Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восход солнца
Небо полыхает зарей. Я стою возле цветущего клеверного поля. Исполинский разноцветный ковер его трепещет, переливаясь, ежеминутно меняя свою окраску, словно по нему пересыпаются тысячи разноцветных камушков — голубых, лиловых, розовых, оранжевых, багровых, золотых. Вот рассыпались голубые камушки. Но едва лишь глаз сумел уловить этот оттенок, как голубое превратилось в лиловое, лиловое переливается, переходит в розовое, а вот нет и розового, — все поле словно объято пламенем. А там, вдали, где земля соприкасается с небосводом, сияет ослепительным блеском золотая кайма. Здесь скоро взойдет солнце. Жаворонок брызнул из клевера, взлетел вверх, остановился. И вот уже трепещущий серый комочек стал в лучах солнца золотым. Вскоре солнечные искорки заиграли и в каплях росы на цветах клевера. Над раскрывшимися чашечками цветов зажужжали пчелы. Казалось, все поле поет, весь мир поет, чудесная музыка разливается по земле. Затем я обратился к школьным занятиям. Проведенные мной уроки были прежде всего уроками мышления. Вот на одном из уроков мы с детьми стали рассуждать о явлении, причине и следствии. По моему предложению дети подыскивали в окружающем мире причинно-следственные зависимости и описывали их. И на моих глазах мысль моих детей постепенно становилась все более яркой, богатой, выразительной, слово приобретало эмоциональную окраску, начинало играть, трепетать. Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства — умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества. Я рассказывал товарищам о своих раздумьях и наблюдениях, они стали приходить ко мне на уроки среди природы. Я читал им свои сочинения-миниатюры, а однажды ранней осенью мы с учителями пошли в дубраву любоваться оттенками пестрого убранства деревьев, чтобы потом как можно ярче, выразительнее рассказать об этой красоте. Учителя заинтересовались этими путешествиями к источнику живой мысли и сами стали водить детей в такие путешествия и походы. В весеннее и осеннее время почти треть уроков мы стали проводить среди природы, и никто не жаловался на нехватку времени. Учителя начальных классов стали соревноваться со мной, кто лучше составит сочинение-миниатюру. Постепенно сознанием нашего педагогического коллектива овладела идея единства слова и мысли. Мы стали собираться, чтобы побеседовать об этой интересной проблеме, много спорили, и в этом споре постепенно рождалась истина: каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово — наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. Природа, ее неисчерпаемое богатство и разнообразие — главный источник мысли, главная школа развития умственных способностей. Эти истины постепенно становились педагогическим убеждением коллектива. У учителей начальных классов появились тетради с сочинениями-миниатюрами. Учительница В. П. Новицкая стала анализировать словарное богатство, которым дети могут овладевать во время путешествий к источнику живой мысли в разное время года, например в осенний, весенний, летний и зимний плодовый сад. Она записывала существительные, прилагательные, наречия, глаголы, которые можно вводить в активный словарный запас детей в процессе наблюдений. О своем интересном опыте она рассказала коллективу в докладе «Словарный запас и мышление ребенка». Учитель А. А. Филиппов стал водить детей в природу специально для того, чтобы учить их мыслить и излагать мысль логически последовательно. «Учить логическому мышлению надо среди природы, — говорил он впоследствии в докладе о своих наблюдениях над этой интересной стороной умственного труда. — Мы забываем, что физика — наука о природе. Теперь я спланировал экскурсии в природу на первые три года обучения физике. Буду показывать ученикам причинно-следственную, временную, функциональную зависимость и обусловленность на природных явлениях и этим самым буду учить их мыслить. Старшеклассники будут писать отчеты о продолжительных наблюдениях над явлениями природы». Проникновение в тайны детского мышления — этот коллективный исследовательский труд духовно объединил нас. Вместе с учителями начальных классов мы стали работать над книгой — описанием уроков-путешествий к источнику живой мысли. Каждое путешествие посвящалось какому-нибудь явлению природы или времени года (например, «Живое и неживое в природе», «Все в природе изменяется», «Солнце — источник жизни», «Природа пробуждается от зимнего сна», «Птицы в лесу зимой» и др.). Описания пошли по рукам, читались, обсуждались, критиковались. Интересно, что эти путешествия оказались очень нужными и для физика, и для математика, и для химика. Вот -уже пятнадцать лет продолжается этот интересный коллективный труд. Мы составили книгу «Триста страниц книги природы» — описание трехсот уроков. Мы учим детей мыслить, продолжаем коллективно исследовать эту проблему. В настоящее время наши учителя увлечены новыми поисками: мы исследуем эмоциональную окраску слова, рождающуюся в процессе наблюдений над природой. Нас волнует проблема единства мысли и чувства. Все глубже проникаем мы и в дидактические детали урока — исследуем приемы мышления на разных этапах обучения. Творчество педагогического коллектива неотделимо от научного исследования собственного труда и глубокого изучения ребенка.
|