Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации. В историко-литературной части анализа студент должен показать знания об этапном развитии творчества поэта
В историко-литературной части анализа студент должен показать знания об этапном развитии творчества поэта, обосновать принадлежность анализируемого текста именно к называемому периоду творчества, по возможности - привести данные об истории создания стихотворения.
Приступая к анализу лирического стихотворения, нужно помнить то, что универсальной методики анализа не существует. Лирика как литературный род подчеркнуто субъективна. " Героями" лирического стихотворения, как правило, являются чувство и его носители. Область человеческих чувств определенна: любовь и ненависть; надежда и отчаяние; вера и безверие; чувство слияния с природой; ощущение одиночества и скоротечности жизни на фоне природы и т.п. Поэтому, говоря о лирике, мало ответить на вопрос, о чем она? Она всегда о том же - о вечном. Анализ лирического стихотворения заключается в сведении воедино двух вопросов, - о чем и как. Описывая одно и то же чувство, поэт каждый раз воссоздает его в новом, никогда не повторяющемся языковом материале. Помимо термина " лирика" (один из трех литературных родов) студент должен знать различия прозы и поэзии как двух типов художественной речи. В силу этого лирическое стихотворение не переводимо на язык прозы. Поэзия от прозы отличается, прежде всего, большей ритмической упорядоченностью (студент должен продемонстрировать умение анализировать сведения о системах стихосложения и о метре). Более того, поэзия, в отличие от прозы, является текстом " моделирующимся", т. е. первая строка стихотворения уже задает характер эмоции, рифмы метрики, синтаксиса, лексики, фонетики. Все остальные строки в стихотворении располагаются в пределах заданной инерции либо по принципу " подравнивания", либо " нарушения". В отличие от поэзии первое предложение в прозе дальнейший текст не моделирует. Лирическое стихотворение создано по законам языка и по законам стиха. Поэтому условно можно выделить следующие " уровни" лирического стихотворения: смысловой; идейно-философский; композиционный; ритмико-метрический; синтаксический; лексический; фонетический. В каждом поэтическом тексте необходимо определить главный " уровень" и те " уровни", которые создают неповторимость именно данного стихотворения. Попытка механического анализа как можно большего количества уровней приведет к бесстрастно-статистическому перечню языковых и стиховых фактов. Подход к стихотворному тексту должен быть аналитико-синтетическим, разбор отдельных составляющих текста должен сочетаться с представлением о его целостности. В поэзии XIX в., как правило, главным " уровнем" является идейно-философский, в экспериментальной поэзии XX в. им может стать фонетический, морфемный и лексический (примером такого стихотворения могут служить многие стихотворения В. Хлебникова: " Облакини плыли и рыдали...", " Заклятие смехом", " Бобэоби пелись губы...").
2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Вспомните систему стихотворных размеров. 2. Вспомните систему тропов, приведите примеры.
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Кихней Л. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. - М., 1997. 2. Лиснянская И. Музыка " Поэмы без героя" Анны Ахматовой. - М., 1991. 3. Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. - М., 1991. 4. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. - М., 1991 5. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. - М., 1989. 6. Альфонсов В. Поэзия Пастернака. - М., 1990 7. Баевский В. Пастернак-лирик - основы поэтическойсистемы. – Смоленск, 1993 8. Пастернак Е. Б.Пастернак - материалы для биографии. - М., 1989. 9. С разных точек зрения -" Доктор Живаго" Б.Пастернака. - М., 1990. 10. Смирнов И. Роман тайн " Доктор Живаго". - М., 1996.
Занятие 17. Тема: Повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
План: 1 Жизненный и творческий путь А.Солженицына. Характеристика основных текстов (романы «В круге первом», «Раковый корпус», рассказ «Матренин двор»). 2 Повесть «Один день Ивана Денисовича» а) история создания и публикации, б) сюжет и композиция, в) художественное время и пространство в повести, г) система героев и смысл ее построения, д) образ Шухова – главного героя повести.
1.Задания: 1) подготовиться к рассказу о системе персонажей повести «Один день Ивана Денисовича». 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Что вам известно о лингвистической деятельности А.Солженицына? 2. Каково ваше мнение относительно роли и масштаба вклада Солженицына в судьбы Отечества 20-21 веков? 3. Вспомните историю взаимоотношений Солженицына и Шолохова. Как теперь вы расцените их взаимное неприятие?
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Загадки и тайны " Тихого Дона". - Самара, 1996. 2. Ильин Е. Роман Шолохова " Поднятая целина". - М., 1985. 3. Литвинов В. Михаил Шолохов. - М., 1985 4. Макаров А., Макарова С. К истокам " Тихого Дона". - М., 1991. 5. Огнев А. М.Шолохов и наше время. Тверь. - 1996.
Занятие 18. Тема: Закон народной жизни в деревенской прозе
План: 1 Идейно-философские основы современной «деревенской прозы». 2 Особенности сюжета и композиции «Живи и помни». 3 Основные проблемы повести. Проблема долга и греха. Образ Настены. 4 Связь закона жизни народа и природы в повести; расторжение этой связи в судьбе Андрея Гуськова. 5 Образно-метафорический строй повести.
1.Задания: 1) проследите идеологический и художественный генезис деревенской прозы. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Сформулируйте основной, универсальный нравственный закон народной жизни в понимании писателей деревенской прозы. 2. Можете ли вы проследить эволюцию мироощущения ведущих писателей дервенской прозы от 1960-х годов к 1990-м? 3. Вспомните символические образы в текстах деревенской прозы.
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Ланщиков А. Виктор Астафьев. - М., 1992. 2. Селезнев Ю. Василий Белов. - М., 1983 3. Семенова С. Валентин Распутин. - М., 1992.
Занятие 20. Тема: Москва и москвичи в повести Ю.Трифонова «Обмен» (1969).
План: 1 Круг проблем современной «городской прозы». 2 Повесть Ю.Трифонова «Обмен». Сюжет и композиция. 3 Москва и москвичи. Проблема героя в повести. 4 Концепция семейной жизни и концепция русской истории в понимании Трифонова. 5 Кто же виноват в несчастьях Дмитриева?
1.Задания: 1) каким рисуется читателю автор мемуарной статьи «Записки соседа»? Чему он хотел бы научиться у А.Твардовского? 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Подготовьте сообщение о звучании темы Истории в творчестве Ю.Трифонова. 2. Проследите исторические судьбы городской прозы в 1980-2000-е годы. 3. Согласны ли вы с утверждением о том, что именно городская проза стала предшественницей русского литературного постмодернизма? Обоснуйте своё мнение.
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Магд-Соэп К. Юрий Трифонов и драма русскойинтеллигенции. – Екатеринбург, 1997. 2. Оклянский Ю. Юрий Трифонов. - М., 1987.
Занятие 21. Тема: «Все люди – братья». Пьеса А.Вампилова «Старший сын» (1967).
План: 1 Творчество А.Вампилова в контексте драматургии 1960-х годов. 2 Сюжет и композиция комедии «Старший сын». 3 Система героев. Проблема центрального героя. 4 Нравственные основы пьесы. «Все люди – братья». 1.Задания: 1) определите место комедии «Старший сын» в творческом наследии Вампилова. 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Как построена система персонажей комедии? 2. Определите принципы композиционного построения пьесы. 3. Как и насколько продуктивно проявился в «Старшем сыне» классицистический принцип трёх единств? Ваше мнение.
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Гушанская Е. Александр Вампилов. - Л., 1990. 2. Зоркин В. Не уйти от памяти. - Иркутск, 1997.
Занятие 22. Тема: Творческий путь Ч.Айтматова
План:
1. Творчество Ч.Айтматова как путь к эпической манере повествования. Расширение горизонтов художественного мировидения в «Повестях гор и степей», «Белом пароходе», «Пегом псе, бегущем краем моря». 2. Роман «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») (1980): а) сюжет и композиция, б) система героев и смысл ее построения, в) образ БуранногоЕдигея. Категории Памяти, Свободы, Любви в романе.
1.Задания: 1) отметьте тексты – вехи на пути Айтматова к образу вселенной-универсума в «Буранном полустанке». 2.Тесты: Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены. 3.Вопросы (задания) для самоконтроля: 1. Составьте схему композиции и системы персонажей романа. 2. Расскажите об основных категориях художественного мышления Айтматова в «Буранном полустанке». 3. Как вы расцениваете творчество Айтматова после романа «Буранный полустанок»?
4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы: Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены 5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение) Литература 1. Гачев Г. Чингиз Айтматов: В свете мировой культуры. - Фрунзе, 1989 2. Лебедева Л. Повести Чингиза Айтматова. - М., 1972. 3. Глинкин П. Чингиз Айтматов. - Л., 1968 4. Воронов. В. Чингиз Айтматов: Очерк творчества. - М., 1976
|