Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умственное воспитание и мировоззрение
Мировоззрение - не только система взглядов на мир, господствующая в данном обществе, или идеология данного класса, но и субъективное состояние личности, проявляющееся в ее мыслях, чувствах, воле, деятельности. В мировоззрении - единство сознания, взглядов, убеждений и деятельности. Формирование научного мировоззрения зависит от того, насколько глубоко осмысливают ученики главные, ведущие идеи основ наук: материальность и. познаваемость мира, взаимную связь и обусловленность явлений; возможность и закономерную необходимость преобразования окружающего мира человеком; познаваемость сущности и причин общественных явлений, особенно таких, как войны, революции и другие социальные и экономические потрясения и преобразования; непримиримость интересов угнетателей и угнетенных во всех эксплуататорских обществах; благородство борьбы за освобождение от эксплуатации, от социального и национального порабощения; историческую неизбежность перехода от капитализма к социализму; классовую, социальную обусловленность взглядов на добро и зло, справедливость и несправедливость; борьбу за свободу и независимость Родины, за освобождение от эксплуатации человека человеком как высшую нравственную доблесть; превращение труда в коммунистическом обществе в органическую потребность человека. Мы видим важную воспитательную задачу в том, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. Исследуя факты, явления окружающего мира, познавая закономерности природы, убеждаясь в истинности, правдивости научных взглядов, ученик в то же время стремится что-то доказать, утвердить, отстоять. Мышление в процессе обучения становится процессом самостоятельного формирования научного мировоззрения при том условии, когда умственный труд затрагивает интересы личности. Научное мировоззрение - это сплав мысли, чувства и воли; становление мировоззрения происходит тогда, когда познание является в то же время борьбой за подчинение сил природы и осмысливание окружающей общественной жизни, В нашей системе умственного воспитания есть трудовые задания, главная цель которых - формирование мировоззрения. Например, работая на учебно-опытном участке, ученик доказывает, что почва - это особая среда жизнедеятельности микроорганизмов. Доказательство этой истины - лишь первый шаг к самостоятельной деятельности, формирующей мировоззрение. За этим шагом следует создание почвы, обеспечивающей высокий урожай. В этом труде как раз и раскрывается то богатство действительных отношений человека, о котором писал К. Маркс. Формирование мировоззрения, личного взгляда на явления окружающего мира затрагивает все сферы духовной жизни ученика - мышление, чувства, волю, деятельность. У ребенка младшего возраста знания, которыми он овладевает, особенно тесно слиты с его субъективным опытом. Это слияние, единство мысли и субъективного опыта в значительной мере сохраняется и в среднем и даже в старшем возрасте. Для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика. Опытные учителя не приурочивают разъяснение той или иной идеи научного мировоззрения к изучению какого-нибудь одного или нескольких разделов программы. Они стремятся к тому, чтобы идея выражалась многократно в личной деятельности. Материалистическая идея становится личным взглядом ребенка тогда, когда мысль приобретает яркую эмоциональную окраску: сопровождается чувством удивления, радости открытия истины. Личное отношение к научной идее, к материалистической истине возможно лишь при том условии, когда есть личное отношение ребенка к труду, выражающему идею, раскрывающему ее. Мы придаем исключительное значение исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, необходимо чтение, экспериментирование. Так, прежде чем приступить к изучению строения семени зерновых и бобовых культур, ученики у нас проращивают семена, обращая при этом внимание на особенности каждого вида, делая первые наблюдения над общими и специфическими свойствами. Перед изучением двигателя внутреннего сгорания каждый ученик разбирает и собирает миниатюрный компрессионный авиамоторчик, запускает его, исследуя при этом зависимость между его устройством и процессами, которые происходят, когда он работает. У учеников появляется много вопросов. Уже эти поиски сами по себе пробуждают положительные эмоции, представляющие собой психологическую основу личного отношения ребенка к истине. Исследовательский характер умственного труда важен не только там, где ученики имеют дело с наглядными сторонами предметов и явлений. Для процесса мышления ученики привлекают весь имеющийся у них запас обобщающих мыслей (выводов, законов, формул и др.) о предметах и явлениях. Например, на уроке физики дается научное понятие о мощности. Учитель побуждает учащихся к тому, чтобы они задумались над особенностями работы, выполняемой машинами и животными. Объектом мысли являются уже не только наглядные стороны предметов, но и обобщающий вывод о способности выполнять большее и меньшее количество работы в единицу времени - этот вывод сформировался в сознании учеников в процессе жизненной практики. Оперируя этим выводом, они исследуют явления, непосредственными наблюдателями которых им не приходилось быть. Любой опыт, лабораторная или практическая работа имеют своей целью не только раскрыть ту или иную причинно-следственную зависимость, связь, но и добиться, чтобы ученики проявляли умственную и волевую активность, стремились сделать хотя бы маленький шаг на пути использования сил природы. Вырастить дерево, каких в данной местности растут тысячи, - значит только видеть мир таким, каков он есть, но получить плоды винограда на севере или же вырастить два урожая пшеницы - это значит не только понимать природу, но и подчинять все новые и новые ее силы человеку. В процессе таких опытов еще глубже познается действительность, но вместе с тем человек познает и самого себя, убеждается, что он не игрушка в руках слепых сил природы. Опыт, эксперимент, труд, в ходе которого идея становится личным убеждением, взглядом - это самая сущность богатства действительных отношений ученика. Каждый ученик за годы пребывания в школе выполняет у нас несколько трудовых заданий, в которых он подчиняет себе силы природы (например: выращивает два урожая зерновых культур, ускоряет созревание растений путем внесения специальных удобрений; путем селекции получает морозоустойчивый сорт пшеницы, превращает несколько десятков квадратных метров неплодородной почвы в плодородную, увеличивает процент сахара в свекле и др.). Ценность этого труда не только в том, что он развивает интерес к науке, пробуждает пытливость, любознательность. Главное- это мировоззренческая сущность мыслительных усилий. Ученик в этом труде переживает глубоко личное отношение к истине. Люди, которые в годы отрочества и ранней юности выполняли трудовые задания, имеющие мировоззренческую направленность, в зрелые годы отличаются тем, что у них есть свои взгляды на важные закономерности природы и труда; эти люди работают творчески, своим трудом они что-то доказывают, что-то проверяют. Так, наш бывший ученик, молодой агроном Виктор Щ., своими опытами доказал зависимость энергии прорастания семян пшеницы от внесения в почву микроудобрений при выращивании семян. По его предложению на семенных участках стали вносить в почву микроудобрения, ускоряющие созревание семян. Эти люди пытливы и любознательны. Они стремятся понять сложные переплетения причинно-следственных связей в явлениях природы, любят физический труд и стремятся внести в него интеллектуальное начало (ведут дневники наблюдений, сравнивают результаты трудовой деятельности за несколько лет). Они убеждают своих товарищей по труду в том, что ни одно явление не может остаться непознанным, неизученным. Научить ребенка активно видеть мир, руководствоваться в труде убеждениями - одна из главных предпосылок того, чтобы знания воспитывали. Мы видим одну из важнейших воспитательных задач в том, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности. Одним из главных убеждений, в которых раскрывается активное видение мира, является убеждение в том, что человек не только познает окружающий мир, но своим разумом, своими творческими силами, трудом подчиняет силы природы, преобразует жизнь. Доказательств правильности, истинности этой идеи очень много. Ребенок с интересом слушает рассказы о жизни выдающихся ученых, своими открытиями, исследованиями доказавших великие силы разума, мысли, воли. Он видит тучную ниву, созданную старшими товарищами на месте бесплодного пустыря. Учитель показывает ему, как в лаборатории без почвы - на водном растворе минеральных удобрений - вырастает овощное растение. Но узнавание всего этого еще не является убеждением. Активное видение мира заключается в том, что ребенок не только должен добыть истину личным трудом, но и осмыслить ее, пережить как радость открытия и преодоления трудностей. Тогда истина становится для него чем-то дорогим, близким. Чем моложе ребенок, тем ярче, непосредственнее чувства, Окрашивающие его мышление в процессе труда. Вот почему мы придаем младшему возрасту исключительное значение в формировании мировоззренческих убеждений. Активное формирование мировоззренческих убеждений начинается одновременно с познанием первых закономерностей природы. Единство умственного воспитания и процесса формирования мировоззрения мы видим в том, что, познавая, например, закономерности развития растений, закономерности создания органического вещества, ребенок в то же время убеждается, что человек может влиять на жизненные процессы и в почве и в живом организме растений. И убеждается в этом благодаря собственному труду и познанию. Наши школьники своим трудом доказывают, что можно вырастить высокий урожай зерновых и технических культур; получить урожай пшеницы в несколько раз выше, чем обычно получают колхозники; получить созревшее зерно кукурузы на 20 дней раньше обычного; вырастить пшеницу, в зерне которой содержится белка на 2-3 процента больше, чем в самых лучших сортах;. заставить яблоню плодоносить не на шестой-седьмой год, как это обычно бывает, а на третий год; получить семена подсолнечника с содержанием масла на 5 процентов больше, чем в лучших сортах нашей местности; добиться, чтобы озимая пшеница переносила 30-градусный мороз. Познавая - доказывать и доказывая - познавать - в этом единстве мысли и труда как раз и заключается единство умственного воспитания и мировоззрения. В результатах своего труда ребенок видит не только материальные ценности, но и самого себя - свою настойчивость, силу воли. Очень важно, чтобы это активное видение мира началось в младшем возрасте, чтобы в раннюю юность человек вступил уже с прочной основой мировоззренческих убеждений. Чем старше ученики, тем значительнее их силы и возможности, тем нужнее для их морального развития деятельность, связанная с утверждением мировоззренческих убеждений. Мы придаем очень большое значение деятельности юношей и девушек, в которой испытываются, проверяются, закаляются их духовные силы. Очень важно направить их молодые силы так, чтобы они не оказались растраченными впустую. " На этом вот участке площадью 3 гектара никогда не выращивался урожай зерновых культур выше 12 центнеров, - говорим мы комсомольцам. - Но эту бедную почву можно сделать плодородной, как мастер делает тонкий инструмент из куска ржавого железа. Будем бороться за это". Юноши и девушки вступают в борьбу и побеждают: выращивают по 36 центнеров пшеницы с гектара. В этой борьбе их воодушевляет высокая цель: доказать, что человек не песчинка во Вселенной. Они создают плодородную почву. Мы добиваемся, чтобы каждый в годы ранней юности прошел такую школу борьбы за общее дело, за идею.
|