![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Изучение педагогических дисциплин занимает особое место в процессе подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Изучение педагогических дисциплин занимает особое место в процессе подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе. Дисциплина «Теории обучения и воспитания» относится к модулю «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» дисциплин базовой части профессионального цикла. Данная дисциплина изучается в 1 семестре 1 курса и базируется на освоении студентами дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «Анатомия и возрастная физиология», дисциплин базовой части профессионального цикла - «Общая и экспериментальная психология», «Безопасность жизнедеятельности» и дисциплины вариативной части профессионального цикла – «Психология профессиональной деятельности». Целями освоения дисциплины «Теория обучения и воспитания» являются формирование у студентов знаний в области современных теорий обучения и воспитания, умений интерпретировать их в контексте современных требований к личности, обществу и образованию, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания в профессиональной деятельности. Освоение данной дисциплины необходимо для осуществления будущим специалистом основных видов профессиональной деятельности, направленной на психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; социализации, формирования общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, формирования педагогической культуры совокупных субъектов образовательной среды на основе разнообразных концепций, приемов, методов и средств обучения и воспитания.
Ведущими методологическими подходами при отборе содержания, форм и методов изучения дисциплины являются личностно-деятельностный, культурологический, антропологический и компетентностный. Первый позволяет вычленить в качестве цели педагогической подготовки - становление личности специалиста, второй - рассматривать динамику педагогических идей и теорий в контексте развития мировой культуры, третий - определяет человекознание как основу педагогической деятельности. Модернизация содержания педагогических дисциплин в русле личностно-деятельного и антропологического подходов предполагает выделение в качестве главной цели этой работы - ориентацию на формирование профессионального мышления будущего выпускника, основанного на осознании им сущности своей профессиональной деятельности как деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности ребенка как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности. Реализация культурологического подхода при построении педагогических дисциплин предполагает, что они изучаются не в виде готовых абстрактных истин, а как совокупность педагогических идей и теорий, разрабатываемых различными учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений, развивающихся в контексте мировой цивилизации.. Именно такой подход делает изучение педагогических дисциплин важным элементом современного гуманитарного образования. Компетентностный подход предполагает развитие профессионально-педагогической компетентности специалиста в области психолого-педагогического образования. Концепция дисциплины основана на закономерностях профессионально-личностного становления специалиста в период обучения в вузе, которые обусловливают следующую логику построения дисциплины: ориентация в сфере педагогической деятельности и педагогического образования; освоение практических способов взаимодействия в системе «учитель-ученик» и их реализации в образовательной практики; расширение профессионально-педагогического кругозора и поля возможностей самореализации творческого потенциала будущего специалиста в области образования. Научной основой для построения рабочей программы дисциплины «Теория обучения и воспитания» являются: философско-педагогические идеи об образовании как факторе развития человека и общества; методология педагогической науки; ведущие принципы (тенденции) развития общего и высшего педагогического образования. Дисциплина «Теории обучения и воспитания» содействует освоению основных педагогических категорий и понятий, являющихся основой для изучения базовых дисциплин «История педагогики и образования», «Социальная педагогика», «Поликультурное образование», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку студентов по таким дисциплинам вариативной части профессионального цикла как «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами». Формирует готовность к прохождению учебной и производственной практик. Изучение дисциплины ориентировано на формирование следующих компетенций: n готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); n способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО – 2); n способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3). В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: · закономерности и принципы образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания; · основные концепции, теории обучения, воспитания и развития личности, их культурологические и научные основания; · требования к организации учебно-воспитательного процесса в контексте современных методологических и методических подходов, нормативно-правовых документов в области образования; · модели, систему методов, форм и средств обучения и воспитания; · инновационные образовательные процессы. Уметь: · взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; · применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников; · выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы, связанные с процессом воспитания, обучения и развития личности ребенка; · участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Владеть: · основными категориями и понятиями в области обучения, воспитания и развития; · методами диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ в учебно-воспитательной деятельности; · представлениями об обучении и воспитании как сложной динамической системе в структуре целостного педагогического процесса.
Содержание дисциплины «Теория обучения и воспитания» предполагает два основных раздела: «Теория обучения» и «Теория воспитания». Изучение первого раздела «Теория обучения» направлено на осмысление студентами роли и места теории образования и обучения в теории педагогики и значение процессов обучения и образования в развитии личности школьника. Здесь важна роль междисциплинарных и внутрипредметных знаний. Итогом изучения " Дидактики" должно стать осмысление механизма влияния процесса обучения (а, следовательно, его содержания, форм, методов и средств) на интеллектуальное, духовное, волевое и физическое становление личности ребенка, формирование его познавательных сил и потребностей, стремления к самообразованию. Разные научные школы имеют различные подходы к описанию этого механизма. Задача преподавателей в ознакомлении студентов с основными научно-дидактическими теориями, идеями и концепциями и помощь им в выборе тех из них, которые наиболее полно отвечают мироощущению обучающегося. Раздел " Теория воспитания" направлен на формирование у студентов представления о социальной и педагогической сторонах такого сложного общественного явления, каким является процесс воспитания. Что есть цель воспитания, его содержание, формы и методы в современной школе, взаимодействие с процессом обучения, его возможности и пределы, итоги и показатели результативности – вот основные вопросы, которые должны будут усвоить студенты, осмысленно изучив раздел «Теория воспитания». Ответы на эти вопросы также лягут в основание их собственного психолого-педагогического кредо. Формы организации учебной деятельности по изучению дисциплины: лекции, семинары и самостоятельная работа с литературой, система внеаудиторной работы: кружки или проблемные группы по педагогике, олимпиада и др., а также зачёт. Содержание дисциплины «Теория обучения и воспитания»
|