Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем
часов
|
Уровень
освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1.
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
| |
| |
Тема 1.1.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
| Содержание учебного материала
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
| |
|
Практические занятия.
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.
2. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры.
3. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг.
4.Анализ документов социальной направленности за 1977-1980гг.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Эссе: Формирование в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры».
|
| |
|
Тема 1.2.
Дезинтеграционные
процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
| Содержание учебного материала
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
| |
|
Практические занятия
1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.
2. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
3. Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий
|
|
|
Контрольная работа «Россия- суверенное государство: приобретения и потери.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы: Внешнеполитический курс СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению».
Сообщение: События «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
|
|
|
Раздел 2.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
|
| |
|
Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в 90-е гг. XX века.
| Содержание учебного материала
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
|
| |
Практические занятия
1. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.
3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Важнейшие внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией после распада территории СССР.
Эссе: Востребованность профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет.
|
|
|
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском
пространстве.
| Содержание учебного материала
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.
Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.
| | |
Практические занятия
1. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.
2. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
3. Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Сообщение: Отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике.
|
|
|
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные
процессы
| Содержание учебного материала
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
|
| |
Практические занятия
1. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
2. Изучение основных образовательных проектов с 1992 г с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.
|
|
|
Тема 2.4. Развитие культуры в России.
| Содержание учебного материала
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.
|
| |
Практические занятия
1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».
2. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
3. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Эссе: Культура общества это и есть его идеология.
Сообщение: Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».
|
|
|
Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире.
| Содержание учебного материала
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.
Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
| | |
Практические занятия
1. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.
2. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.
3. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.
4. «Круглый стол» по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества.
|
|
|
Контрольная работа «Вызовы будущего и Россия» 1
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг.
Реферат: Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.
Сообщение: Инновационные научные открытия и технические достижения в современной России
|
|
|
| Всего
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Информация по использованию в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой представлена в Приложении 1 к Рабочей программе