности определяется как ставка дисконтирования, уравнивающая две этих величины (приведенные выплаты и поступления).

Ставки дисконтирования для выплат (r) и поступлений (R), необходимые для расчета MIRR, вводятся в диалоге Настройка расчета раздела Проект (карточка Ставка дисконтирования) в каждой из валют проекта.

Очевидно, что нет смысла строить детальную модель, если имеется в виду получение оценки только одного варианта условий.

Модуль Анализ чувствительности позволяет определить чувствительность показателей эффективности к изменениям различных параметров. Чем шире диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше " запас прочности" проекта, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов, оказывающих влияние на результаты реализации проекта. Таким образом, лицу, принимающему решение представляется не единственная точечная оценка, а развернутая картина (в виде таблиц и графиков) значений эффективности для различных ситуаций.

Модуль Монте-Карло позволяет провести статистический анализ проекта. Успех реализации проекта зависит от множества переменных величин, которые вводятся в описание в качестве исходных данных, но в действительности, не являются полностью контролируемыми параметрами.

К числу таких параметров относятся следующие показатели: объем сбыта, цена продукции, суммы издержек, величина налогов, уровень инфляции и др. Все эти величины можно рассматривать как случайные факторы, оказывающие влияние на результат проекта. Цель статистического анализа состоит в определении степени воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта.

Для количественной оценки результатов используются два критерия: среднее значение и неопределенность (вариация). Предположим, мы проделали N опытов и получили набор значений некоторого показателя fn (n =1,..., N). Тогда среднее значение M определяется по формуле:

.

Неопределенность (или коэффициент вариации) рассчитывается следующим образом:

.

Практически полезно для сокращения риска в условиях неопределенности получить крайние оценки, иначе говоря, применить сценарный подход. Согласно этому методу получают три оценки. Первая для базового варианта исходных данных, вторая для наиболее пессимистичного варианта, третья для наиболее оптимистичного варианта. Совокупность таких оценок дает возможность наиболее полно представить финансовые последствия инвестиций. Сценарный анализ можно осуществить при помощи программы What-If анализ. Она предназначена для создания и анализа проектов, разработанных с помощью программы Project Expert 7.

Программа What-If анализ может применяться в следующих случаях:

В качестве базового варианта выбирается какой-либо существующий проект. После этого создается необходимое количество копий, для каждой из которых описываются варьируемые параметры и диапазон их изменений.

Можно сравнивать показатели разных проектов. Необходимо только, чтобы они имели одинаковую длительность и валюты.

В обоих случаях программа What-If анализ выполняет расчет показателей эффективности и отображает результаты сравнительного анализа на графиках и в отчетах.

Модуль Анализ безубыточности позволяет провести анализ проекта по следующим показателям: точка безубыточности (в штуках); точка безубыточности (в основной валюте); запас финансовой прочности (в основной валюте); запас финансовой прочности (в процентах); операционный рычаг.

Метод анализа безубыточности используется как вспомогательный при стратегическом управлении, принятии решений в функциональных областях и при оперативном управлении. Цель метода: изучение финансовых последствий изменения следующих параметров: цена; производительность (объемы продаж, объемы выпуска); уровня издержек.

Безубыточность - это состояние предприятия, когда оно не приносит ни прибыли, ни убытков. Другими словами, это точка, когда валовый доход равен валовым издержкам.

Маржинальная прибыль (МП) – та часть прибыли, которая остается на возмещение постоянных затрат и образование прибыли.

МП = цена реализации ед. продукции –переменные затраты на ед. продукции.

Если объем производства и реализации продукции меньше точки безубыточности, то МП не хватает на покрытие постоянных затрат и предприятие работает с убытком.

Определение точки безубыточности в единицах продукции:

ТБ шт = постоянные затраты / МП.

Определение точки безубыточности в денежном выражении:

ТБ ден = ТБ шт* цена реализации ед. продукции.

Запас финансовой прочности рассчитывается как:

Запас финансовой прочности = (объем продаж - ТБ ден)/ объем продаж.

Для оценки влияния структуры издержек на прибыль используется операционный рычаг, который показывает на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Операционный рычаг = Маржинальная прибыль / Прибыль

Например, операционный рычаг равный 5, 29 показывает, что при увеличении объема продаж выше точки безубыточности на 1%, прибыль увеличится на 5, 29%, и, наоборот, при снижении объема продаж прибыль уменьшится в той же пропорции.

Чем выше риск, и соответственно, значение операционного рычага, тем меньше запас финансовой прочности.

Как видно из графика (рис.12), безубыточность достигается продажей шести единиц продукции, что соответствует 1500 рублям выручки. Прибыль при любой выручке, превышающей 1500 рублей, можно найти в " зоне прибыли" - это расстояние между выручкой и суммарными затратами.

Убытки при любой выручке, меньшей 1500 рублей, отображены (" зона убытков").

При использовании этого метода следует принимать допущения, на которых он основан.

1. Доход рассматривается только как функция объема производства.

2. Рассматривается единственное изделие или постоянная номенклатура реализуемых изделий.

3. Издержки можно точно разделить на постоянные и переменные.

4. Прибыль рассчитывается по переменным издержкам, если прибыль рассчитывается исходя из полного распределения издержек, то необходимо, чтобы объем производства был равен объему реализации.

5. Совокупные издержки и совокупный доход являются линейными функциями объема производства.

 

Рис.12. График безубыточности

 

В диалоге Доходы участников выполняется анализ доходов участников финансирования проекта.

Модуль Анализ изменений предназначен для анализа двух состояний проекта: сохраненного и текущего.

Модуль Доходы подразделений отражает структуру доходов и затрат, связанных с деятельностью отдельных подразделений и производством каждого продукта.

Диалог Оценка бизнеса позволяет выбрать следующие методы оценки бизнеса: Модель Гордона; метод чистых активов; метод ликвидационной стоимости; метод предполагаемой продажи; метод экспертной оценки

Раздел Актуализация предназначен для осуществления контроля за ходом выполнения проекта. Здесь можно ввести актуальные данные о фактических поступлениях и выплатах, просмотреть актуализированный отчет о движении денежных средств и получить отчет о рассогласовании планируемых и фактических денежных потоков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.07 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал