Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Язык и юридическая деятельность. Русский язык в профессиональной деятельности юриста.Стр 1 из 25Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5 РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9 РАЗДЕЛ 2.МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.. 144 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ.. 144 УПРАЖНЕНИЯ.. 188 2. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.. 233 УПРАЖНЕНИЯ.. 311 3. ОШИБКИ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.. 39 УПРАЖНЕНИЯ.. 411 4. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.. 433 УПРАЖНЕНИЯ.. 455 5. ТРУДНОСТИ В ФОРМООБРАЗОВАНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ МЕСТОИМЕНИЙ.. 477 УПРАЖНЕНИЯ.. 488 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.. 500 6.1 Координация подлежащего со сказуемым.. 500 6.2 Согласование определений и приложений. 533 6.3 Управление. 555 6.4 Ошибки в употреблении однородных членов предложения. 577 6.5 Употребление причастных и деепричастных оборотов. 59 УПРАЖНЕНИЯ.. 611 7. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ... 744 УПРАЖНЕНИЯ.. 811 8. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ.. 933 УПРАЖНЕНИЯ.. 966 РАЗДЕЛ 3. КРАТКИЕ СЛОВАРИ 3.1 СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.. 1055 3.2 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПО КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ РЕЧИ.. 1133 3.3 РАВНОПРАВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ... 1155 3.4 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ...................................................................................116 РАЗДЕЛ 4. ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.. 122 РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 1255
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью данного пособия является повышение языковой грамотности слушателей факультета заочного обучения, развитие культуры письменного и устного профессионального делового общения и развитие компетентности вести деловую коммуникацию. Задачи учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации»: · повышение уровня гуманитарной подготовки; · воспитание чувства уважения к языку; · формирование юридического сознания и культуры; · развитие навыков письменной речи в деловом и профессиональном общении; · совершенствование функциональной грамотности. Изучение дисциплины основано на рассмотрении особенностей официально-делового стиля как функциональной разновидности русского языка, его подстилей - административно-канцелярского, законодательного, дипломатического; лексических, грамматических, стилистических норм, предъявляемых к текстам служебных документов, анализе структуры, композиции документов; выявлении особенностей документов, выявлении интернациональных особенностей языка документов. Предмет носит практический характер, вследствие чего большая часть времени самостоятельной подготовки слушателей отведена на выполнение различного рода заданий и упражнений. Систематическая работа слушателей по выполнению предложенных заданий способствует развитию навыков, необходимых для современного грамотного специалиста, и умений правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли средствами языка. В 1 часть учебного пособия вошли материалы для самостоятельного изучения темы 4. «Нормы современного русского языка и нормы официально- делового стиля». Подробно рассмотрены следующие вопросы: 1. Орфоэпические и акцентологические трудности. 2. Особенности употребления имен существительных. 3. Ошибки в формообразовании числительных. 4. Употребление имен прилагательных в речи. 5. Трудности в формообразовании и употреблении местоимений. 6. Использование синтаксических средств языка. 7. Употребление причастного оборота. 8. Употребление деепричастного оборота. 9. Нарушение норм согласования. 10. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. 11. Ошибки в управлении. 12. Лексические нормы. 13. Нарушение лексических норм. 14. Трудные случаи русской орфографии. 15. Трудные случаи русской пунктуации.
Самостоятельное изучение дисциплины должно начинаться с ознакомления программы и перечня рекомендуемой литературы. После изучения теоретической части темы следует выполнить тренировочные и контрольные задания и упражнения, а также ответить на контрольные вопросы, которые при качественном их выполнении могут составить основу для итоговой аттестации по дисциплине. В пособии представлены следующие виды заданий для самостоятельной работы слушателей: · выполнение предложенных упражнений; · классификация и исправление ошибок; · ведение карты речевой компетенции; · ведение личного словаря трудностей. В результате освоения учебной дисциплины слушатели должны: знать: · основные понятия по дисциплине; · языковые нормы орфографии, пунктуации, грамматики; · особенности юридической лексики; · особенности деловых документов; · интернациональные особенности юридической лексики; уметь: · пользоваться научной, справочной литературой; · употреблять юридическую лексику в профессиональной деловой речи; · грамотно использовать языковые средства в правоохранительной сфере; · учитывать специфику документов; · учитывать интернациональную специфику деловой речи; иметь навыки: · составления текстов различных видов деловых бумаг, документов по образцам в соответствии с языковыми нормами, правильно оформлять их. Изучение дисциплины завершается зачетом. В программе приводится примерный перечень вопросов к зачету, тем контрольной работы, а также дается рекомендательный список литературы в соответствии со спецификой изучаемого предмета и список основных словарей.
РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Язык и юридическая деятельность. Русский язык в профессиональной деятельности юриста. Сущность и основные функции языка как знаковой системы. Литературный язык. Языковые нормы. Функции языка права. Язык и речь. Культура речи юриста. Современный русский язык как государственное, межнациональное и международное средство общения. Особенности устной и письменной речи. Русский литературный язык. Языковые нормы устной и письменной речи. Варианты норм.
|