Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос и ответ
По-моему, вы в своей радиопередаче сказали как-то раз, что мы фактически приучаем детей убивать. Что вы тогда имели в виду? Это мнение доктора Дэвида Гроссмана, который в соавторстве с губернатором Арканзаса Майком Хаккаби написал книгу «Об убийстве: психологическая цена обучения убийству на войне и в гражданском обществе». Профессор Гроссман был выдвинут на Пулитцеровскую премию за обличение визуального насилия, которое он назвал «[самым] ядовитым, привязчивым и деструктивным наркотиком». Когда его попросили выступить перед комитетом сената США, изучающим насилие среди подростков, он с исчерпывающей и устрашающей ясностью показал, какая общенациональная проблема встает перед нами. Прослужив двадцать четыре года в ВВС, он является авторитетом в науке под названием «киллология». Этим термином обозначают «науку убивать», занимающуюся тренировочными упражнениями, к которым прибегают военные, чтобы приучить личный состав участвовать в самых кровавых военных операциях. Шокирующий вывод Гроссмана сводился к тому, что те же самые методы и упражнения, которые используются для этих целей, фактически применяются по отношению к нашим детям. Одним словом, детей учат убивать без сострадания. Такие способы психологической обработки, заключающиеся в гиперстимуляции экстремального поведения, известны уже многие десятилетия. Они чрезвычайно эффективны. Наукой установлен факт, что человеческий Разум способен привыкнуть даже к самым ужасающим и невыносимым переживаниям, если дать ему время на адаптацию и снабдить некими рациональными оправданиями с целью обхода его протестующих защитных систем. Лучшим (или худшим) примером этого процесса могут послужить нацистские расстрельные команды, которые назывались просто Einsatzgruppen (Ейнзацгруппы, нем. — рабочие группы, отряды действия. — Примеч. пер.) и действовали во время второй мировой войны в Восточной Европе. Около четырех этих небольших групп, от двенадцати до двадцати человек в каждой, хладнокровно и систематично убили свыше 1, 4 миллиона человек, не щадя ни женщин, ни детей, ни младенцев1. Во многих случаях они за один день убивали до 50 тысяч евреев, цыган, поляков и политических заключенных2. После войны социальные психологи изучали преступное поведение этих убийц, предполагая, что они должны быть психически ненормальны, иначе не смогли бы изо дня в день выносить такие ужасы. Исследование, однако, показало, что сначала это были самые обычные люди — бизнесмены, врачи, адвокаты и торговцы, которые поверили в фашистскую идею и быстро выработали иммунитет при совершении зверских убийств. Они превратились в «чудовищ», которым даже нравилось смотреть, как обреченные люди тщетно умоляют не убивать их. Произошла гиперстимуляция жестокости, которая сделала убийц невосприимчивыми к страданиям безвинных жертв и даже к крикам маленьких детей. Психический процесс, в ходе которого человеческое существо приучается к тому, что раньше показалось бы ему невыносимым, называется десенсибилизацией, потерей чувствительности. И еще раз, гиперстимуляция — тот механизм, с помощью которого и происходит эта поразительная адаптация. От нацистских новобранцев постоянно и систематически требовали выполнять дестабилизирующие психику задания, пока это не переставало их шокировать или вызывать неприятие. Новобранцам раздавали на воспитание чудесных щенков немецкой овчарки и ждали, когда у них возникнет эмоциональная привязанность. Тогда каждого заставляли собственноручно свернуть шею своему щенку. Это делалось для того, чтобы закалить будущих нацистов. Тем самым руководители осуществляли десенсибилизацию по отношению к жестокости. Эмоциональное расстояние от умерщвления дружелюбного песика до убийства беззащитного человеческого существа невелико1. Сегодня процедура десенсибилизации применяется в гражданской авиации гораздо более продуктивным образом. Это один из методов тренировки и тестирования пилотов. Летчиков сажают в наземные тренажеры, которые имитируют кабину управления, и в которых создаются вполне реальные аварийные ситуации, такие как отказ двигателей или неисправность шасси. Цель тренировки состоит в выработке соответствующих навыков на случай настоящей аварии, но также в том, чтобы приучить пилотов сохранять спокойствие в экстремальной обстановке. После того как они многократно проработают все мыслимые аварийные ситуации, можно надеяться, что они не поддадутся панике при возникновении самой серьезной опасности. И надежды эти оправдываются. У студентов-медиков тоже происходит десенсибилизация к виду Нрови при работе в перевязочной или операционной, хотя Поначалу они с трудом это переносили. Большинству из нас присуща способность адаптироваться к экстремальным условиям. И фактически именно этому процессу мы и подвергаем миллионы зрителей — особенно наших детей, — беспрестанно демонстрируя им сцены насилия и убийств по телевизору и в кино. Данный факт был установлен в результате двадцатидвухлетнего исследования, проведенного в Университете Иллинойса в Чикаго. Как пояснил психолог Леонард Эрон, исследование началось на выборке из 875 детей, которым исполнилось в тот момент восемь лет, и которые жили в одном округе штата Нью-Йорк, в наполовину сельской местности. К тому времени, когда им исполнилось по тридцать лет, в той группе испытуемых, которая характеризовалась максимальным количеством увиденных по телевизору сцен насилия, заметно больше было и количество осужденных за тяжкие преступления. Эрон, возглавляющий Комиссию по проблемам насилия и молодежи при Американской психологической ассоциации, делает следующий вывод: «Телевизионное насилие влияет на детей независимо от их возраста, пола, социально-экономического положения семьи и интеллектуального уровня, причем сфера его воздействия отнюдь не ограничивается ни теми детьми, кто уже имеет опыт реального знакомства с агрессией, ни пределами данного округа. Рассмотрим еще один вид насилия, с которым современные дети сталкиваются ежедневно, — в распространенных сегодня видеоиграх. Первоочередным примером здесь служит «Мортал комбат». Самые юные дети учатся не только тому, как ловчее убивать, но и как уцелеть, когда кругом головы слетают с плеч, и кровь заливает весь экран. Немного попрактиковавшись, они привыкают к в11ду смерти и страданий. Как заявляет профессор Гроссман, происходящая с нашими детьми десенсибилизация неизбежно проявит себя непосредственно в школьных классах1. Еще раз вспоминая об Эрике Гаррисе и Дилане Клебол- де, убийцах из Колумбайнской школы: их любимый фильм назывался «Баскетбольные дневники» и содержал сцену, весьма похожую на учиненную ими позже бойню. На них также оказала сильное влияние варварская сцена, которая учит убийству, насилию и половым извращениям. Если учесть такую «тренировку», не приходится удивляться, что юные убийцы издевательски острили, улюлюкали и, похоже, от души веселились, расстреливая своих одноклассников. Может ли рационально мыслящий человек отрицать эту связь между виртуальным насилием и насилием на наших улицах?
Данная страница нарушает авторские права?
|