Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра двух лиц с нулевой суммой как задача линейного программирования






Рассмотрим платежную матрицу игры двух лиц, не имеющую седловых точек,

  B 1 B 2 Bn
A 1 U 11 U 12 U 1 n
A 2 U 21 U 22 U 2 n
Am Um 1 Um 2 Umn

 

где платежи Uij имеют смысл выигрышей игрока A.

Как известно, такая игра имеет решение в области смешанных стратегий. Пусть X=(x 1, x 2, …, xm) – распределение вероятностей на стратегиях игрока A. Тогда согласно принципу гарантированного результата этот игрок будет выбирать такое поведение (распределение X *), которое максимизирует наименьший ожидаемый выигрыш

.

Обозначим через n минимальный ожидаемый выигрыш

.

Отсюда очевидно, что n не больше каждого ожидаемого выигрыша, и так как цель – максимальный выигрыш, то приходим к следующей эквивалентной задаче

L=n→ max

при ограничениях " хi³ 0.


 

5. Модели управления транспортными потоками.

Задачи, называемые транспортными, составляют большой подкласс распределительных задач. С содержательной стороны они не обязательно связаны с доставкой или перевозкой грузов, а выделяются из других задач особой структурой математической модели. Поэтому правильнее говорить о моделях транспортного типа. Если удельные затраты на перевозку не зависят от количества перевозимого груза, транспортная задача описывается линейной моделью. При этом ее особенности позволяют применять специальные методы линейного программирования, которые более эффективны, чем универсальные.

Простейшая транспортная задача (Т-задача)

В общем случае исходными данными являются:

m – число пунктов отправления (ПО) или производства;

n – число пунктов назначения (ПН) или потребления;

Cij – затраты на перевозку единицы груза из пункта i в пункт j, " ij;

ai – количество груза в пункте i, " i (возможности ПО);

bj – потребность в грузе в пункте j, " j.

Критерием задачи являются суммарные затраты на перевозку. Безотносительно к значениям ai и bj модель записывается в виде

Однако такая запись модели корректна только тогда, когда Напомним, что задача, в которой суммарные потребности равны суммарной возможности, то есть (1) называется сбалансированной или закрытой. Любая несбалансированная задача легко приводится к закрытой. Рассмотрим только сбалансированную задачу:

(2) (3)
(4) " Xij ³ 0. (5)

Элементы модели:

– матрица перевозок;
– матрица транспортных затрат;
a=(a1, a2,..., am) – вектор возможностей ПО;
b=(b1, b2,..., bn) – вектор потребностей ПН.

Особенности рассматриваемой задачи:

- модель содержит две группы условий, размерность которых равна соответствующему числу ПО и ПН; число переменных равно произведению m ´ n;

- все коэффициенты при переменных в условиях (3), (4) равны единице;

- каждая переменная входит в условия ровно 2 раза, один и только один раз в группу (3) и также один раз в группу (4);

- задача имеет простые условия разрешимости, которые определяются следующей теоремой.

Теорема. Для разрешимости Т-задачи необходимо и достаточно, чтобы она была сбалансированной.

Замечание. Теорема справедлива при конечных значениях Сij.

Доказательство. Необходимость доказывается исходя из того, что задача (2)-(5) разрешима. В этом случае все условия задачи выполняются. Просуммируем условия (3) по i, а условия (4) по j: Так как левые части равенств равны, то равны и правые.

Достаточность. Задача линейного программирования всегда разрешима, если допустимое множество – выпуклый многогранник, то есть непустое и ограниченное. Ограниченность переменных снизу задана явно, а ограничение сверху следует из конечности всех ai и bj, больше которых переменные быть не могут. Следовательно, множество ограничено. Множество непустое. Для этого достаточно найти хотя бы одно допустимое решение. Одно из таких решений всегда можно построить, если задача сбалансирована, следующим образом: (6) Очевидно, что оно неотрицательно. Остается проверить выполнение основных условий задачи. Подставив (6) в левую часть(3), получим: Þ решение удовлетворяет условиям (3). Подставив первый вариант (6) в (4), также убеждаемся в выполнении этих условий:

. Таким образом, допустимое множество сбалансированной задачи непустое и ограниченное, а, значит, задача всегда разрешима. Число линейно-независимых уравнений или, иначе, ранг системы (3), (4) равен m+n- 1. Следовательно, такую размерность имеют базис и базисное решение Т-задачи.

 

Транспортная задача с ограниченными пропускными способностями (Td - задача)

Учет ограничений на пропускные возможности коммуникаций. В реальных условиях пропускные способности дорог, воздушных коридоров, линий связи и т.п. всегда ограничены сверху. Учет этих ограничений приводит Тd-задаче. Ее модель имеет вид

(7) (8)
(9) 0 £ Xij £ dij, " i, j, (10)

где dij –пропускная способность коммуникации i j. В Тd-задаче условие сбалансированности не является достаточным для разрешимости задачи. Более того, в число необходимых условий существования решения помимо его входят еще две группы условий, отражающих физическую реализуемость решения: (11) (12) Они требуют, чтобы суммарная пропускная способность коммуникаций, входящих в каждый ПН была не меньше объема поставок, а выходящих из ПО – не меньше количества вывозимого груза. Если хотя бы одно из них нарушается, задача заведомо неразрешима. Но и выполнение всех необходимых условий не гарантирует разрешимость Тd-задачи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал