Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс овладения знаниями и умственное развитие
Нельзя усматривать цель обучения в том, чтобы любыми способами добиться усвоения учащимися программного материала. Нельзя эффективность способов, методов обучения оценивать только по тому, каким объемом знаний овладели ученики. Цель обучения заключается в том, чтобы процесс овладения знаниями обеспечивал оптимальный уровень общего развития, а общее развитие, достигаемое в процессе обучения, способствовало более успешному овладению знаниями. Мы в нашей школе оцениваем эффективность методов обучения по тому, насколько они способствуют процессу общего умственного развития ребенка, в какой мере процесс учения является в то же время процессом умственного, нравственного, идеологического, эстетического воспитания. Многих учителей тревожит вопрос: почему ребенку, который в начальных классах учился хорошо, овладевал знаниями без особого напряжения, по мере перехода из класса в класс становится все труднее и труднее? Почему запас знаний, которым овладел ребенок, становится как бы тяжелой ношей, которую он несет все с большими усилиями? Потому, что между овладением знаниями и умственным развитием часто образуется разрыв, поскольку овладение объемом знаний учитель часто рассматривает как цель обучения, не видя в обучении средства воспитания развитого ума, которому по мере овладения новыми знаниями учиться становилось бы все легче. Предотвратить отрыв процесса обучения от умственного развития - в этом мы видим едва ли не самую важную воспитательную задачу. Воспитательная работа, имеющая целью обеспечить единство процесса обучения и умственного развития, начинается с изучения развития ребенка. Наши учителя знакомятся с будущими первоклассниками задолго до их поступления в школу. В летние и весенние дни они проводят с ними экскурсии в лес, в поле, в сад. Зимой в специально отведенной для этой цели комнате малыши играют. Выясняются, изучаются особенности мышления детей, пробуждаются их интеллектуальные интересы. Мысль ребенка проявляется в его активном отношении к окружающему миру. Он думает о том, что видит, наблюдает, делает. Для будущих первоклассников у нас есть несколько уголков где окружающая обстановка пробуждает их мысль; мы видим, как ребенок познает мир, и предугадываем, как он будет учиться, в чем он может встретить затруднения. В одном из уголков собраны десятки растений - деревьев и плодовых кустов; дети наблюдают за их развитием с весны до осени, у них возникает много вопросов " почему? ". Другой уголок - комната с десятками действующих моделей машин и механизмов, третий уголок - картинки о жизни и повадках животных, четвертый- картинки о жизни народов земного шара. Эта дошкольная подготовка помогает выявить, изучить, увидеть специфику мышления каждого ребенка. Мы исходим из того, что процесс обучения - это работа мозга, и, для того чтобы иметь представление об индивидуальных чертах, особенностях умственного развития ребенка, нам надо увидеть эту работу задолго до того, как ребенок сел за парту. Работа мозга дискретна, мозг мгновенно отключается от одной мысли и переключается на другую, третью, потом снова возвращается к первой и т. д. Это переключение происходит мгновенно, от быстроты переключения мысли зависит способность осмысливать объект познания. И у каждого ребенка это переключение происходит по-своему- у одного очень быстро, у другого очень медленно. Все это мы изучаем, размышляя о том, как лучше развивать мозг того или иного ребенка - воспитывать у него способность сосредоточивать мысль на одном объекте и мгновенно переключать ее на другой. Это очень важный процесс умственного развития. Способность быстро переключать мысль как раз и есть сообразительность, которая определяет качества развитого ума. Для развития этой способности мы проводим с дошкольниками, а потом и со школьниками уроки мышления: дети исследуют, осмысливают предметы и явления окружающего мира. Уже в 5-6-летнем возрасте выделяется группа детей, которых мы называем исследователями. Они исследуют растительный мир в саду, в огороде. Вот они, малыши, приходят в марте в школу, а начинать учиться им еще через полтора года. Они собираются через день-два, а потом и ежедневно в школьной теплице, в саду. Сажают семена зерновых культур (пшеницы, гречихи, ячменя, проса) и плодовых деревьев (яблони, груши, персика, вишни, черешни), черенки винограда и роз. Поливают почву с помощью насосов, специально сделанных для них, малышей. Вскоре появляются первые всходы зерновых культур, потом плодовых деревьев, появляются листья на черенках. Чем значительнее результаты этого труда, тем больше у детей вопросов: почему одно растение дает урожай ужо" в первый год, а другое лишь через несколько лет? Почему персик за лето вырастает на метр, а на дубке вырастают только четыре листика? Почему колос пшеницы не похож на колос проса? Почему у арбуза семена в " сладкой кладовой", а у пшеницы никакой " кладовой" нет? В минуту напряженного мышления над каждым из этих вопросов мысль ребенка тысячи раз мгновенно переключается, предмет исследуется со всех сторон. Ребенок учится думать наблюдая и наблюдать думая - в этом и заключается смысл уроков мышления. Прежде чем начать учиться, ребенок учится думать. Другая группа детей исследует растения в лесу, в степи, на лугу; третья наблюдает жизнь пруда и озера; четвертая увлекается действующими моделями; пятая сооружает домики, фабрики, заводы, электростанции из маленьких деревянных деталей; шестая разводит рыбок в аквариуме; седьмая выращивает цветы; восьмую привлекает мир необычных явлений. Есть у нас и такой уголок, где все необычно: на стеблях помидора растут тыквы, к стеблю кукурузы привита пшеница.. И везде вопросы, вопросы: что, как, почему? Каждый ребенок о чем-то думает, что-то спрашивает у учителя, у руководителя кружка, у ученика старшего класса. У каждого пробуждается к чему-то интерес: без интереса нет радости открытия, нет способностей, наклонностей, нет живой души, человеческой индивидуальности. Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели. Теоретики углубляются в детали явлений, докапываются до их сущности; в их мыслях замечается тяготение к рассуждениям, логическим доказательствам. Мечтатели, поэты видят предмет или явление в его общих очертаниях; на них производит большое впечатление красота заката, грозовая туча; они восхищаются игрой красок, в то время как теоретики ставят вопросы: отчего небо в одном и том же месте в одно время бывает лазурным, а в другое алым? Почему солнце в зените золотое, а над горизонтом багровое? У каждого ребенка мысль развивается своеобразными путями, каждый умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих способностей. В каждом классе, в каждом поколении детей, прибывающих в школу, появляются талантливые математики, талантливые механики и моделисты-конструкторы, талантливые растениеводы, а позже талантливые химики, филологи и историки. Огонек этих способностей мы стремимся зажечь уже в дошкольные годы. Каждый ученик дает в учении то, на что он способен, - осуществление этого принципа позволяет нам добиться всестороннего интеллектуального развития всех учеников, предотвратить неуспеваемость. Мы не допускаем, чтобы талантливые, одаренные дети работали ниже своих способностей. Если ученик, который должен быть исследователем природы, юным опытником, будущим ученым, скатывается до уровня посредственного зубрилы, то не в полную меру раскрываются способности и тех, у кого нет ярко выраженных задатков талантливости, одаренности. Предотвращение неуспеваемости слабых учеников мы видим в том, чтобы талантливые, одаренные выходили за пределы программы по тем предметам, тем сферам творческой деятельности, к которым у них есть большие способности, задатки. Если, например, ученик VII-VIII классов проявляет наклонность к изучению ботаники, то он у нас не ограничивается учебником средней школы, а изучает биохимию, исследует микрофлору почвы. Это оказывает большое влияние на развитие способностей и более слабых учеников, потому что интеллектуальная жизнь коллектива - это единый процесс. Мы убедились, что неуспевающих по физике никогда нет в том классе, где несколько учеников изучают не программный материал (они им давно овладели!), а сегодняшние проблемы науки: полупроводники, квантовые генераторы, электронные приборы. При изучении литературы даже самым слабым ученикам помогает близкое знакомство с таким трудным разделом литературы, как творчество В. Г. Белинского, литературно-критические статьи которого, не упоминающиеся в программе, штудируют более способные товарищи, готовят по ним рефераты, содержащие элемент исследования. Один талантливый юноша изучил статьи Луначарского и других ученых о великом критике, написал реферат на тему " Эволюция мировоззрения Белинского". Сейчас он преподаватель литературы в институте, молодой ученый. Влияние более сильных, более развитых, более одаренных учеников на слабых, посредственных - это очень сложный процесс постоянного духовного общения. Большую роль в этом общении играет работа предметных и политехнических кружков, а также многогранная внеклассная работа - вечера науки и техники, олимпиады, викторины. Преподаватели математики дают ученикам задания нескольких вариантов трудности. Каждому предоставляется возможность выбрать то, что ему по силам. Но поскольку умственный труд проходит в коллективе, он приобретает характер соревнования творческих способностей: никому не хочется выглядеть слабым, каждый стремится испытать свои силы на трудном задании. В атмосфере соревнования раскрываются таланты. В каждом выпуске (40-50 человек) у нас бывает два-три талантливых математика. Уже в средней школе они начинают изучать материал и решать задачи из курса высшей математики. Если учитель выводит наиболее способных учеников за пределы программы, интеллектуальная жизнь коллектива становится богатой, многогранной, и благодаря этому не отстают и самые слабые ученики. По принципу " от каждого по способностям" работает у нас преподаватель физики А. А. Филиппов. При изучении каждого раздела программного материала он намечает теоретические вопросы, проблемы, изучение которых рассчитано на наиболее способных учеников. Знакомство с этим материалом начинается на уроках и продолжается во внеклассной работе. Так, при изучении электричества и атомно-молекулярной теории наиболее способные ученики познакомились со следующими проблемами: безгенераторное производство электрического тока; термоядерные реакции; свойства плазмы; электромагнитное состояние плазменного вещества; электромагнитные поля планет солнечной системы; электрогидравлический эффект (открытие советского ученого Л. А. Юткина); применение полупроводников в современной технике; сверхпроводимость вещества; магнитогидродинамический генератор; физико-химические процессы, протекающие в глубинных слоях Земли; вещество и энергия; элементарные частицы, известные науке в настоящее время; свет и материя; проблемы, связанные с вакуумом; происхождение космических лучей; устройство синхрофазотрона; пояса радиации Земли и их происхождение. Знакомя учеников с этими проблемами на уроке, учитель пробуждает у них интерес к внеклассной работе, к чтению. На стендах, посвященных новостям науки и техники, в комнате для чтения, в школьной библиотеке, в физическом кабинете выставляются соответствующие научные книги и брошюры; проблемы науки и техники становятся предметом бесед, споров; в спорах же рождается не только истина, но и интеллектуальная зрелость. Это очень важный этап выхода за пределы программы. Когда учитель убежден, что для этого назрели условия, он поручает наиболее способным ученикам подготовку докладов, рефератов, выпуск стенной газеты научно-технического кружка, составление аннотаций. Проводятся вечера и утренники науки и техники, читаются лекции - в роли лекторов выступают ученики. Отдельным проблемам посвящаются занятия кружка. В атмосфере богатой интеллектуальной жизни наиболее слабые ученики о многом узнают, слышат, многое проходит через их мысль; это^ побуждает их к сосредоточенному труду. Благодаря знаниям, необязательным для запоминания, им становится легче понять, выучить то, что обязательно. Очень важно, чтобы чтение давало ученику интеллектуальную радость. Если есть интерес к чтению того, что не обязательно для учения, то ученик с интересом читает и учебник. Читая, он отвлекается от процесса чтения и живет мыслями о том, что читает. Для того чтобы чтение стало для человека как можно раньше источником богатой интеллектуальной жизни, необходимо дать ему прочные практические умения. Уже в начальной школе ребенок должен хорошо научиться читать, писать, думать, наблюдать, выражать мысль. Не может быть успевающим ученик VIII класса, если сочинение представляется ему лишь процессом переписывания заученных фраз, а не выражением собственных мыслей. Мы добиваемся того, чтобы уже в V-VII классах дети отвлекались от процесса письма и сосредоточивали все свое внимание на содержании того, о чем они пишут. Большинство творческих письменных работ в начальных и средних классах представляет собой рассказы о том, что ученик видит, наблюдает, думает, делает. Чтение того, что просто интересно и не обязательно для заучивания, предотвращает перегрузку учебными заданиями. Перегрузка- понятие относительное. Материал непосилен в том случае, когда ученик не может осмыслить его по своим возрастным особенностям. Объем усваиваемого материала, посильного для данного возраста, может быть самым различным в зависимости от интеллектуальной жизни коллектива и личности. Даже самый незначительный, скромный объем знаний становится для учеников непосильным, если беден, узок фон интеллектуальной жизни, на котором проходит учение. Мы добиваемся, чтобы наш ученик читал журналы, научно-популярную литературу: чем больше он читает в силу своего интереса к книге, к науке, тем легче он овладевает основами наук, тем меньше времени идет у него на подготовку домашних заданий. Чтению у наших учеников сопутствуют работа в техническом или юннатском кружке, слушание лекций старших учеников, наблюдения явлений природы, постановка опытов и другая внеклассная добровольная работа. Занимающийся такой работой ученик не встречает в учении непреодолимых трудностей: чем больше он читает, пишет, думает, наблюдает, тем меньше он чувствует тяжесть учебного труда. Перегрузка же получается там, где умственный труд имеет односторонний характер: ученик только заучивает. Устранение перегрузки зависит не от механического уменьшения круга знаний, предусмотренных программой, а от содержания, характера интеллектуальной жизни ученика, от богатства интеллектуального фона, на котором проходит учение. Прежде чем услышать на уроке физики объяснение материала о строении атома, наш ученик уже начитался увлекательных, интересных статен и заметок об элементарных частицах; пусть многое в этих статьях ему еще не понятно, это не ослабляет, а, напротив, усиливает его интерес к материалу, который изучается им на уроках. Приступающие к изучению на уроках литературы художественного произведения наши ученики уже прочитали его, а главное-пережили соответствующие нравственные и эстетические чувства. Мы добиваемся того, чтобы ознакомление с самыми трудными вопросами программ по физике, химии, геометрии всегда начиналось с внеклассной, необязательной работы. Мы следим за тем, чтобы у каждого нашего ученика были книги, захватывающие его разум и сердце, старший друг, с которым он делился бы своими мыслями и переживаниями. Если ученик проявляет наклонность, например, к техническому творчеству, то начиная с младших классов он ежегодно получает от пионерской организации, комитета комсомола, директора школы, правления колхоза (в виде премии или подарка) соответствующие книги из области научно-популярной литературы. К моменту окончания школы у него комплектуется личная (домашняя) библиотечка. Эти книги обогащают материальную базу духовной жизни семьи. Важную форму развития умственных интересов представляют наши научно-предметные кружки - научно-технический, научно-математический, научно-химический, научно-биологический, научно-биохимический, научно-физический, научно-этнографический, научно-астрономический. Может быть, в термине " научный" здесь есть какая-то доля преувеличения, но именно это название отражает черту творческой деятельности старших учащихся - исследование, эксперимент. Учеников радует, воодушевляет, что они в какой-то мере приобщаются к научным методам умственного труда. Учащиеся в этих кружках интересуются вопросами, далеко выходящими за пределы элементарных знаний, представляющими собой материалы из достижений науки. Например, в научно-биохимическом кружке юноши и девушки изучают биохимические процессы, происходящие в почве, а также проблемы стимуляции роста зерновых и технических культур. В научно-астрономическом кружке в течение нескольких лет изучают теории образования звезд, природу космических лучей. Занятия научно-предметных кружков проходят в форме живых, насыщенных яркими, интересными фактами сообщений, докладов, рефератов. Большое место в деятельности научно-технического кружка занимают конструирование и моделирование. Так, члены кружка автоматики и радиоэлектроники в течение последних пяти лет смонтировали более 35 устройств, основанных на принципах радиоэлектроники. Душой каждого научного кружка является учитель, глубоко интересующийся новейшими достижениями науки. Одним из научно-технических кружков автоматики и радиоэлектроники руководит преподаватель физики А. А. Филиппов. И он не только руководитель кружка, здесь же он и работает вместе с кружковцами - в их комнате у него есть свой рабочий уголок. Интеллектуальное углубление ученика в определенную область науки способствует тому, что по соответствующему предмету он знает значительно больше, чем требуется школьной программой. А чем больше это углубление, тем шире круг интеллектуальных интересов ученика. Больше того, мы убедились, что такое опережение программы по определенной отрасли знаний отдельными учениками - необходимое условие богатой умственной жизни коллектива и условие развития задатков каждой личности. Умный, развитой ученик всегда по одному или нескользким предметам опережает программу. Глубокие, основательные знания по всем предметам в сочетании с развитием особого интереса к одному предмету, к одной отрасли знаний - в этом важное условие всестороннего развития человека. В зависимости от индивидуальных задатков, способностей и наклонностей ученики одного и того же возраста, класса могут овладеть не одним и тем же объемом знаний по данному предмету. Для тех, у кого нет наклонности к теоретическому мышлению и практической деятельности, связанным с данной наукой, в связи с чем они со значительными трудностями овладевают материалом, учебная программа по данному предмету - максимум. Для тех же, кто без затруднений овладевает теоретическими вопросами, выходящими за пределы программы, проявляет наклонность к теоретическому мышлению, к умственному труду, в котором есть элементы научного исследования, учитель определяет более широкий круг знаний. Правильно определить силы, способности, задатки, наклонности каждого ребенка, определить, на что он способен, - одна из важных задач учебно-воспитательного процесса. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ноябрь 1966 г.) поставило перед учительством серьезные требования в деле умственного воспитания школьников. Трудности перехода на новые программы мы видим прежде всего в том, чтобы глубоко знать индивидуальные особенности мышления, умственного труда каждого школьника, учитывать эти особенности в учении.
|