Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 11. Лирика Некрасова.






Содержание практических занятий курса

«История русской литературы»

Занятия 1. «Натуральная школа».

План

    1. Периоды становления «натуральной школы».
    2. Проблема художественного метода.
    3. Жанр физиологического очерка.
    4. Альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».
    5. Романы «натуральной школы».

Задания для занятия:

Подготовить реферат на тему: «Социально-психологические типы «Физиологии Петербурга».

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч. Ч. 2.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Карпенко Г.Ю. О типе и типическом в «физиологическом очерке» // Проблемы поэтики и истории русской литературы XIX-XX веков: Памяти профессора В.П.Скобелева. Самара, 2005. С.151-160.

 

Занятия 2. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история».

План

1. Раннее творчество И.А. Гончарова.

2. Замысел «романной трилогии» Гончарова.

3. Принципы построения конфликта в романе «Обыкновенная история».

4. Антиромантический пафос «Обыкновенной истории».

5. Женские образы в романе.

6. Своеобразие романного финала. Белинский о романе.

Задания для занятия:

· Дайте общую характеристику раннего творчества Гончарова.

· Охарактеризуйте замысел «романной трилогии» Гончарова в целом. Каким историко-культурным контекстом этот замысел порожден?

· Что сближает роман «Обыкновенная история» с художественными установками «натуральной школы»? Что отличает?

· Покажите функции детали в жанровой структуре «Обыкновенной истории». Как создается символический подтекст?

Литература:

История русской литература XIX. В 3 ч. Ч. 2.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

Гончаров И. А. Собрание сочинений. (Любое издание).

Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

Занятие 3. Роман «Обломов» И. А. Гончарова.

План

  1. История создания романа.
  2. Гоголевская традиция в произведении Гончарова.
  3. Антиромантическая позиция Гончарова.
  4. Любовный треугольник и его место в коллизии романа.
  5. Особенности концепции реализма у Гончарова (теория исторической дистанции как непременного условия реалистического изображения, понимание категорий «тип», «типическое»).
  6. Художественные особенности романов Гончарова. Особенности стиля Гончарова. Объективность повествования. Роль детали в соотношении реально-бытового и символического в романах Гончарова.

Задания для занятия:

· Составьте психологический портрет Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Сравните их.

· Выберите в тексте романа примеры, подтверждающие мысль Обломова, что умственный прогресс невозможен без нравственного.

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Гончаров И. А. Собрание сочинений. (Любое издание).

3. Кантор В. К. Долгий навык к сну (роман И. А. Гончарова «Обломов») // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 312 – 348

4. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» в свете психопоэтики // Е. Г. Эткинд. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. М., 1999. Гл. IV. С. 115 – 166.

Занятие 4. «Записки охотника» И.С. Тургенева.

План

1. История создания.

2. «Записки охотника» как художественный цикл.

3. Отражение традиции «натуральной школы» в «Записках охотника».

4. Поэтика «Записок охотника».

5. Романтические и реалистические традиции в изображении природы и человека.

6. Гоголевская «отрицательная» и пушкинская «положительная» стилистики в тургеневском цикле.

Задания для занятия:

· Перечитайте «Хорь и Калиныч», определите индивидуализирующую функцию вещей, обстановки и портрета.

· Напишите размышление по поводу высказывания И.С. Тургенева «...знаю только, что я, конечно, не написал бы Записок охотника, если б остался в России».

· Почему в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» народный мыслитель изображен Тургеневым в образе религиозного сектанта?

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Пумпянский Л.В. Статьи о Тургеневе //Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000

Занятие 5. Роман И.С. Тургенева «Рудин»

 

План

1. История создания романа.

2. «Рудин» и традиции натуральной школы.

3. Особенности решения Тургеневым проблемы «лишнего человека».

4. Любовный треугольник в романе. Суть эволюции отношении Лежнева к Рудину.

5. Пейзаж в романе.

6. Влияние философии А. Шопенгауэра на раннее творчество Тургенева.

Задания для занятия:

· Перечитайте статью И.С. Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», выделите гамлетовские и донкихотские черты в характере Рудина.

· Перечитайте финал романа. Выпишите примеры стилистической сниженности текста.

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Клас­сическая традиция. М., 2000.

3. Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.

 

Занятие 6. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

План

1. Тургенев: " Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса" – как это нужно понимать?

2. Кто такой Базаров? (Тургеневские принципы построений образа главного героя).

3. Любовная интрига в романе и герои, вовлеченные в ее сферу.

4. Функции пейзажа в романе.

5. Особенности композиции произведения.

6. Споры вокруг романа " Отцы и дети" в литературоведении.

7. Шопенгауэровские идеи в романе.

Задания для занятия:

· Выпишите примеры, указывающие на позитивистские воззрения Базарова.

· Перечитайте рассказ Л. Толстого «После бала». Сопоставьте образ главного героя с образом Павла Петровича Кирсанова. Определите авторскую позицию.

· Сделайте конспект отзывов современной критики на публикацию «Отцов и детей» (Антонович М.А. «Асмодей нашего времени», Писарев Д.И. «Базаров», «Реалисты», Герцен А.И. «Новая фаза русской литературы», Тургенев И.С. «По поводу «Отцов и детей»).

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Пумпянский Л. В. Статьи о Тургеневе // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. М., 2000.

3. Коровин В.И. Стихотворение Тютчева «Близнецы». Русские классики Ф. Тютчев, И. Тургенев, Л. Толстой и философия а. Шопенгауэра. М., 2007

Занятие 7.«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева

План

1. История создания.

2. Особенности тематики.

3. «Стихотворения в прозе» как цикл. Структурообразующие принципы.

4. Жанрово-стилевое своеобразие «Стихотворений».

5. Шопенгауэровские идеи в цикле.

6. Психологизм.

7. Художественное новаторство Тургенева.

Задания для занятия:

Выделить сквозные мотивы творчества Тургенева, получившие отражение в «Стихотворениях в прозе», распределить произведения из цикла по группам.

«Стихотворения в прозе» в контексте западноевропейской литературы (А. Бертран, Ш. Бодлер, А. Рембо и др.).

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Шестаков Л.П. «Стихотворения в прозе» //Рус. яз. в школе. 1994. № 4.

3. Батюто А. И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.

 

Занятие 8. А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся»

План

1. История создания.

2. Мотив обмана в пьесе.

3. Принципы построения конфликта.

4. Система образов.

5. Причина «несценичности» пьесы.

6. Особенности языка.

Задания для занятия:

· Прочитайте пьесы И.С. Тургенева «Нахлебник» и сопоставьте с пьесой Островского. Обратите внимание на принципы построения конфликта, язык героев, авторскую позицию.

· Выпишите примеры оборотов речи Олимпиады Самсоновны.

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Журавлева А.И. Театр Островского / А.И.Журавлева, В.Н.Некрасов. - М., 1986.

3. Лакшин В.Я. А.Н.Островский / В.Я.Лакшин. - М., 1982.

4.

Занятие 9. «Гроза» А.Н. Островского.

План

1. Творческая история «Грозы».

2. Своеобразие сюжетного построения драмы. Группировка персонажей в конфликте. Роль внесюжетных персонажей.

3. «Жестокие нравы» в пьесе.

4. В чем суть «прозаизации» драмы Островского.

5. Катерина как трагическая героиня.

6. Жанровое своеобразие «Грозы».

7. «Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова» – Д.И. Писарев. Полемика вокруг драмы Островского.

Задания для занятия:

· Обозначьте возможность применения к «Грозе» терминов «комедия», «дрема», «трагедия».

· Сделайте конспект статей, посвященных отзывам современников на пьесу «Гроза» (Гончаров И.А. «Отзыв о драме «Гроза» А.Н. Островского», Григорьев А.А. «После «Грозы» Островского: Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. Письмо первое», Григорьев А.А. «Русский театр. Современное состояние драматургии и сцены», Писарев Д.И. «Мотивы русской драмы»).

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1997.

3. Лобанов М.П. Александр Островский. М., 1989.

 

Занятие 10. Драма А.Н. Островского «Бесприданница».

 

План

1. История создания драмы «Бесприданница».

2. Символический смысл имен и фамилий героев в пьесе: Лариса, Кнуров, Паратов, Вожеватов, Харита Игнатьевна Огудалова, Юлий Капитонович Карандышев (см. словари имен и фамилий, толковые словари). Как характеры героев отражаются в их именах?

3. Система образов в драме.

4. Мотив «вещи» в пьесе.

5. Отражение пьесы «Бесприданница» в критике.

Задания для занятия:

· Проследить эволюцию образа героини у Островского (от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой).

· Опишите сценическую историю пьесы и ее экранизацию.

· Что дало Островскому использование единства времени в пьесе?

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Полупанова Н.И. Об именах персонажей в пьесах А.Н. Островского: к изучению антропологической системы пьес на уроках литературы // Русский язык в школе. 1993. № 2. С. 24 – 28.

3. Широтов В.В. Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница»: 10 класс // Литература в школе. 1998. № 3. С. 86 – 89.

Занятие 11. Лирика Некрасова.

План

1. Ранний период творчества (сборник «Мечты и звуки»).

2. Сборник Некрасова «Стихотворения» 1856 года.

– композиция;

– диологический конфликт;

– гражданские мотивы.

3. Эпизация лирики Некрасова.

4. Своеобразие любовной лирики Некрасова.

5. Формы выражения авторского сознания в лирике Некрасова.

Задания для занятия:

· Изучить историю создания сборника «Стихотворения» 1856 года.

· Сопоставить проблему поэта и поэзии в Лирике Пушкина, Лермонтова и Некрасова. («Разговор книгопродавца с поэтом», «Журналист, читатель и писатель», («Поэт и гражданин»).

· Используя справочную и учебную литературу, определите, что такое «диалогический конфликт».

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Сысоева Н.П. О лирике Некрасова. Оренбург, 2012

 

Занятие 12. Эпические поэмы Н. А. Некрасова. «Коробейники».

План

1. Жанрово-стилевое своеобразие поэм Некрасова 60-х гг.

2. История создания поэмы «Коробейники».

3. Мотив дороги в поэме.

4. Отражение эпохи в поэме Некрасова.

5. Фольклоризм.

6. Образ крестьянки Катеринушки.

Задания для занятия:

· Используя справочную и учебную литературу, дайте определение понятиям «эпическая поэма», «фолклоризм», «мотив дороги», «финал».

· Проследите функцию мотива дороги в других поэмах Некрасова.

· Определите, в чем особенность финала поэму Некрасова «Коробейники».

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов. Л., 1989.

3. Розанова Л.А. О творчестве Некрасова. М., 1988.

Занятие 13. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

План

1. История создания, споры в науке об эволюции замысла, полемика о композиции поэмы.

2. Композиция поэмы.

3. Фольклор и его функции в поэме.

3. Две концепции счастья в поэме, логика их взаимодействия.

4. Идейный стержень в поэме и проблема национального характера (коллективный образ народа и принципы его построения, многоголосие и способы его создания, галерея крестьян-народных заступников, принципы построения характеров), портрет, речь, исповеди, самохарактеристики, биографии, психологизм.

5. Жанровое своеобразие «Кому на Руси жить хорошо».

Задания для занятия:

· Используя справочную и учебную литературу, дайте определение жанру «эпопея» и понятию «принцип народности».

· Подберите примеры использования художественных средств при описании пейзажа.

· Проследите историю изменения композиции поэмы в разных публикациях.

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Кусков В.В. Православные мотивы в поэзии Некрасова // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С. 134-141.

3. Мостовская Н.Н. Храм в творчестве Некрасова // Русская литература. 1995. № 5. С. 194-203.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал