Глава 8
1 Отрядам беглых крепостных и казаков приходилось чаще всего рисковать при российской экспансии и стараться не попадать в руки государства. Благополуч но раствориться в Сибири могли и те, кого государство желало сослать. Напри мер, в эпоху царя Алексея Михайловича, после церковных реформ середины XVII столетия, староверы были выдворены из Европейской России и насильно отправлены в Сибирь. Благодаря безбрежности региона и, следовательно, их собственной удаленности от центра власти, разнообразные староверческие сек ты и группы существовали даже в советские и постсоветские времена, сохраняя свои обычаи и общины и игнорируя предсказания об их гибели после развала СССР. См.: Steve Nettleton. Old Believers End Isolation in Siberian Borderlands // CNN.com. March 2000 (https://www.cnn.cjm/SPECIALS/2000/russia/story/ train/old.believers); Census Takes Discover Remaining Members of Low-Profile Religious Sect / /RFE/RL. Russian Political Weekly. Vol. 2. No 32. 2 October 2002. Перепись населения 2002 года сделала еще несколько открытий, выявив, напри мер, ранее неизвестную этническую группу — чалимцев — около 130 человек, про живающих в таймырской глуши. См.: New Ethnic Group Discovered // RFE/RL. Newsline-Russia. 2 October 2002.
2 Susan Brazier. Propiska (https://www.nelegal.net/articles/propiska.htm). Nelegal.net — Интернет-сайт российских граждан, желающих получить прописку, а также тех, у кого существуют проблемы с режимом прописки.
3 Cynthia Buckley. The Myth of Managed Migration: Migration Control and Market in the Soviet Period // Slavic Review. 1995. Vol. 54. No 4. P. 906.
Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ____________________________
4 Ira Gang and Robert Stuart. Mobility Where Mobility Is Illegal: Internal Migration and City Growth in the Soviet Union // Journal of Population Economics. 1999. Vol. 12. P. 118.
5 Районная планировка экономических, административных районов, промышлен ных районов и узлов. М., 1962. С. 62. Ссылка в: Моисеенко В., Переведенцев В., Воронина Н. Московский регион: миграция и миграционная политика. Рабочий до клад 3. Московский центр Карнеги, 1999. С. 32—33. Частично это решение было основано на стоимостном критерии: советские плановики подсчитали, что госу дарственные затраты на одного жителя в городе с населением 800 000 человек были на 9 процентов выше, чем в городе с 50 000 жителей. Однако, в то же время считалось, что производительность труда в промышленности в городах с числен ностью жителей свыше миллиона была (в 1961 году) на 38 процентов выше, чем в городах с населением 100 000—250 000. См.: Давыдович В. Г. О развитии сети го родов за 40 лет // Вопросы географии. 1959. Т. 45. С. 67; Давыдович В. Г. Пла нировка городов и районов. М., 1964. С. 30; ссылка в: Моисеенко В. Переведен цев В., Воронина Н. Московский регион. С. 33.
6 Ira Gang and Robert Stuart. Mobility Where Mobility Is Illegal. P. 119.
7 Ibid. P. 131-132.
8 Включая резолюцию № 713 Администрации Президента Российской Федерации от 17 июля 1995 года, признанную неконституционной Конституционным судом РФ 2 февраля 1998 года (Моисеенко В., Переведенцев В., Воронина Н. Москов ский регион. С. 47). См. также: Susan Brazier. Propiska; Министерство юстиции мо жет возбудить дело, чтобы заблокировать систему прописки (в Москве) (https://www.nelegal.net/articles.htm).
9 Ссылка в: Andrew Jack. Pioneering Migration Scheme Offers Hope to Inheritors of Stalin's Arctic Penal Colonies // Financial Times. 17 July 2002. P. 20
10 Nancy Ries. Food and Hunger: The Living Memory of War in Russia. Paper present ed at War and Memory Workshop, History Department, Pennsylvania State University. 16 March 2002. P. 1.
" Idid. P. 5.
12 Ibid. P. 8.
13 Говоря о российской «виртуальной экономике», К. Гэдди и Б. Иккэс описывают этот феномен как «одомашнивание» или «индивидуализацию» сети социального обеспечения. Они утверждают, что в этом главная причина склонности населения со временной России к сохранению статус-кво, что является барьером на пути различ ных радикальных экономических реформ (включая миграцию). См.: CiffordG. Gaddy and Barry W. Ickes. Russia's Virtual Economy. Brookings, 2002. P. 169-170, 210-212.
14 Nancy Ries. Food and Hunger. P. 9.
15 Ушков А. Россия разрабатывает специальную программу «Дети Севера» // ИТАР-ТАСС. Еженедельные новости. 2002. 26 ноября.
16 Andrew Jack. Pioneering Migration Scheme Offers Hope.
" Официальные статистические данные по прибыльности предприятий не внуша-_ ют доверия, но представленная ими картина региональных различий, особенно различий между Москвой и Санкт-Петербургом с одной стороны, и остальной
Примечания
страной с другой стороны, удивительно совпадает с реальностью. Официально в 2002 году не менее 46, 7 процента всех предприятий в России были убыточными. Только Москва (27 процентов) и Санкт-Петербург (28 процентов) имеют менее 30 процентов убыточных предприятий. Подсчеты авторов по Еженедельным отчетам Интерфакса.
18 Сравнительно высокая доля прямых иностранных инвестиций в Сахалин, Красно дар и Тюмень (места 2, 3 и 5 в табл. 8-1) заслуживают пояснений. Это может быть объяснено их значимостью в российском топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и сопутствующей торговле. Сахалин — один из динамично развивающихся регионов, чей рост обусловлен стратегией энергетического освоения рынков Севе ро-Восточной Азии (см. гл. 10). Краснодар доминирует благодаря порту и термина лу в Новороссийске, который интенсивно развивается для оказания поддержки транзиту каспийских энергетических ресурсов, а также основной массы российско го черноморского фрахта. Тюмень — центр сибирской нефтяной промышленности.
19 Моисеенко В., Переведенцев В., Воронина Н. Московский регион. С. 43.
20 Timothy Cotton. Moscow: Governing the Socialist Metropolis. The Belknap Press of Harvard University Press, 1995. P. 462.
21 Ibid. P. 463-465.
22 Ibid. P. 456-465.
23 Например, Колтон утверждает, что «хотя занятость в обрабатывающей промы шленности возросла всего на 2000 мест (1970-е годы), 250 000 лимитчиков вошло в Москву сквозь вращающуюся дверь промышленности. Ibid. P. 467.
24 Ibid. Р. 577.
25 Ibid. P. 720.
26 Ibid. P. 723.
27 Демографический ежегодник России, 2000 год. М.: Госкомстат России, 2000. С. 366.
28 Census Turns Up 2 Million More Russians than Expected // RFE/RL. Newsline- Russia. Vol 6. No 16. 18 November 2002.
29 Для общего представления о недавних судебных слушаниях см.: Инициатива об щественного интереса в области законодательства. Российские НКО подают в районные суды на систему национальной прописки // Pursuing the Public Interest: A Handbook for Legal Professionals and Activists. New York, 2001. P. 90-91 (https://www.pili.org/library/discrimination/propiska.htm).
30 Michael Gordon. Moscow Blast 3rd in 2 Weeks, Kills at Least 95 // New York Times. 14 September 1999. P. 1A.
31 Maria Arzumanova. Cleansing Moscow // Moscow News. 29 September 1999.
32 Anna Nochuikina. Unbidden Guests // Moscow News. 23 February 2000.
33 Никурадзе Р. Москва ужесточает обращение с кавказскими мигрантами // IWPR. Кавказская информационная служба. № 155. 2002. 14 ноября (https:// www.iwpr.net/index.pl/archive/cau_200211_155_1_eng.txt).
34 т
I ам же.
35 Moscow Major Again Calls for «Propiska» System // RFE/RL. Newsline-Russia. Vol. 6. No 223. 27 November 2002.
Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________________
36 См., напр.: Witold Rybczynski. Downsizing Cities: To Make Cities Work Better, Make Them Smaller // Atlantic Monthly. October 1995. Vol. 276. No. 4. P. 36-47; Robert Putnam. Mobility and Sprawl. Simon & Schuster, 2000.
37 Deidre A. Gaquin and Katherine A. DeBrandt. County and City Extra: Special De cennial Edition. Lanham, Md.: Bernan, 2002.
38 Эта политика была прекращена в конце 1970-х годов, поскольку людям либо не удавалось подыскать новую работу на новых местах, либо они отказывались поки дать свои дома из-за местных и семейных связей. Заменой ей стала региональная и местная правительственная политика содействия развитию и регенерации на уровне общины.
39 Paul Zielbauer. As Eastern Germany Rusts, Young Workers Leave // New York Times. 25 December 2002. P. A3.
40 Стенограмма передачи ABC News: In Search of America: 1-Rooom Schools // ABC World News Tonight with Peter Jennings. 13 November 2002, 18: 30.
41 Richard Rowland. Russia's Disappearing Towns: New Evidence of Urban Decline, 1979-1994 // Post-Soviet Geography and Economics. 1996. Vol. 37. No 2. P. 63—87. «Исчезнувшие» российские города были, как правило, небольшими по селениями, которые после уменьшения численности населения часто переводи лись в разряд «сёл».
42 Ibid. P. 84-85.
43 Donald R. Davis and David. E. Weinstein. Bones, Bombs and Break Points: The Geography of Economic Activity. Working Paper 8517. Cambridge, Mass.: National Bureau of Economic Research, October 2001. P. 5.
44 Richard Row/and. Russia's Disappearing Towns. P. 76. С 1989 no 1994 год числен ность жителей Магадана уменьшилась со 151 700 до 135 200 человек. Численность жителей как Москвы, так и Санкт-Петербурга тоже уменьшалась в конце 1980—на чале 1990-х годов, прежде чем снова возрасти за счет иммиграции.
45 Многие энергетические предприятия в России являлись объединенными отопи тельными и энергетическими предприятиями, хотя большая часть муниципального тепла (75 процентов) поступала от низкопроизводительных паровых котлов, рабо тающих к тому же от энергетических генераторов. См.: Международное энергети ческое агентство (IEA). Районное отопление // Энергетическая политика в Рос сийской Федерации. М.: IEA. 1995. Сентябрь. С. 249—256.
46 Беседа авторов с Борисом Бревновым, бывшим главой РАО ЕЭС, 14 июня 2001 года. Общеизвестно, что энергетические предприятия в России в своей массе не эффективны, поскольку продолжают работать по стандартам 1950—1960-х годов (период ввода в эксплуатацию). Ничто там не может быть переведено на внешние источники энергии, и все обслуживание производится их собственными рабочими.
47 Тот же источник.
48 Нехаев О. Запечатанные города. В отличие от США, Россия не открыла свои «ядерные города» после окончания «холодной войны». Тем временем города умирают, поскольку государственная поддержка не позволяет им развиваться // Российская газета. 2002. 20 июля. С.1.
Примечания
49 Оценки жилищно-коммунальных услуг (вода, электричество, отопление, обслу живание, канализация и т. д.) российским правительством и Всемирным банком разнятся и составляют от 30 до 40 процентов муниципальных бюджетов, а иногда и больше, при общих годовых затратах в 4, 1 миллиарда долларов. Из этой суммы 102, 5 миллиона долларов приходится на скидки по коммунальным платежам. См.: Valeria Korchagina. Putin Orders $20 Billion Housing Reform // The Moscow Times. 30 May 2001. P. 1.
50 Carolyn Gochenour. District Energy Trends, Issues and Opportunities: The Role of World Bank. World bank Techical Paper no 493. March 2001. P. 15.
51 Международное энергетическое агентство. Энергетическая политика в Россий ской Федерации. Также Госдума подсчитала, что российские крупные города те ряют до 50 процентов тепла до того, как оно доходит до места назначения, из-за устаревших и плохо обслуживаемых коммунальных систем и инфраструктуры. См.:...As Leading Communist Criticizes Housing Reforms // RFE/RL. Newsline- Russia. Vol. 6. No 237. 19 December 2002.
52 См. на сайте Московского центра энергосбережения в Интернете: https://www.cenef.ru/about/cenef.htm. С середины 1990-х годов Всемирный банк задействовал несколько проектов по реставрации российских систем цент рального отопления: «Российский энергосберегающий проект» (1996), «Проект приватизации жилья» (1996), «Российский проект по отоплению и энергетике для «Северстали» (1998) и «Российский проект муниципального отопления» (2001). Они были разработаны, чтобы помочь облегчить финансовое бремя муниципаль ных органов управления, связанное с обеспечением районов теплом (https://www.worldbank.org). Информацию о программах Института экономики города можно найти по адресу: https://www.urbaneconomics.ru.
53 Целью реформы жилищно-коммунального хозяйства является увеличение тари фов на жилищные и коммунальные услуги до уровня, чтобы можно было компен сировать все затраты и субсидировать жильцов с самым низким уровнем доходов. См.: Лацис О. Специальный репортаж: Непростой баланс для шаткой экономики. При минимальных шансах на дальнейший рост, надежды возложены на рыночную реформу. Но основной вопрос остается: как будет проводиться реформа? // Рус ский журнал. 2001. 11 — 17 мая. Российское правительство надеется, что к 2010 го ду россияне будут самостоятельно покрывать 90 процентов своих расходов на ЖКХ и другие коммунальные услуги. См.: Coming Soon: Shock Therapy, Part II? // Jamestown Monitor. Vol. 7. No 121. 25 June 2001.
54 Fred Weir. Capitalism Hits Home in Russia: Next Month the Kremlin Unveils a Plan to Wean the Country away from Housing and Other Subsidies // Christian Science Monitor. 20 June 2001. P. 6.
55 Nick Paton Walsh. Power - But Not to the People: Russians Pray That Their Neighbors Pay Their Electricity Bills: Thanks to Soviet Wiring, if One Gets Cut, They All Get Cut. And Privatization Threatens to Make Things Even Worse // Statesman (UK). 15 July 2002. P. 24.
Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________________
56 Международное энергетическое агентство. Энергетическая политика в Россий ской Федерации. С. 254.
57 Boris Rumer. Investment and Reindustrialization in the Soviet Economy. Boulder, Colo.: Westview Press, 1984. P. 118-119, 132.
58 Robin Munro. 10 000 Canadian Homes Set to Invade Russia // The Moscow Times. 6 November 2001. P. 9.
59 Чубайс А. Стенограмма совещания по проблемам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа (Владивосток), 2002, 23 августа (https://www.president.kremlin.ru/text/appears/2002/08/18503.shtml).
60 Alia Startseva. A Blackout Looms in Kamchatka // The Moscow Times. 11 July 2002. P. 5.
61 Большинство газовых электростанций находится в европейской части России. Энергетические мощности Европейской России генерируются за счет газа (при мерно 70 процентов), ядерной энергии (15 процентов), гидроэнергетики (10 про центов; в основном в Поволжье) и мазута. В Сибири, напротив, до 50 процентов энергии вырабатывается угольными электростанциями, а остальное — гидроэнер гетикой. Однако сибирские энергетические предприятия могу рассчитывать на ги дроэнергетику только весной и летом. Зимой, когда замерзают реки, они зависят от угля. Энергетические предприятия на угольном топливе на российском Дальнем Востоке (на их долю приходится 55 процентов вырабатываемой энергии, осталь ное — мазут) — самые крупные в Российской Федерации, спроектированные спе циально для обслуживания особо крупных регионов. Они зависят от субсидируе мых поставок угля, совершенно неспособны к самофинансированию из-за незна чительной численности населения и низкого уровня рентабельности промышлен ной базы региона. (Беседа авторов с Борисом Бревновым, 14 июня 2001 года). См. также информацию по производству энергии в России на сайте РАО ЕЭС: https://www.rao-ees.ru/ru.
62 Arthur Andersen Consulting. Russian Electricity Reform. Report. April 2001. P. 5.
63 Boris Brevnov and Cameron Half. From Monopoly to Market Maker? Reforming Russia's Power Sector. Cambridge, Mass.: Strengthening Democratic Institutions Project. April 2000. P. 17.
64 Беседа авторов с Борисом Бревновым.
|