Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 11. Лирика Некрасова.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Содержание практических занятий курса «История русской литературы» Занятия 1. «Натуральная школа». План
Задания для занятия: Подготовить реферат на тему: «Социально-психологические типы «Физиологии Петербурга». Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч. Ч. 2.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Карпенко Г.Ю. О типе и типическом в «физиологическом очерке» // Проблемы поэтики и истории русской литературы XIX-XX веков: Памяти профессора В.П.Скобелева. Самара, 2005. С.151-160.
Занятия 2. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история». План 1. Раннее творчество И.А. Гончарова. 2. Замысел «романной трилогии» Гончарова. 3. Принципы построения конфликта в романе «Обыкновенная история». 4. Антиромантический пафос «Обыкновенной истории». 5. Женские образы в романе. 6. Своеобразие романного финала. Белинский о романе. Задания для занятия: · Дайте общую характеристику раннего творчества Гончарова. · Охарактеризуйте замысел «романной трилогии» Гончарова в целом. Каким историко-культурным контекстом этот замысел порожден? · Что сближает роман «Обыкновенная история» с художественными установками «натуральной школы»? Что отличает? · Покажите функции детали в жанровой структуре «Обыкновенной истории». Как создается символический подтекст? Литература: История русской литература XIX. В 3 ч. Ч. 2.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. Гончаров И. А. Собрание сочинений. (Любое издание). Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997. Занятие 3. Роман «Обломов» И. А. Гончарова. План
Задания для занятия: · Составьте психологический портрет Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Сравните их. · Выберите в тексте романа примеры, подтверждающие мысль Обломова, что умственный прогресс невозможен без нравственного. Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Гончаров И. А. Собрание сочинений. (Любое издание). 3. Кантор В. К. Долгий навык к сну (роман И. А. Гончарова «Обломов») // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 312 – 348 4. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» в свете психопоэтики // Е. Г. Эткинд. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. М., 1999. Гл. IV. С. 115 – 166. Занятие 4. «Записки охотника» И.С. Тургенева. План 1. История создания. 2. «Записки охотника» как художественный цикл. 3. Отражение традиции «натуральной школы» в «Записках охотника». 4. Поэтика «Записок охотника». 5. Романтические и реалистические традиции в изображении природы и человека. 6. Гоголевская «отрицательная» и пушкинская «положительная» стилистики в тургеневском цикле. Задания для занятия: · Перечитайте «Хорь и Калиныч», определите индивидуализирующую функцию вещей, обстановки и портрета. · Напишите размышление по поводу высказывания И.С. Тургенева «...знаю только, что я, конечно, не написал бы Записок охотника, если б остался в России». · Почему в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» народный мыслитель изображен Тургеневым в образе религиозного сектанта? Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Пумпянский Л.В. Статьи о Тургеневе //Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000 Занятие 5. Роман И.С. Тургенева «Рудин»
План 1. История создания романа. 2. «Рудин» и традиции натуральной школы. 3. Особенности решения Тургеневым проблемы «лишнего человека». 4. Любовный треугольник в романе. Суть эволюции отношении Лежнева к Рудину. 5. Пейзаж в романе. 6. Влияние философии А. Шопенгауэра на раннее творчество Тургенева. Задания для занятия: · Перечитайте статью И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», выделите гамлетовские и донкихотские черты в характере Рудина. · Перечитайте финал романа. Выпишите примеры стилистической сниженности текста. Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. М., 2000. 3. Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.
Занятие 6. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». План 1. Тургенев: " Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса" – как это нужно понимать? 2. Кто такой Базаров? (Тургеневские принципы построений образа главного героя). 3. Любовная интрига в романе и герои, вовлеченные в ее сферу. 4. Функции пейзажа в романе. 5. Особенности композиции произведения. 6. Споры вокруг романа " Отцы и дети" в литературоведении. 7. Шопенгауэровские идеи в романе. Задания для занятия: · Выпишите примеры, указывающие на позитивистские воззрения Базарова. · Перечитайте рассказ Л. Толстого «После бала». Сопоставьте образ главного героя с образом Павла Петровича Кирсанова. Определите авторскую позицию. · Сделайте конспект отзывов современной критики на публикацию «Отцов и детей» (Антонович М.А. «Асмодей нашего времени», Писарев Д.И. «Базаров», «Реалисты», Герцен А.И. «Новая фаза русской литературы», Тургенев И.С. «По поводу «Отцов и детей»). Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. М., 2000. 3. Коровин В.И. Стихотворение Тютчева «Близнецы». Русские классики Ф. Тютчев, И. Тургенев, Л. Толстой и философия а. Шопенгауэра. М., 2007 Занятие 7.«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева План 1. История создания. 2. Особенности тематики. 3. «Стихотворения в прозе» как цикл. Структурообразующие принципы. 4. Жанрово-стилевое своеобразие «Стихотворений». 5. Шопенгауэровские идеи в цикле. 6. Психологизм. 7. Художественное новаторство Тургенева. Задания для занятия: Выделить сквозные мотивы творчества Тургенева, получившие отражение в «Стихотворениях в прозе», распределить произведения из цикла по группам. «Стихотворения в прозе» в контексте западноевропейской литературы (А. Бертран, Ш. Бодлер, А. Рембо и др.). Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Шестаков Л.П. «Стихотворения в прозе» //Рус. яз. в школе. 1994. № 4. 3. Батюто А. И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.
Занятие 8. А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся» План 1. История создания. 2. Мотив обмана в пьесе. 3. Принципы построения конфликта. 4. Система образов. 5. Причина «несценичности» пьесы. 6. Особенности языка. Задания для занятия: · Прочитайте пьесы И.С. Тургенева «Нахлебник» и сопоставьте с пьесой Островского. Обратите внимание на принципы построения конфликта, язык героев, авторскую позицию. · Выпишите примеры оборотов речи Олимпиады Самсоновны. Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Журавлева А.И. Театр Островского / А.И.Журавлева, В.Н.Некрасов. - М., 1986. 3. Лакшин В.Я. А.Н.Островский / В.Я.Лакшин. - М., 1982. 4. Занятие 9. «Гроза» А.Н. Островского. План 1. Творческая история «Грозы». 2. Своеобразие сюжетного построения драмы. Группировка персонажей в конфликте. Роль внесюжетных персонажей. 3. «Жестокие нравы» в пьесе. 4. В чем суть «прозаизации» драмы Островского. 5. Катерина как трагическая героиня. 6. Жанровое своеобразие «Грозы». 7. «Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова» – Д.И. Писарев. Полемика вокруг драмы Островского. Задания для занятия: · Обозначьте возможность применения к «Грозе» терминов «комедия», «дрема», «трагедия». · Сделайте конспект статей, посвященных отзывам современников на пьесу «Гроза» (Гончаров И.А. «Отзыв о драме «Гроза» А.Н. Островского», Григорьев А.А. «После «Грозы» Островского: Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. Письмо первое», Григорьев А.А. «Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены», Писарев Д.И. «Мотивы русской драмы»). Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1997. 3. Лобанов М.П. Александр Островский. М., 1989.
Занятие 10. Драма А.Н. Островского «Бесприданница».
План 1. История создания драмы «Бесприданница». 2. Символический смысл имен и фамилий героев в пьесе: Лариса, Кнуров, Паратов, Вожеватов, Харита Игнатьевна Огудалова, Юлий Капитонович Карандышев (см. словари имен и фамилий, толковые словари). Как характеры героев отражаются в их именах? 3. Система образов в драме. 4. Мотив «вещи» в пьесе. 5. Отражение пьесы «Бесприданница» в критике. Задания для занятия: · Проследить эволюцию образа героини у Островского (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). · Опишите сценическую историю пьесы и ее экранизацию. · Что дало Островскому использование единства времени в пьесе? Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Полупанова Н.И. Об именах персонажей в пьесах А.Н. Островского: к изучению антропологической системы пьес на уроках литературы // Русский язык в школе. 1993. № 2. С. 24 – 28. 3. Широтов В.В. Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница»: 10 класс // Литература в школе. 1998. № 3. С. 86 – 89. Занятие 11. Лирика Некрасова. План 1. Ранний период творчества (сборник «Мечты и звуки»). 2. Сборник Некрасова «Стихотворения» 1856 года. – композиция; – диологический конфликт; – гражданские мотивы. 3. Эпизация лирики Некрасова. 4. Своеобразие любовной лирики Некрасова. 5. Формы выражения авторского сознания в лирике Некрасова. Задания для занятия: · Изучить историю создания сборника «Стихотворения» 1856 года. · Сопоставить проблему поэта и поэзии в Лирике Пушкина, Лермонтова и Некрасова. («Разговор книгопродавца с поэтом», «Журналист, читатель и писатель», («Поэт и гражданин»). · Используя справочную и учебную литературу, определите, что такое «диалогический конфликт». Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Сысоева Н.П. О лирике Некрасова. Оренбург, 2012
Занятие 12. Эпические поэмы Н. А. Некрасова. «Коробейники». План 1. Жанрово-стилевое своеобразие поэм Некрасова 60-х гг. 2. История создания поэмы «Коробейники». 3. Мотив дороги в поэме. 4. Отражение эпохи в поэме Некрасова. 5. Фольклоризм. 6. Образ крестьянки Катеринушки. Задания для занятия: · Используя справочную и учебную литературу, дайте определение понятиям «эпическая поэма», «фолклоризм», «мотив дороги», «финал». · Проследите функцию мотива дороги в других поэмах Некрасова. · Определите, в чем особенность финала поэму Некрасова «Коробейники». Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов. Л., 1989. 3. Розанова Л.А. О творчестве Некрасова. М., 1988. Занятие 13. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». План 1. История создания, споры в науке об эволюции замысла, полемика о композиции поэмы. 2. Композиция поэмы. 3. Фольклор и его функции в поэме. 3. Две концепции счастья в поэме, логика их взаимодействия. 4. Идейный стержень в поэме и проблема национального характера (коллективный образ народа и принципы его построения, многоголосие и способы его создания, галерея крестьян-народных заступников, принципы построения характеров), портрет, речь, исповеди, самохарактеристики, биографии, психологизм. 5. Жанровое своеобразие «Кому на Руси жить хорошо». Задания для занятия: · Используя справочную и учебную литературу, дайте определение жанру «эпопея» и понятию «принцип народности». · Подберите примеры использования художественных средств при описании пейзажа. · Проследите историю изменения композиции поэмы в разных публикациях. Литература: 1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005. 2. Кусков В.В. Православные мотивы в поэзии Некрасова // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С. 134-141. 3. Мостовская Н.Н. Храм в творчестве Некрасова // Русская литература. 1995. № 5. С. 194-203.
|