![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание. Содержание практических занятий курсаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Содержание практических занятий курса «История русской литературы 20 в. (Современная русская литература)»
Занятия 1-2. Тема: ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ 1920-Х ГГ. План: 1. Понятие гуманизма. Особенности общественного сознания в Советской России двадцатых годов. 2. Лирика. 3. Проза. 4. Драматургия.
Цель: Ознакомить студентов с понятием гуманизма и его выражением/исчезновением в литературном процессе 1920-х годов.
1.Задания: 1) усвоить таблицу соответствия категорий социальной практики тоталитарного государства и религиозной системы. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Дайте определение гуманизма как системы ценностей. 2. Перечислите писателей, пришедших в русскую литературу после революции. 3. В каком роде литературы наиболее наглядно выразился кризис гуманистической системы в новом обществе? Почему?
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Савельзон И.В. Из истории русской литературы. Проблемы гуманизма в литературе 1920-х годов. М.А. Булгаков. А.П. Платонов/И.В. Савельзон. – Оренбург, 2007. Занятие 3. Тема: «Мы» Е.Замятина (1920) как роман-антиутопия.
ВОПРОСЫ.
План: 1. Жанры литературной утопии и антиутопии. Их роль в русской и мировой литературе. 2. Роман Е.Замятина «Мы» (1920) как роман-предостережение. Против кого или против чего направлен главный пафос романа? 3. «Мы» Замятина и «1984» Дж. Оруэлла. Определите сходства и различия в системе героев и идейной направленности двух романов.
1.Задания: 1) усвоить таблицу соответствия в системах персонажей романов Е.Замятина и Дж. Оруэлла.. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Объясните название романа Е.Замятина. 2. Назовите тексты писателей – мастеров современной антиутопии. В чём выразилась их интертекстуальная связь с романом Замятина? 3. Рассмотрите сближения утопии/антиутопии с другими жанрами.В чём их сходства и отличия?
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Шестаков В. Эволюция русской литературной утопии // Вечер в 2217 году. – М., 1990.
Занятия4-5. Тема: Творчество М.Горького послереволюционной эпохи.
План:
1. Краткий очерк жизни и творчества М.Горького после Октября. Характеристика основных текстов. 2. Повесть «Мои университеты» (1923). Проблема соотношения художественности и документальности. Система героев. Образ Алексея Пешкова. 3. Роман «Дело Артамоновых» (1925). Проблема жанра: семейный роман или роман-хроника? Система героев. Современные прочтения романа.
1.Задания: 1) выписать из КЛЭ определения семейного романа и романа-хроники. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Составьте схему системы персонажей романа «Дело Артамоновых». 2. Расскажите о приёме буквализации метафоры, приготовьте примеры.
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Баранов В. Горький без грима. Тайна смерти. М., 1996. 2. М.Горький - страницы творчества. М., 1991. 3. Спиридонова Л. Горький - диалог с историей. М., 1994 Занятие 6. Тема: Жизнь и творчество В.Маяковского после Октября. План: 1. Краткий очерк жизни и творчества В.Маяковского после Октября. Лирика, сатира, драматургия. Характеристика основных поэм. 2. Поэмы «Люблю» (1922) и «Про это» (1923); а) история создания, б) новаторство в области стиха, ритмики, строфики, в) образная система поэмы «Про это», г) своеобразие звучания любовной темы. Влияние учения Н.Ф.Фёдорова. 1.Задания: 1) сформулировать основные положения философской системы Н.Ф.Фёдорова. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Подготовьте сообщение об эволюции лирического героя поэзии Маяковского. 2. Сгруппируйте тексты до- и послереволюционной сатиры Маяковского. 3. Как идеология Н.Ф.Фёдорова выразилась в драматургии Маяковского?
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Гончаров Б. Поэтика Маяковского. - М., 1983. 2. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990. 3. Катанян В. Маяковский - хроника жизни и деятельности. - М., 1985. 4. Михайлов А. Точка пули в конце. - М., 1993. 5. Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. М., 1991.
Занятие 7. Тема: Творческий путь С.Есенина. План: 1. Краткий очерк жизненного и творческого пути С.Есенина. Этапы эволюции творческой системы и лирического героя. 2. Основные принципы поэтики лирики Есенина: напевность, близость к фольклорным традициям, цветовая гамма. 3. Поэма «Анна Снегина». Автобиографическая основа, осмысление событий революции, антитетичность системы образов. 1.Задания: 1) подготовить сообщение об эволюции лирического героя поэзии Есенина. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте основные этапы творчества Есенина. 2. Опишите цветовую гамму есенинской поэзии. 3. Составьте схему антитетических категорий художественного мышления Есенина в поэме «Анна Снегина».
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Поэмы Есенина. - М., 1989 2. Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. - М., 1997. 3. Прокушев Ю. Есенин - образ, стихи, эпоха. - М., 1990. 4. С.А.Есенин. Материалы к биографии. М., - 1992.
Занятия8-9. Тема: Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929 – 40)
План: 1. Краткий очерк творческого пути М.Булгакова. Характеристика основных текстов. 2. Сатирическое изображение событий революции в повестях первой половины 1920-х годов. 3. Роман «Мастер и Маргарита»: а) история создания и публикации, б) проблема жанра. в) сюжет и композиция. Критерии разграничения композиционных пластов, г) система героев и смысл ее построения, д) идейно-философские основы. 1.Задания: 1) Подготовьте сообщение об этапах работы М.Булгакова над «Мастером и Маргаритой». 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Каковы критерии разграничения композиционных пластов романа? 2. Где и как в романе выступает категория Бессмертия? 3. Где и как в романе звучит пушкинская тема?
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Вулис А. Роман Булгакова " Мастер и Маргарита". - М., 1991 2. Новиков В. Михаил Булгаков - художник. М. – 1996 3. Савельзон И.В. Из истории русской литературы: М.А.Булгаков, А.П.Платонов. – Оренбург, 2001. 4. Смелянский А. Булгаков в Художественном театре. - М, - 1989. 5. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. - М., 1996 6. Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. - М., 1988 7. Химич В. " Странный" реализм Булгакова. - Екатеринбург.1995 8. Яблоков Е. Мотивы прозы М.Булгакова. - М., 1997
Занятие 10-11. Тема: Жизнь и творчество А.Платонова.
План: 1. Краткий очерк творческого пути А.Платонова. Характеристика основных текстов. 2. Роман «Чевенгур» (1926 – 1929). а) история создания и публикации, б) сюжет и композиция, в) в чем причины гибели чевенгурской коммуны? 3. Повесть «Котлован» (1929-30). Стилистка, идейные основы.
1.Задания: 1) подготовьте сообщение на тему «Отношения человека и природы в художественной философии А.Платонова». 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Что означает термин «Идеал все-родства» в системе художественной философии Платонова? 2. В чём сходство постмодернистских поэтик с принципами творчества Платонова? 3. Вспомните основные образы-символы творчества Платонова.
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Андрей Платонов. Мир творчества. - М., 1994 2. Васильев В. Андрей Платонов. - М., 1990 3. Малыгина Н. Художественный мир А.Платонова. - М., 1995. 4. Савельзон И.В. Из истории русской литературы. М.А. Булгаков. А.П. Платонов/И.В. Савельзон. – Любое издание. 5. " Страна философов" Андрея Платонова - проблемы творчества. М., 1994, 1999.. 6. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общегосуществования. Об Андрее Платонове. – М., 1987.
Занятие 12. Тема: Поэмы А.Твардовского
План: 1. Творческая биография А.Твардовского. Образы-мотивы Дома и Дороги. 2. Поэма «Василий Теркин» (1941-1945). История создания и публикации. 3. Проблема жанра «книги про бойца». 4. Фольклорные черты в поэтике «Василия Теркина». 5. Образ Теркина. Литературные истоки. 6. Поэма «За далью – даль» (1950 – 60). Художественное пространство и время.
1.Задания: 1) перечислите основные положения монографии А.В.Македонова «Творческий путь Твардовского: дома и дороги». 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Проследите углубление философического звучания поэмного творчества Твардовского. 2. Рассмотрите связи поэтики «Василия Тёркина» с устным народным творчеством.
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Гришунин А. " Василий Тёркин" А.Твардовского. - М., 1987 2. Кондратович А. Твардовский - поэзия и личность. - М., 1987 3. Страшнов С. Поэмы Твардовского.- Иваново, 1990.
Занятия13-14. Тема: «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея
План: 1. Творческий путь М.Шолохова с характеристикой основных текстов. Цикл «Донские рассказы» (1925-26). Роман «Поднятая целина» и его современные прочтения. 2. Роман «Тихий Дон»: а) история создания. Споры об авторской принадлежности, б) композиция романа. Признаки романа-эпопеи, в) система героев – женские образы в романе, «идейные двойники» Мелехова, г) Григорий Мелехов как трагический герой. Споры о романе в литературоведении. Современные прочтения романа.
1.Задания: 1) подготовьте сообщение о творческих и личностных взаимоотношениях М.Шолохова и А.Солженицына. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Дайте определение гуманизма как системы ценностей. 2. Перечислите писателей, пришедших в русскую литературу после революции. 3. В каком роде литературы наиболее наглядно выразился кризис гуманистической системы в новом обществе? Почему?
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Загадки и тайны " Тихого Дона". Самара. - 1996. 2. Ильин Е. Роман Шолохова " Поднятая целина". М., 1985. 3. Литвинов В. Михаил Шолохов. М., 1985 4. Макаров А., Макарова С. К истокам " Тихого Дона". - М., 1991. 5. Огнев А. М.Шолохов и наше время. Тверь. - 1996.
Занятие 15-16. Тема: Поэзия А.Ахматовой. Поэзия Б.Пастернака
Задание
Подготовить анализ одного лирического стихотворения А.Ахматовой и Б.Пастернака.
|