![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.);
4) описание ситуаций, в которых человек оказался (" меня все бросили", " обманули", " это несправедливо").
На рисунке мужчины (рис. 1) изображены " собака бездомная, брошенная, которая больше никому не нужна", " высохший цветок, который пора выбросить", " фонарь, который светит в темном углу двора, там его свет никому не нужен", " я сам в виде шаржа". Самовосприятие людей по типу 1)/3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. Такие люди не считают, что изменение внешней обстановки или окружения может им чем-то помочь, поскольку не связывают свои состояния с внешними стимулами. Иногда подобная избирательная " слепота" сама по себе служит источником препятствий на пути к самопознанию, поскольку такие люди отказываются от из-менений внешней обстановки и среды. Более того, само начало активных действий они связывают с тем моментом, когда какое-либо состояние у них " пройдет". Это чрезвычайно затрудняет для них выход из кризисных ситуаций, так как они занимают пассивно-выжидательную позицию, считая улучшение своего состояния функцией не своих действий, а, скорее, времени (" время — лучший лекарь"), не хотят видеть связь между собственными переживаниями и внешними событиями, воспринимая свои эмоциональные реакции, в лучшем случае, как независящие от них " особенности организма". За консультацией обратилась женщина с жалобами на слезливость, слабость, подавленность, длящиеся уже четыре месяца и возникшие " без всяких причин". Обнаружив в ходе обсуждения рисунка (рис. 2), что она не может связывать внешние события и свои переживания, мы переформулировали вопрос: " Перечислите основные события Вашей жизни в течение последних шести месяцев". Оказалось, что за это время от женщины ушел муж, единственный сын ушел служить в армию, заявив ей, что когда отслужит, то вернется не к ней, а к бабушке в Кострому. Он сказал матери, что " не собирается ни дня жить под крышей дома, где столько лет царила ложь", осуждая мать за то, что она скрывала от него измены отца, и добавив, что из армии он писать матери не будет. И действительно, за четыре месяца после отъезда сына мать не получила от него ни одного письма. На вопрос, не считает ли она все эти события достаточными для возникновения испытываемых состояний она удивленно сказала: " Я считала, что нервные расстройства возникают после перенесения тяжелых заболеваний, например воспаления легких или гриппа, а у меня со здоровьем все в порядке, я ничем не болела" — и принялась пересказывать статью из журнала " Здоровье", где автор, с которым она была совершенно согласна, связывал депрессивные переживания исключительно с физическим состоянием организма. Внешне обе ситуации сходны, психические переживания также похожи, но работать с ними нужно в прямо противоположных направлениях. Ведь если в первом случае человек ставит нереалистические задачи во внешнем плане (" вернуть жену, которая замужем за другим человеком"), то во втором женщина нереалистично относится к своему внутреннему миру, считая его независящим от внешних событий. Обобщая, можно сказать, что если все рисунки выражают одну и ту же идею, то это свидетельствует о сужении внутриличностного пространства и временной перспективы. Но чаще рисунки все же относятся к разным аспектам личностных проявлений. Встречаются случаи, когда все четыре рисунка также посвящены " одной теме", но такой, которая должна представить человека в наилучшем свете. Это встречается у людей, которые, опасаясь столкнуться лицом к лицу со своими проблемами, тратят огромное количество энергии на наработку " фасада": внешнего благосостояния, благополучия или оригинальности и исключительности. Чаще всего это связано с инфантильно-эгоцентрическим способом решения проблем своего развития. На рис. 3, который рисовал мужчина 38 лет с жалобами на проблемы во взаимоотношениях с женой, представлены четыре варианта его образа " Я": " Золотая рыбка" — у меня 16 аквариумов, я развожу рыбок и продаю их на Птичьем рынке — очень прибыльное дело. " Тюльпан" — я их тоже развожу, продаю как сами Другой вариант наработки " фасада" — через
Из рисунка журналистки и беседы с ней следует, что " вынужденное" творческое бездействие на самом деле ей выгодно, поскольку это способ заставить коллег уступать ее требованиям, принимая в расчет ее представление о собственной исключительности.
Перейдем к описанию символических значений отдельных классов изображений. ЖИВОТНОЕ. 1. Домашние животные. Выбор их для самопредставления свидетельствует о тенденции " приручить" свою жизненную энергию. " Кошка" — потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному. " Птицы в клетках" и " рыбы в аквариумах" — тенденции к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своей витальности, нередко с оттенком самолюбования. " Корова" и другие " полезные" животные, служащие источником питания — отождествление себя с ролью " кормильца" или " кормилицы", стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих с ощущением вины, в роли должников (часто неосознанное). " Вьючные животные" — при негативном отношении к персонажу — " на мне все ездят". Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять ответственность за свою жизнь на себя, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий за это. При позитивном отношении — восприятие свой витальности и телесности как источника энергии и силы.
|