Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Классификация методов обучения
Методы обучения можно классифицировать на группы и подгруппы по различным критериям. Исходя из предъявляемых к данным методам основных требований, их можно разделить на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, осуществления творческой деятельности, закрепления и проверки знаний. Достаточно распределена и классификация методов по схеме, представленной в таблице 1.
Таблица I Классификация методов обучения по источникам знаний и степени активности учащихся
Эта схема позволяет выделить 9 групп методов. В педагогической литературе предложена многомерная модель методов обучения. в которой сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания. Известна также классификация, сочетающая методы преподавания и методы учения. Ю.К. Бабанский, исходя из концепции целостности деятельности и методов, осуществил классификацию методов обучения с позиций воспитывающего обучения (см. табл.2). Его классификация отличается полнотой систематизации методов организации познавательной деятельности, но в ней отсутствует оценка данных методов с точки зрения возможностей активизации учебного процесса, имеющих особое значение для организации модульного обучения.
Таблица 2 Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому
Ю. Вооглайд, исследуя методы обучения взрослых, классифицирует их, исходя из направленности и восприятия. Он предлагает следующую систему методов обучения: 1. Методы одностороннего представления материала (лекция, речь, доклад, отчет, обзор, рассказ, объяснение). 2. Методы ознакомления с опытом других людей (обмен опытом, интервью, встречи с коллегами, встреча с именитым гостем, учебный поход, экскурсия, стажировка, практика, интернатура, самостоятельная работа, психодрама, социодрама, тренинг сенситивности, группа общения, анализ различных носителей информации, организационная диагностика, эксперимент). 3. Методы проблемного обучения (анализ событий, разрешение инцидентов (конфликтов), анализ случаев из практики (кейсов), исследование обстоятельств (экономических, природных, культурных, исследование положения дел, ресурсов, условий, ситуаций и т.п.). 4. Методы побуждения к творческому поиску (поисковые игры, мозговая атака и т.п.). 5. Методы активизации слушателей (дискуссия, диспут, ролевая игра, деловая игра, экспертиза, программное обучение, групповая работа, самостоятельная работа с учебником, моделирование, «мусорный ящик» и т.п.). 6. Письменные вспомогательные работы (реферат, описание экспериментов, инцидентов, ситуаций и т.п., составление планов и т.д.). 7. Методы контроля или обратной связи (семинар, консультация, коллоквиум, конференция, симпозиум, зачет, экзамен, защита семинарских, выпускных работ, интервью, анкетный опрос). 8. Основные письменные работы (семинарская работа, курсовая работа, выпускная работа, доклад на конференции, дневник практики). 9. Внеучебные мероприятия (посещение кино, театра, выставки с последующим обсуждением и т.п.). В данной классификации акцентируется внимание на деятельностной и эмоциональной активизации обучающихся, рассматриваются классические и новейшие методы обучения, однако в качестве таковых представляются не только сами методы, но и формы обучения (например, групповая работа), что затрудняет их анализ. В основе классификации, используемой кафедрой педагогики Вильнюсского государственного университета, лежит предоставление знаний, развитие умений и навыков в процессе разновидового взаимодействия (от субъект-объектного до субъект-субъектного) педагога и обучающегося. Согласно этой классификации методы подразделяются на следующие группы и подгруппы: 1. Информационные методы: 1.1. Предъявляющие. 1.2. Воспроизводящие. 2. Операционные методы: 2.1. Упражнения. 2.2. Практические. 2.3. Лабораторные. 3. Методы поискового типа: 3.1. Эвристические. 3.2. Проблемные. 3.3. Исследовательские. Указанная классификация является наиболее приемлемой для систематизации методов, применяемых в модульном обучении, так как в процессе организации МО большое значение имеет характер взаимодействия педагога и обучающегося. Метод обучения включает в себя, с одной стороны, методы преподавания, с другой, - методы учения. Л. Йовайша, учитывая особую важность самостоятельной работы обучающихся для повышения эффективности учебного процесса, выделяет методы самостоятельного учения в отдельную группу, предлагая следующую их классификацию. 1. Методы исследования информационных источников: 1.1. Перцептивные методы учения (слушание, чтение). 1.2. Мнемонические методы учения (учение по учебникам). 1.3. Ментальные методы учения (планирование, работа с книгой). 2. Практические операционные методы учения: 2.1. Методы выполнения упражнений. 2.2. Методы выполнения практических работ. 2.3. методы выполнения лабораторных работ. 3. Методы учения творчеству: 3.1. Методы познания и оценки творческой деятельности. 3.2. Методы организации процесса творчества.
|