![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стилизованные и фантастические животные ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
— персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки Маус и т.д.) — отказ от анализа проблем своей витальности.
Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.
1. Выбор конформного символа (" береза — символ женственности", " мимоза — мой любимый праздник — Восьмое марта"). Отказ от анализа проблем своего развития и личной истории. 2. Комнатные растения в горшках — отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего — детскородительской, ситуации. 3. " Полезные" растения (овощи, фрукты, продукты питания) — идентификация с ролью " кормильца" или " кормилицы". 4. Букет в вазе — интерпретируется в зависимости от отношения человека к изображаемому (" бедные растения, сорвали, скоро они увянут" или " прекрасный букет, который принесли мне в подарок"). Может отражать отношение человека к перемене ситуации (" отрыву от корней"), выходу из детско-родительских отношений. 5. Деревья с висящими плодами — отождествление с родительской ролью и желание " остановить" процесс отделения своих детей. 6. " Колючие" растения (кактус, чертополох и др.) — агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира. 7. Растение без верхушки — чувство неопределенности будущего.
В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения человека, " не может умереть", выражает стабильность или является предметом потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может " бросить" владельца по своей воле.
Напомним, что во всех случаях необходим опрос испытуемого для уточнения значений рисунков. Методика " Четыре персонажа" может быть использована не только в индивидуальном, но и в семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде четырех персонажей не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем можно сравнить и обсудить полученные рисунки по принципу " я — в своих глазах" и " он — моими глазами".
МЕТОДИКА " РИСУНОК ПЕРЕЖИВАНИЙ" Для стимулирования процесса самопознания у человека, ему можно предложить выполнить рисунки на довольно абстрактные, но связанные с его проблемой темы. Например, нарисовать рисунки " Мой страх" (для детей — " Чего я боюсь") и " Мое желание" (для детей — " Чего я хочу"). Укажите, что можно изобразить не один страх или желание, а несколько. В ходе дальнейшей беседы по рисунку можно конкретизировать и уточнить запрос, а также получить дополнительную информацию.
Желания ребенка, выраженные в образной форме, позволяют психологу напрямую обратить на них внимание родителей. Более того, можно даже оговорить с родителями список желаний ребенка, на удовлетворение которых он имеет право, не спрашивая у них разрешения. В рисунках на тему " Мои желания", сделанных родителями, нередко ведущей оказывается тема, касающаяся других членов семьи (" хочу, чтобы он поступил в МГУ"). Тогда психолог может вернуть родителей к инструкции о рисовании именно своих желаний, не связанных с поступками других людей. Это особенно важно в работе с семьями, где есть подростки, поскольку способность помочь им взрослеть неразрывно связана с возвратом к своим личным, не связанным родительской ролью, желаниям. Одним из вариантов данной методики является рисунок состояний и переживаний, напрямую связанных с запросами человека. Это позволяет выявить скрытые барьеры на пути решения проблемы. Например, молодой человек жалуется на неуверенность в себе при общении с людьми. Тогда его просят изобразить это состояние на рисунке в предельно общем виде или же конкретно (рис. 6). После этого человеку предлагается изобразить на другом листе прямо противоположное состояние и назвать его. И следующий рисунок он называет так: " Уверенность в себе, наглость, хамство". На вопрос: " Считаете ли Вы, что наглость и хамство всегда сопутствуют уверенности в себе? " он отвечает: " Естественно". Это позволяет прояснить, что мешает молодому человеку справиться со своей проблемой: неадекватное обобщение не позволяет ему выработать новые способы поведения, поскольку ни один человек не будет стремиться к выработке в себе качеств, которые он осуждает с моральной точки зрения. Рисование переживания и того, что ему прямо противоположно, позволяет выявить те неконструктивные установки, в преодолении которых как раз и необходима помощь психолога. Ведь только их образное предъявление часто впервые сталкивает человека с ними лицом к лицу.
|