Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью
№
| Критерии сравнения
| Моторная алалия
| Интеллектуальная недостаточность
|
| Сущность нарушения
| Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов
| Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности
|
| Предречевое развитие
| Соответствует возрасту
| Задержка сроков гуления, лепета
|
| Динамика развития речи
| Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи
| •к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом •по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется
|
| Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей
| Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)
| Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено
|
| Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи)
| Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов
| Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении
|
| Запас знаний и представлений
| С трудом актуализируется в речи
| Ограничен
|
| Невербальное мышление
| Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение)
| Нарушено вербальное мышление
|
| Степень обучаемости
| Высокая
| Низкая
|
| Критичность
| Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм
| Некритичны
|
Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (Синдром Каннера)
№
| Критерии сравнения
| Моторная алалия
| Аутизм
|
| По определению
| Речевая патология
| Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром
|
| Раннее развитие речи
| Речь развивается неполноценно
| Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне
|
| Реакция на обращенную речь
| Сохранная постоянная реакция на речь окружающих
| Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен
|
| Психопатологические симптомы
| Отсутствуют
| Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции
|
| Особенности психического развития
| Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие
| Могут наблюдаться у.о. и неравномерное искажение психических процессов
|
| Экспрессивная речь
| Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки
| Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке
|
| Мимико-жестовая речь
| Активно используют в общении
| Не использует жесты и мимику (распад)
|
| Эхолалия
| Не отмечается
| Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии
|
| Просодика
| Не нарушена
| Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса
|
| Общение
| Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма)
| Отказ от общения
|
| Эмоционально-волевая сфера
| Адекватность эмоций
| Неадекватность эмоциональных реакций
|
| Моторика
| Относительно сохранная (исключения)
| Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул.
|
< < < Часть 1: АЛАЛИЯ, (моторная алалия).
Список литературы:
1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981. Раздел 4. 2. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи// Нарушение речи у дошкольников. М., 1972, с. 32-81. 3. Воробьева В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией. М., 1986. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. 5. Глухов В.П. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Л., 1989 6. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов// Нарушение речи и голоса у детей/ под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1975. С. 71-80. 7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 2001. 8. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Кн. для логопеда. /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатб.: АРД ЛТД, 1998. – 320 с. 9. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1973, 1990. – 239 с. 10. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – Л., 1985. – 88 с. 11. Левина Р.Е. Основы практики и теории логопедии. — М., 1986. 12. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. М., 1951. 13. Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых дошкольников. — Л., 1968. 14. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969. 15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. 16. Логопедия: учебник для студ. дефект. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). 17. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.. 1975. 18. Мастюкова Е.М. Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений у детей, страдающих церебральными параличами// Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М.: Медицина, 1972. С.222-278. 19. Мастюкова Е.М. Онтогенетичский подход к структуре дефекта при моторной алалии// Дефектология. 1981. № 6. 20. Орфинская В.К. Формы моторной алалии, связанные с избирательной неполноценностью речедвигательного анализатора // Физиологические механизмы нарушений речи. — Л., 1967. С. 129-137. 21. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). – М.: Классик-с Стиль, 2003. – 160 с. 22. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Уч. пособ. – Изд-во КГПИ, 1981, 2003. – 150 с. 23. Трауготт Н.Н., Кайданова С.Н. Нарушение слуха при моторной алалии и афазии. Л., 1975. 24. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1977. Ч. II 25. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.
|