Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника и тактика походов. Водные походыСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПОДГОТОВКА ПОХОДА Подготовка сложных водных походов отличается рядом особенностей. Иначе, чем в походе 1-й и иногда 2-й категорий трудности, проводится подбор и изучение материалов о маршруте, подготовка группы и снаряжения, решение вопросов техники и тактики движения. Сложность водного похода определяется рядом геоморфологических элементов долины и русла, динамикой водного потока и естественными препятствиями, происхождение которых не связано прямо с рельефом местности. Сложность похода также зависит и от протяженности всего маршрута, протяженности участков с естественными препятствиями и населенностью района путешествия. Изучение всех этих вопросов позволит еще до выхода на маршрут мысленно «пройти» его, представить себе условия плавания и подготовить поход так, что на маршруте будет почти исключено появление трудностей, которые заставят изменить его или прекратить поход. Сложность движения в речном потоке определяется общим уклоном реки, характером уклона, естественными препятствиями и в особенности порогами, расходом воды, глубиной плесов и перекатов, колебаниями урезов, источниками питания рек, характером долины, берегов и ложа реки. Представление о возможных трудностях и об условиях плавания дают сведения о коренных породах, образующих ложе реки, о притоках, о захламленности русла. При планировании маршрута также необходимы сведения об искусственных препятствиях, о расположении их на реке. Условия плавания по открытым водным пространствам зависят от характера берегов, прибрежных глубин, направления течений и ветров, волны и метеорологических факторов, определяющих состояние поверхности водного пространства. Все эти данные можно найти в специальной литературе, либо в общей географической литературе и в отчетах о походах. Здесь рассматриваются возможности плавания по рекам в наиболее трудных условиях, т.е. плавание по горным, таежным и малым равнинным рекам, плавание по открытым водным пространствам. Следует также иметь в виду, что мы не даем строгих формул и взаимозависимостей всех показателей. Водный поток, его долина и русло, скорость течения и расход воды столь сложны в своих взаимосвязях, что для подготовки похода невозможно применять имеющиеся сложные формулы. На наш взгляд достаточно общих положений, наблюдений и выводов из опыта подготовки и прохождения водных походов по рекам, которые здесь и приводятся. Изучение реки, выбор маршрута. Разработка маршрута после выбора района путешествия и установления основных задач похода заключается в выборе реки, определении возможности прохождения по ней и определении начального и конечного пунктов маршрута в зависимости от возможности подходов к маршруту и выходов с него. Возможность прохождения по реке вниз или вверх определяется рядом факторов, из которых важнейшими являются характер долины и ложа реки, скорость течения, уклон и продольный профиль, расход воды. Эти данные дают достаточно полное представление о маршруте водного путешествия, с их помощью можно довольно точно представить все ожидаемые трудности, правильно наметить тактику плавания и спланировать весь поход. Подготовку водной части маршрута целесообразно начинать с составления продольного профиля по уклонам реки. Профиль дна также интересует водника, но практически его составить нельзя. Профиль реки строится в масштабе. Мелкий масштаб берется для длины реки, а несколько более крупный масштаб принимается для нанесения урезов воды. Длину реки, ее отдельных участков и абсолютную высоту над уровнем моря отдельных точек ее зеркала можно найти на гипсометрических картах масштаба 1: 1 000000, в справочнике «Водные ресурсы СССР» и на административных картах масштаба 1: 500000. Здесь можно найти минимум необходимых сведений, с помощью которых можно построить профиль реки. При подготовке туристского похода по реке можно пользоваться профилем, построенным с карты масштаба 1: 1000000. Нет необходимости иметь подробный профиль каждого участка, так как он нужен только на горных реках с уклоном 2—4 м на километр. Если же подробный профиль участка построить не удастся, то средний уклон нескольких смежных участков все же позволит судить о сложности плавания. Для плавания по реке Чулышман нами был подготовлен профиль по трем точкам на участке общей протяженностью в 90 км. Профиль реки Абакан был построен по 6 точкам при общей длине 450 км (рис.14). Для похода это оказалось достаточным. Профиль реки в целом, а также знание уклонов потока на каждом ее участке позволяет определить начальную точку плавания, технику и тактику прохождения их. Для плавания вниз пригодны реки, имеющие средний уклон до 3—3, 5 м на километр. Практически возможно плавание и по рекам, которые имеют максимальное падение в 6—8 м на километр на отдельных, коротких участках. Длина таких участков не должна превышать 1—1, 5 км, а остальные важные показатели — характер долины и ложа реки, расход воды — должны быть благоприятными и не превышать указанного выше среднего уклона. Чаще всего плавание проводится по рекам со средним уклоном до 1, 5 м на километр. Из опыта походов известно, что новички могут плыть по рекам с уклоном до 1 м на километр. Спад на таких реках происходит чаще всего на перекатах, и поэтому необходимы начальные знания водного потока. Большую трудность представляют собою реки с уклоном до 1, 5—2 м на километр. Здесь уже требуется умение правильно выбрать фарватер, проходить через пороги, осмысленно выбирать берега для походов и высадки, знать тактику плавания по горным и таежным рекам. Маршрут по рекам с уклоном в 2, 5—3, 5 м на километр может быть выбран лишь хорошо подготовленными группами, имеющими большой опыт походов. Если говорить о категориях трудности, ставя их в зависимость от уклона реки, то можно считать, что маршруты первой категории трудности не должны иметь средний уклон более 0, 6—0, 8 м на километр. Реки с уклоном от 0, 8 до 1, 5 м на километр относятся к маршрутам второй категории трудности. Начальный пункт плавания может быть определен прежде всего по уклону реки. При плавании против течения движение на веслах эффективно при уклонах до 0, 6 м на километр. На реках с уклоном до 1—1, 2 м на километр возможно движение на веслах лишь на плесах, а на перекатах и тем более порогах приходится делать проводку, идти на бечеве или при помощи шестов. Уклон реки около 1, 5 м на километр обязательно требует либо применения буксировки бечевой, либо работы шестами. При уклонах более 1, 5—2 м на километр очень трудно двигаться на судне вверх по реке. Чаще всего — это напряженная борьба за метры пути. Подобные участки целесообразно включать в маршрут лишь при необходимости подойти поближе к волоку на другую реку или озеро. Соответственно вышесказанному и рекомендуем планировать маршрут, двигаясь против течения. Профили одних рек имеют ступенчатый вид, а других — наклонную линию, отдельные участки которой имеют больший или меньший, но всегда заметный уклон. Первые реки текут ровными и длинными плесами, а падение происходит на коротких участках чаще в виде водопадов, реки с подобным уклоном встречаются в Архангельской области, Карелии и на Кольском полуострове. Такой характер уклона значительно облегчает условия плавания, так как всегда имеется возможность осмотреть порог или водопад, пройти его по заранее намеченному с берега пути или обнести порог, отдохнуть на плесе, без затруднений выбрать место для лагеря. Есть реки, имеющие на местности ясно видимый глазом уклон, где падение происходит на всей длине реки беспрерывно. Пороги и перекаты следуют один за другим. Большинство рек Урала и Сибири, включая ее горные районы, имеет именно такой вид. Здесь иная тактика плавания, трудностей гораздо больше. Осматривать с берега бесчисленные пороги и выбирать путь либо не имеет смысла по характеру и трудности порогов, либо это просто невозможно, так как пороги порою тянутся на 1—1, 5 км, а русла рек между порогами забиты обломками скал и крупными камнями, около которых кипит вода. Здесь необходим большой опыт и знание водного потока. Подготовив продольный профиль реки, необходимо выяснить характер ее долины и ложа, скорость течения и расход воды. Долину реки характеризуют ее ширина, крутизна склонов и в особенности крутизна их подошв, наличие поймы и береговых террас. Для плавания наиболее трудны и опасны долины, которые не имеют пойменных береговых террас, а ложе переходит непосредственно в круто поднимающиеся склоны. Опасны для плавания ущелья, каньоны реки, берега которых имеют вид так называемых бомов, т. е. скал, вертикальные стены которых уходят в воду. Такие бомы особенно опасны на поворотах реки. Практически плавание по рекам с такими трудными участками возможно лишь в случае, если они не превышают длины 1—1, 5 км, т. е. возможен либо просмотр и выбор пути, либо обнос и проводка лодки. Ложе реки, образованное из обнажений коренных пород, наименее удобно, а в ряде случаев и невозможно для плавания. Выходы коренных пород в виде граней скал представляют собою большую опасность. Легче и проще движение по рекам, русло которых состоит из наносных частиц. Изучая характер долины и ложа реки, необходимо уделять больше внимания тем участкам, на которых река прорезает хребты или их отроги, огибает подошвы хребтов или делает крутые повороты. В таких местах можно встретить водопады, пороги, теснины, бомы, выходы коренных пород и максимальные для данной реки скорости течения. Скорость течения, на первый взгляд, является лучшим помощником для сплавляющегося вниз по реке. На самом деле имеется некоторый предел скоростей, и при средней скорости более 14—15 км/час река не пригодна для плавания на судне. Более высокий предел может быть принят для сплава на плотах. Заметим, что безаварийное плавание в движущемся с большой скоростью водном потоке не легче сложного горно-таежного похода или сложного альпинистского восхождения. Если в горах в пешем походе человек может остановиться, просмотреть, наметить глазами путь и затем пройти его, соразмеряя свои силы, то на воде человек оказывается во власти потока. Задача плывущего опередить действие сил воды, вовремя рассмотреть естественные препятствия и определить путь мгновенно. Чем больше скорость реки, выбранной для путешествия, тем большие требуются опыт и знания свойств водного потока. Первые плавания начинающим следует проводить по рекам со скоростью течения не более 5 км в час. Следующая степень трудности — плавание по рекам со средней скоростью течения до 7—9 км/час. Весьма серьезную трудность представляют реки со средней скоростью течения около 12—14 км/час, но плавание по ним все же возможно и целесообразно. Планировать движение против течения имеет смысл лишь по рекам, средняя скорость течения которых не превышает 4—5 км в час. Расход воды позволяет приблизительно определить самую близкую к истоку точку начала маршрута. На равнинных реках плавание на байдарках можно начинать от пунктов, где расход воды в меженное время составляет 3—5 м3/сек, а на лодках 5—8 м3/сек. В условиях горных рек этот минимум составляет примерно 50—70 м3/сек. Выбор начального пункта маршрута по этому показателю труден в связи с тем, что сложно, а порою и нельзя отыскать соответствующие данные. Тогда можно найти иной путь решения. Замечено, что на реках центральных областей европейской части нашей страны сплав на байдарках в меженное время можно начинать от пунктов, расположенных примерно в 40 км от источников. Для рек северных областей это расстояние сокращается до 10—15 км, а в южных равнинных районах увеличивается до 60—70 км. Надо знать, что реки, протекающие в заболоченных местностях, даже при меньшем, чем указано выше, расходе воды и расстоянии от истока, пригодны для туристского плавания. Это возможно потому, что их русло имеет часто ширину потока в донной части больше ширины по зеркалу. Причина заключается в том, что заболоченные берега скреплены прочным растительным слоем, который и предохраняет их от размыва. Образуется русло в разрезе почти прямоугольной или трапециевидной формы, что позволяет двигаться даже при небольшом количестве воды, местами задевая берега веслами. И, наконец, расстояние от истока может сократиться до нуля, если река является стоком какого-либо озера или искусственного водохранилища. Разрабатывая маршрут, необходимо собрать сведения о естественных и искусственных препятствиях, о ширине отдельных участков реки, о глубине плесов и перекатов. Реки с уклоном до 0, 5 м на километр пригодны для плавания на лодке при ширине реки 4—6 м. При уклоне до 1 м на километр минимальная ширина должна быть в 20—25 м, а при уклонах более 1, 5 м на километр — не менее 40—50 м. Необходимо иметь в виду, что для байдарки-двойки, плывущей с общим грузом до 200 кг, необходима минимальная глубина около 20 см, для лодок-долбленок, дощаников и некоторых других судов глубина может быть и меньше, поскольку нет большой опасности повреждения обшивки и поломки корпуса. Для плота на 6 человек с походным грузом необходима на перекатах и порогах минимальная глубина в 40—50 см. Определяя длину маршрута, следует учитывать извилистость русла реки. Для этого полученное по карте расстояние умножается на коэффициент извилистости. Для равнинных рек этот коэффициент колеблется от 1, 5 до 3, для горных рек — от 1, 3 до 2. Такие данные следует определить для нескольких точек маршрута, которые легко обнаруживаются на месте. К ним относятся: большие притоки, заметные повороты долин, створы отдельных вершин, кордоны, населенные пункты. Кроме того, просмотрев карту и обнаружив значительные сужения долины, теснины, необходимо их начало и конец нанести на профиль. На профиле отмечаются известные пороги и величина их падения. Таким образом, на профиль наносится как бы ряд поперечных сечений потока,. выявляется характер долины, ложа реки, отмечается скорость течения и расход воды. Все это позволяет определить наиболее трудные участки и построить график движения, выбрать тактику плавания и технически подготовиться к прохождению наиболее трудных мест. Подходы к водной части маршрута Важной частью разработки маршрута является подход к его начальному пункту на реке и выход с конечного пункта. Наиболее просто начинать и кончать маршрут около пересечений рек и линий железных дорог. Движение можно начинать и от пунктов, в которых можно сделать пересадку с поезда на пароход, рейсовый автобус или попутную автомашину. Сведения о транспортных средствах всегда можно получить в центральных ведомствах, ил и запросив местные органы власти, руководство комсомольских органов, колхозов, директоров школ. Однако туристов интересуют и более удаленные, мало доступные реки, к которым трудно подойти. При таких условиях планируются комбинированные водно-пешие походы. Большой интерес представляют сочетания пешеходных и водных участков, когда каждый из них полностью или частично соответствует требованиям похода высшей категории трудности. Подойти к начальному пункту маршрута на реке можно, двигаясь через хребты, через тайгу и т. д. Интересен также переход из бассейна одной реки в бассейн другой. В таком случае туристы могут плыть по одной реке против течения, а затем, перетащив суда, двигаться по другой, соседней реке. Сочетание двух видов туризма открывает широкие возможности для путешествий по интересным, часто труднодоступным районам. В комбинированном походе, выбирая пешеходный участок, надо заранее знать, какие плавсредства будут использованы для дальнейшего движения по водной части маршрута. Если плыть по реке придется на местных лодках или плотах, то подготовка к преодолению пешеходного участка будет такой же, как и к обыкновенному походу соответствующей категории трудности. Необходимо лишь предусмотреть в снаряжении группы вспомогательные материалы и инструменты, которые понадобятся при подготовке плавсредств. Выбирая такой маршрут, следует иметь в виду, что делать волоки с местными лодками в трудных условиях тайги, болот и небольших перевалов целесообразно лишь на расстояние не более 10—12 км. Волок выполняется челночным способом так, чтобы к концу дня вся группа с грузом и лодками собралась в одном месте. При плавании на местных лодках или плотах длина пеших. и водных участков может планироваться произвольно. По-другому приходится готовиться к пешей части маршрута, если предстоит плавание на разборных байдарках. Для транспортировки байдарок нужен транспорт. Поэтому необходимо заранее точно выяснить возможность Получения подсобного транспорта, определить минимальное количество необходимых лошадей или оленей и предусмотреть соответствующие затраты в смете расходов. На лошадь можно нагрузить две байдарки, на оленя — одну. (Подробнее о вьючном транспорте смотри в главе «Горно-таежные походы»). При наличии байдарок не следует выбирать слишком длинный пешеходный участок. В таежных условиях его длина не должна превышать 60—75 км. Байдарку можно переправлять и волоком без подсобных транспортных средств. При этом маршрут строится так, чтобы длина волока была не более 10—15 км и лишь в крайних случаях, для хорошо физически подготовленных туристов, она может быть увеличена до 20—25 км. В таежных условиях приходится разбирать байдарки. Волок без разборки байдарок практически возможен лишь по более или менее открытым местам, по краю болот, опушкам леса, по долинам ручьев. В последние годы появилось новое средство «подъезда» к начальной точке маршрута — авиация. Рейс на вертолете или легком самолете в верховье таежной реки иногда оказывается дешевле, чем подходы к той же точке с вьючным транспортом. График движения. Перед походом составляется график движения, т.е. определяется число ходовых дней и весь маршрут разбивается на суточные переходы. Естественно, что невозможно составить такой график, который в походе не изменился хотя бы частично, но предварительный расчет дней необходимо сделать. Скорость движения по реке зависит от многих факторов, учесть которые при подготовке похода невозможно. Для предварительного расчета при составлении графика движения можно пользоваться следующими отправными цифрами. На равнинных реках и реках, протекающих в заболоченных местностях, скорость движения вниз по течению колеблется от 3 до 6 км. Эта скорость тем больше, чем шире река, чем чище ее русло. При движении против течения скорость равна 2—4 км в час. На таежных реках с уклоном до 1 метра на километр скорость движения при сплаве практически равна сумме скоростей течения и собственной скорости судна. При уклонах 1—1, 5 м на километр можно считать, что скорость сплава будет примерно равна скорости течения. Здесь естественные препятствия заставят терять время на их осмотр. На горных реках, на участках, где средний уклон равен 2 метрам на километр, скорость сплава равна 6—8 км в час, а при больших уклонах в связи с возрастающими затратами времени на просмотр порогов она падает до 1—2 км в час. Двигаясь против течения при его скорости 2—3 км в час, можно на лодке или байдарке развить скорость до 2—3 км в час. При скоростях течения более 3—4 км в час движение против него осуществляется с помощью бечевы или шестов. Расчет времени для движения на бечеве довольно сложен и, как правило, при первопрохождении далек от истины. Кроме уклона реки, скорости течения, глубин и захламленности русла, здесь часто мешают заболоченность, широкие отмели, подмытые вешними водами, поваленные деревья, кусты, температура воды и т. д. На реках с уклоном около 1 метра на километр и средней скоростью течения 4—4, 5 км в час, без значительного количества препятствий, можно развить скорость с бечевой от 2 до 3 км в час. При плавании при помощи шестов на реках Севера и Урала туристские группы движутся со скоростью от 1, 5 до 2, 5 км в час. Скорость зависит как от условий плавания, так и от опытности группы в работе с шестами. Местные жители продвигаются вперед при помощи шестов со скоростью, в 1, 5—2 раза превышающей скорость туристских групп, впервые применивших этот способ. Это соотношение следует учитывать при подготовке маршрута, и в расчет времени, сообщаемый с мест, вносить поправки. На просмотр сложных порогов, выбор подходов к ним и ориентиров затрачивается от 0, 5 до 2 часов. Скорость движения по открытым водным пространствам определять сложнее, чем при плавании по рекам. Здесь надо учитывать такие факторы, как ветер, волны, приливы и отливы. Все же для примерного расчета можно принять скорость движения на байдарке 6—7 км в час, на лодке — 4—5 км в час. На пеших переходах при транспортировке байдарок вьюками в таежных условиях группа движется со скоростью 1—3 км в час. При волоке скорость не превышает 0, 5— 1 км в час. Если нужно сделать описание отдельных порогов, то для наблюдений, зарисовок и фотографирования надо предусматривать от 0, 5 до 1, 5 часов. График лучше всего составлять по дням. Однако при плавании по неизвестным туристам рекам график строится по отдельным участкам. Участки берутся те же, что и при построении профиля реки. Определяется количество ходовых часов и соответственно дней для каждого участка с одинаковым средним уклоном, для участков между большими притоками и т. д. Подготовка группового снаряжения начинается прежде всего с выбора плавсредств. Ими могут быть плоты, местные лодки, резиновые надувные лодки и разборные байдарки. Плоты отличаются размерами и своей конструкцией в зависимости от условий плавания. Бывают плоты легкие — так называемые «салики», состоящие из нескольких бревен, для 2—3 человек. Средние плоты, строящиеся для групп в 6—8 человек, не отличаются особенной прочностью и жесткостью конструкций. Оба вида плотов пригодны для переправ и сплава в сравнительно нетрудных условиях на реках с уклоном до 1, 5—2 м на километр, с несложными порогами. Третий вид — тяжелые плоты, пригодные для сплава по бурным, порожистым и полноводным рекам. Размер плота определяется также и количеством участников плавания. Так, на группу в 6 человек нужно сделать плот объемом примерно 2, 5—3 м3, для чего потребуется —8 бревен диаметром 20—25 см, длиной в 5—6 м. Для плавания в сложных условиях объем плота увеличивается в 1, 5—2 раза, а диаметр бревен достигает 40—45 см. Салики строятся из 4—5 бревен среднего диаметра. Наиболее подходящим материалом для плота является сухостой кедра, ели, сосны, лиственницы. Ширина и длина плота обычно относятся как 1: 2, 1: 3. Узкие плоты хуже управляются и имеют значительно меньшую остойчивость. Перед постройкой плота выбирается берег, на котором близко от воды имеется сухостой, удобен подход к воде и можно вязать плот на воде. Вязка средних и тяжелых плотов на воде экономит силы и позволяет плот сделать лучше по своим ходовым качествам. Тяжелые плоты вязать практически можно только в воде. Деревья валятся вершиной к берегу, так как это облегчает их транспортировку. Валка дерева показана на рис. 15. Очищенные от сучьев бревна транспортируются к воде по слегам при помощи веревок. На берегу определяется положение каждого бревна в плоту, боковые стороны ошкуриваются, а неровные места стесываются. Затем делается разметка пазов для ронжин, или стрел, т, е, поперечных бревен, которые крепят весь плот. Паз глубиной не более половины диаметра бревна делается по форме ласточкиного хвоста с небольшим уклоном (рис. 16). Ширина паза в нижней части обычно на 3—5см больше, чем в верхней. На тяжелых плотах глубина паза обычно равна ширине полотна пилы. В носовой части у бревен делается срез для того, чтобы плот легче шел на волну (рис. 17). Стрелы (ронжины) делаются из сырых берез или елей длиной на метр-полтора больше, чем намечаемая ширина плота. Вначале стрела делается прямоугольного сечения, а затем одна сторона протесывается под ласточкин хвост. Стрелы крепятся клиньями в виде планок длиной в диаметр бревна с одной стороной, протесанной под ласточкин хвост, (рис. 18). Выбрав для вязки плота неглубокое место со спокойным и слабым течением, заготовленные бревна поочередно спускают в воду. Вязка начинается с двух средних бревен стрелами, которые закрепляются клиньями, направленными навстречу друг другу. Ударами деревянной колотушки клинья плотно забиваются в ласточкин хвост. Затем поочередно подводятся бревна левого и правого бортов и также о» закрепляются клиньями (рис. 19). Крепление стрел клиньями обязательно на корме. Носовую часть можно скрепить ронжинами с помощью виц. Изготовление виц описано В. Обручевым,» здесь лишь приводится рисунок, поясняющий, как это сделать (рис. 20, 21). Вицами охватывается два соседних бревна и затем клином, называемым нагелем, бревна скрепляются с ронжиной (рис. 22). Закончив вязку плота, спиливают свободные концы стрел и ронжин и устанавливают подгребицы. Типы подгребиц и крепление греби показаны на рис. 23 и 24. Греби (рис. 25) делаются из сырой ели или березы диаметром до 25 см. Длина греби равна примерно 1 1/7 длины плота. Гребь при установке нужно сбалансировать так, чтобы в свободном состоянии лопасть на 2/3 была погружена в воду. Высота подгребицы определяется участниками так, чтобы рукоятка греби была на уровне пояса гребцов. Вещи крепятся на площадке у кормовой подгребицы. Нередко на плотах, особенно на небольших, пользуются шестами, но нужно иметь в виду, что на больших и глубоких реках шест не поможет, кроме того, при управлении шестами плот становится менее маневренным, чем плот с гребями. При скорости течения более 6—7км в час и глубине более 1, 5 м самым надежным средством управления является гребь. Одновременно на плоту следует иметь 2—3 длинных и прочных шеста. Рассчитывая плыть на местной лодке, необходимо знать, можно ли приобрести ее на месте, какова ее грузоподъемность и стоимость. Стоимость лодок бывает самая различная, и поэтому здесь не имеет смысла называть даже ориентировочные цифры. Допустимую (по сообщениям с мест) нагрузку лодки следует при разработке маршрута уменьшать на 25—30%. Местные жители обладают большим опытом, хорошо знают реку, а потому и нагружают свои лодки до предела. Подготавливая местную лодку к походу, целесообразно поднять высоту ее бортов, надставив их доской. Лодку, даже новую, необходимо осмотреть, может быть, просмолить или проконопатить, проверить крепление уключин и весла. На лодку нужно всегда брать запасное весло и иметь под рукой какую-нибудь посуду для откачки воды. Реже делается сплав на резиновых надувных лодках. О них нужно сказать, что эти удобные при транспортировке суда обладают неплохими ходовыми качествами. С ними легко делать волоки и обходить пороги. Их недостаток в том, что для них опасны острые подводные камни и они менее маневренны на порогах и перекатах. Для плавания против течения надувные резиновые лодки почти не пригодны. Наиболее удобным судном для прохождения водных маршрутов различной сложности является байдарка. Байдарка обладает прекрасными ходовыми качествами. Она не боится волны, остойчива и позволяет проходить через сложные пороги и даже водопады. Максимальная грузоподъемность обычной байдарки-двойки 300 кг. Практически это — 2 гребца, групповое и личное снаряжение, а также месячный запас продовольствия, что составит около 200 кг. При плавании на байдарках необходимо прежде всего подготовить их. Большинство туристов пользуется байдарками завода «Луч», и поэтому мы дадим рекомендации применительно к ним. Перед походом по таежным, порожистым и горным рекам на байдарках «Луч» необходимо осмотреть оболочку и наклеить протекторы по кильсонам и по нижнему поясу стрингеров от штевня до штевня. На верхнем поясе стрингеров протектор надо ставить лишь на участке между скулой и раковиной судна. Можно также на-' клеить протекторы в поперечном направлении под 3, 4, 5 и 6-м шпангоутами. Такие протекторы достаточно поставить лишь на участке от нижнего левого до нижнего правого стрингера. Для протекторов используется листовая резина толщиной 1, 5—2 мм или бандажные резиновые пояса. Ширина протектора 4—5 см. Безусловно, эти наклейки утяжеляют байдарку, но безопасность плавания возрастает значительно. Необходимо тщательно проверить все судно: просмотреть шпангоуты, кильсон, стрингеры, привальные брусья, фальшборты, подвижные втулки, наличие шплинтов. Изготовляемые заводом «Луч» фанерные весла для серьезных походов совершенно не пригодны, и их следует заменить. Весла должны иметь прочное, тонкое веретено и надежную лопасть, фанерные лопасти легко ломаются, если приходится брать весло «на укол», а при хорошем гребке ломается и само веретено. Байдарочные мешки следует осмотреть и починить, особенное внимание обратив на крепление ремней к мешкам. Планируя поход на байдарках «Луч», необходимо знать, что в походе на каждой лодке должно быть не более двух человек. Байдарка «Луч» непригодна для плавания при нагрузке в три человека. Она резко теряет маневренность, становится тяжелой на ходу; имеет большую осадку, а гребцы вынуждены размещаться так, что в случае аварий очень трудно выбраться из лодки. Большинство имевших место до сих пор несчастных случаев плавания на байдарках происходит прежде всего из-за их перегрузки. Большое значение имеет подготовка ремонтного инвентаря. Перечислим основной инвентарь из расчета на одну байдарку для похода 3-й категории трудности: клей резиновый—200—300 г, резина полосовая—2—2, 5 м, детская клеенка —0, 5 м2, лейкопластырь, шкурка или кардолента, нитки суровые —5—6 м, иглы большие —2 штуки. Кроме того, на группу нужно иметь пассатижи-кусачки, запас мягкой проволоки, шурупы и мелкие гвозди разных размеров,, напильник, киперную ленту, несколько запасных втулок. Байдарки заводского производства обязательно имеют рулевое устройство. В походах третьей категории трудности на байдарке по горным и таежным рекам необходимости в руле нет. Более того, руль может явиться причиной аварии. Опыт показал, что на реках с большой скоростью течения и каменистым ложем руль может легко заклиниться между камнями при отходе от берега, а также мешает маневрированию. Для выполнения маневра необходимо, чтобы было «чисто под носом, чисто под кормой». При небольшой глубине руль будет лишь скрести по дну и ограничит свободу движений байдарки. При плавании по открытым водным пространствам руль, конечно, удобен. Из группового снаряжения, необходимого в водном походе на любых плавсредствах, нужно взять ремонтный инвентарь, длинные и прочные веревки (концы) из расчета на каждую лодку около 15—20 м, запасные весла (одно полувесло на байдарку) и спасательные средства. В качестве последних употребляют пробковые пояса или жилеты, футбольные камеры. Намечая плавание против течения на каждую лодку, берут веревку длиной 80—100 м, так называемую бечеву. В качестве бечевы можно использовать веревки из крученой суровой нитки или из капрона. В личном снаряжении, кроме обычного, необходимо предусматривать обувь, в которой можно было бы ходить по дну реки. Для рек южной, средней полосы, для рек Алтая, Саян, южной части Архангельской области и Карелии, Южного и Среднего Урала каждому участнику нужно брать резиновые спортивные тапочки или кеды. Для рек более северных районов нужны резиновые сапоги. Подготовка картографического материала заключается в составлении профиля реки с указанием на нем или в легенде ориентиров, значительных сужений долины и теснин, бомов, порогов и величин падения воды на них, скорости течения и расходов воды. Для этого можно использовать отчеты и карты туристских групп, ранее проходивших по этому маршруту. В отчетах следует искать схемы порогов и их фотографии. Полезно составить схему порога по литературным данным, по беседам с другими туристами и постараться выяснить возможные линии судового хода. Не менее важно приобрести хорошую карту крупного масштаба. Если нет возможности достать карту в личное пользование, то снимается лента маршрута на кальку. Ширина ленты определяется шириной долины реки и только отдельные объекты — крупные населенные пункты и дороги к населенным пунктам, выходящие из пределов долины, следует показать на копии. Программу наблюдений в походе нужно составить до выхода в путешествие. В нее входят: проверка составленного перед походом профиля реки, расположения порогов, бомов, теснин и других естественных препятствий; описание порогов, места их прохождения, применяемая тактика, составление схем порогов; фиксирование ширины, глубины и длины плесов, перекатов и порогов, определение скоростей течения, ложе реки, описание берегов — возможности подхода, места для лагеря, для обхода естественных препятствий и т. д.; фактический суточный график движения — километраж и количество ходовых часов (расстояние между порогами лучше показывать как в километрах, так и в ходовых часах,); температура воды, основное направление ветров, количество солнечных дней, температура воздуха и т. д. В походе ежедневно ведется дневник, в который записываются наблюдения. Описание порогов лучше делать непосредственно при их осмотре. Вся эта работа, если она выполняется попутно, много времени не занимает. Подготовка группы. Для сложных водных походов очень важен подбор участников. Здесь нужно строго соблюдать требование постепенного накопления опыта в водном туризме. Руководитель группы должен обязательно иметь опыт участия в одном-двух походах соответствующей категории трудности в сходных условиях. При походах на байдарках и лодках на каждом судне должен быть как минимум один опытный водник, так как лодкам приходится действовать, в известной степени, самостоятельно. Рулевые на лодках и на плоту должны иметь такой же опыт, как и руководитель группы. Рулевой с недостаточным опытом обязан вести свою лодку или плот за лодкой (плотом) руководителя и действовать по правилу «делай, как я». Перед походом проводятся тренировки. Они необходимы не только для новичков, но и для тех групп, участники которых имеют каждый в отдельности большой опыт туристов-водников, но в совместный поход отправляются впервые. Тренировки для идущих на плотах можно проводить на обычных лодках. На тренировках отрабатываются элементы техники: повороты, подход к берегу и отход от него, обход естественных препятствий, движение против течения, волоки и размещение груза. Хороший результат дают тренировки на лодках в водном слаломе. Этот вид гребного спорта учит хорошо владеть судном, помогает лучше понять силы водного потока и подготавливает к прохождению порогов. Тренировка в водном слаломе обязательна для всех туристов-водников, независимо от плавсредств, которые они выбирают для похода. Во время тренировок руководитель группы обязан ближе познакомиться с каждым участником похода и особенно с рулевыми, выявляя их опыт в технике плавания. На тренировках определяется порядок следования судов в группе, и замыкающим ставится самый опытный рулевой. Здесь же договариваются о мерах помощи в аварийных случаях.
|