Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кислородно-водородный топливный элемент
В настоящее время достигнуты значительные успехи в разработке водородно-кислородного топливного элемента. В этом элементе протекает реакция, которая описывается уравнением: 2H2 + O2 = 2H2O + электроэнергия + Q На рис.2 приведена схема кислородно-водородного топливного элемента.
К аноду подводится топливо (H2) - восстановитель, к катоду - окислитель (чистый кислород или кислород воздуха). Между электродами находится электролит (ионный проводник), в качестве которого используется раствор щелочи. Схема ТЭ записывается в виде: (-) H2, Me | KOH | Me, O2 (+), где Me - проводник первого рода (Pt), играющий роль катализатора электродного процесса и токоотвода. На аноде протекает реакция окисления водорода: На катоде протекает реакция восстановления кислорода: Во внешней цепи происходит движение электронов от анода к катоду, а в растворе движение OH- -ионов - от катода к аноду. Таким образом в результате реакции генерируется электрический ток, и химическая энергия непосредственно превращается в электрическую энергию. Эффективность работы топливного элемента определяется скоростями соответствующих электродных процессов, которые, в свою очередь, зависят от электрохимической активности электродов и величины их поверхности. Высокая электрохимическая активность электродов достигается введением в них соответствующих катализаторов. В качестве катализаторов электродных процессов в ТЭ используются металлы платиновой группы (Pt, Pd, Ir), Ag, специально обработанные Ni, Co, активированный уголь. Так как величина тока, протекающего через электрод, зависит от его поверхности, то в топливных элементах применяют пористые электроды, обладающие развитой поверхностью. Пористый электрод представляет собой систему контактирующих друг с другом твердых частиц, обладающих электронной проводимостью, и пустот между частицами. При подаче газообразного окислителя и восстановителя электрохимические реакции протекают на участках пористого электрода, легкодоступных как для газа, так и для электролита. Важное значение для эффективной работы ТЭ имеет подбор электролита. Он должен обладать высокой ионной электропроводностью и стабильностью, т.е. не изменять своего состава при взаимодействии с топливом и окислителем. Электролит не должен вызывать коррозию электродов и других частей топливного элемента. В качестве электролитов широко используются водные растворы KOH, NaOH, H3PO4, расплавы карбонатов и твердые электролиты (ионообменные мембраны, ZrO2, TiO2, MgO, Al2O3 и др.). В зависимости от температуры применяемого электролита топливные элементы делят на высокотемпературные, среднетемпературные и низкотемпературные. Высокотемпературные элементы работают при температурах 400-1000 °C на расплавленных карбонатах или твердых электролитах, основу которых составляет ZrO2. Среднетемпературные элементы работают при температурах 180-250 °C на водных щелочных электролитах (30-45% KOH) или на концентрированной H3PO4. Низкотемпературные ТЭ работают при температурах ниже 100 °C со щелочными и кислотными электролитами. В низкотемпературных элементах не удается использовать природные виды топлива: нефть, продукты ее переработки, природный газ (метан). Проблема использования этих видов топлива решается по двум направлениям: 1) применением высокотемпературных элементов и 2) предварительной химической обработкой топлива для получения электрохимически активных веществ. В табл. 3 приведены теоретические и экспериментальные значения ЭДС основных типов электрохимических реакций, используемых в ТЭ, работающих на газообразном, жидком и твердом топливе. Таблица 3. Теоретические и экспериментальные значения ЭДС (Т = 298 К) электрохимических реакций, используемых в топливных элементах
|