Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилизованные и фантастические животные






— персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки Маус и т.д.) — отказ от анализа проблем своей витальности.


4. Изображение конкретных животных, принадлежащих человеку.

Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.


РАСТЕНИЕ.
В общем случае этот персонаж отражает отношение человека к процессу своего развития, роста и его отдельным фазам; способность использовать ресурсы, имеющиеся в наличии, без необходимости смены ситуации (растение не способно к передвижению); степень привязанности к собственному прошлому (растение с корнями или срезанное).

1. Выбор конформного символа (" береза — символ женственности", " мимоза — мой любимый праздник — Восьмое марта"). Отказ от анализа проблем своего развития и личной истории.

2. Комнатные растения в горшках — отрицание возможности выхода из конкретной семейной, чаще всего — детскородительской, ситуации.

3. " Полезные" растения (овощи, фрукты, продукты питания) — идентификация с ролью " кормильца" или " кормилицы".

4. Букет в вазе — интерпретируется в зависимости от отношения человека к изображаемому (" бедные растения, сорвали, скоро они увянут" или " прекрасный букет, который принесли мне в подарок"). Может отражать отношение человека к перемене ситуации (" отрыву от корней"), выходу из детско-родительских отношений.

5. Деревья с висящими плодами — отождествление с родительской ролью и желание " остановить" процесс отделения своих детей.

6. " Колючие" растения (кактус, чертополох и др.) — агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира.

7. Растение без верхушки — чувство неопределенности будущего.


НЕОДУШЕВЛЕННЫЙ ПРЕДМЕТ.

 

В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения человека, " не может умереть", выражает стабильность или является предметом потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет может символизировать то, что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может " бросить" владельца по своей воле.


ЧЕЛОВЕК.
Если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.

Напомним, что во всех случаях необходим опрос испытуемого для уточнения значений рисунков.

Методика " Четыре персонажа" может быть использована не только в индивидуальном, но и в семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде четырех персонажей не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем можно сравнить и обсудить полученные рисунки по принципу " я — в своих глазах" и " он — моими глазами".

 

МЕТОДИКА " РИСУНОК ПЕРЕЖИВАНИЙ"

Для стимулирования процесса самопознания у человека, ему можно предложить выполнить рисунки на довольно абстрактные, но связанные с его проблемой темы. Например, нарисовать рисунки " Мой страх" (для детей — " Чего я боюсь") и " Мое желание" (для детей — " Чего я хочу"). Укажите, что можно изобразить не один страх или желание, а несколько. В ходе дальнейшей беседы по рисунку можно конкретизировать и уточнить запрос, а также получить дополнительную информацию.

Мать 8-летнего мальчика, рисуя " Мой страх", изображает школьный дневник сына с " двойкой" (" я каждый день боюсь, не схватил ли он опять двойку"). Ребенок же, успевающий средне, к получаемым им " двойкам" относится спокойно. На рисунке " Чего я боюсь" он изобразил популярного героя фильмов ужасов. На вопрос: " Что самое страшное может произойти, если сын получит " двойку"? " — мать отвечает: " Ну не знаю". Вопрос: " А как бы Вы ответили, если бы знали"? Мать: " Лично я никогда не получала " двоек", я была круглой отличницей, хотя родители от меня этого не требовали. Они считали это обычным, поскольку и сами в школе учились хорошо. Но мне кажется, что если бы я в школе получила " двойку", то умерла бы от стыда".


В данном случае боязнь " двойки" у ребенка есть проявление преувеличенного стремления к совершенству, принятого в этой семье, где быть успешным настолько естественно, что даже не требует обсуждения. Мать не замечает, что ее ребенок тоже чувствует себя благополучным, но не связывает это с оценками. Таким образом, поведение ребенка ставит под сомнение ее устоявшееся отношение к себе, чего она и боится.

Желания ребенка, выраженные в образной форме, позволяют психологу напрямую обратить на них внимание родителей. Более того, можно даже оговорить с родителями список желаний ребенка, на удовлетворение которых он имеет право, не спрашивая у них разрешения.

В рисунках на тему " Мои желания", сделанных родителями, нередко ведущей оказывается тема, касающаяся других членов семьи (" хочу, чтобы он поступил в МГУ"). Тогда психолог может вернуть родителей к инструкции о рисовании именно своих желаний, не связанных с поступками других людей. Это особенно важно в работе с семьями, где есть подростки, поскольку способность помочь им взрослеть неразрывно связана с возвратом к своим личным, не связанным родительской ролью, желаниям.

Одним из вариантов данной методики является рисунок состояний и переживаний, напрямую связанных с запросами человека. Это позволяет выявить скрытые барьеры на пути решения проблемы.

Например, молодой человек жалуется на неуверенность в себе при общении с людьми. Тогда его просят изобразить это состояние на рисунке в предельно общем виде или же конкретно (рис. 6). После этого человеку предлагается изобразить на другом листе прямо противоположное состояние и назвать его.

И следующий рисунок он называет так: " Уверенность в себе, наглость, хамство". На вопрос: " Считаете ли Вы, что наглость и хамство всегда сопутствуют уверенности в себе? " он отвечает: " Естественно". Это позволяет прояснить, что мешает молодому человеку справиться со своей проблемой: неадекватное обобщение не позволяет ему выработать новые способы поведения, поскольку ни один человек не будет стремиться к выработке в себе качеств, которые он осуждает с моральной точки зрения.

Рисование переживания и того, что ему прямо противоположно, позволяет выявить те неконструктивные установки, в преодолении которых как раз и необходима помощь психолога. Ведь только их образное предъявление часто впервые сталкивает человека с ними лицом к лицу.
Методики " Четыре персонажа" или " Рисунок переживаний" открыты для их модификации и творческого использования. Главное для авторов — стимулировать ваше собственное воображение, интуицию и способности к интерпретации символов. Мы надеемся, что, используя эти приемы, а возможно, и творчески модифицируя их, вы получите свой собственный уникальный опыт и укрепите в себе чувство профессиональной компетентности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал