![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ТЕКСТ из ПОСОБИЯ …………………………………………………………………………………………………….. 2. Методические рекомендации для преподавателей и студентов Преподавание дисциплины включает в себя следующие образовательные технологии: 1. в зависимости от характера познавательной деятельности: 1.1. репродуктивные, 1.2. алгоритмические, 1.3. продуктивные; 2. в зависимости от ведущей формы педагогического взаимодействия: 2.1. мультимедиатехнологии, 2.2. традиционные; 3. в зависимости от ведущего метода обучения: 3.1. проблемные, 3.2. проектные, 3.3. диалоговые, 3.4. игровые
Каждая из названных форм обучения имеет свое назначение. В процессе лекций студенты знакомятся с основными идеями, понятиями, альтернативными теориями и подходами к анализу явлений и процессов. В современных условиях лекция по педагогике не должна являться предметным диктантом. Проблемность, сопоставимость альтернативных позиций, характеристика стохастичности педагогического процесса, обоснование креативности педагогической деятельности, проблемное изложение актуальных задач отечественной школы и педагогики, - вот основные требования к лекции по педагогике, реализация которых позволит преподавателю учить студентов размышлять и фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий и их авторов, наиболее значимые факты, типичные педагогические ситуации и др. Технологически диалоговая форма лекции может быть представлена как: 1) лекция-беседа – вопросы к аудитории, приглашение к коллективному исследованию – беглая «мозговая атака»; 2) лекция-дискуссия – свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции; 3) проблемная лекция – «соавторство» с лектором в решении проблемных задач; 4) лекция с применением техники обратной связи (если имеется техническая возможность) – получение сведений от всей группы обучаемых на поставленный вопрос; 5) лекция-консультация – например, первая часть занятия проводится в виде лекции, в которой преподаватель отвечает на вопросы студентов, возникшие в ходе предварительно-поисковой работы, дополняя и развивая их по своему усмотрению; вторая часть проходит в форме ответов на дополнительные вопросы обучаемых, свободного обмена мнениями и завершается заключительным словом лектора; 6) письменная программированная лекция – преподаватель сам составляет и предлагает вопросы обучаемым; на подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить обучаемых, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов. Подготовка к лекции осуществляется на основе учебной и научной литературы, электронных ресурсов. Таким образом, в процессе лекции можно реализовать все элементы содержания педагогических дисциплин: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, операционально-деятельностный, потребностно-мотивационный. Проведение семинара предполагает формирование у студентов умений: 1) внимательного ознакомления с планом и методическими указаниями к семинару; 2) изучения конспекта лекций по данной теме; 3) самостоятельного изучения литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнения заданий для самостоятельной работы с целью добывания реальных педагогических фактов, иллюстрирующих те или иные положения теории. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно научить студентов делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет им при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов. Цель семинаров: 1) освоение студентами важнейших педагогических понятий; 2) осмысление основных педагогических идеи и теорий; 3) формирование умений соотносить педагогические проблемы с их психологическими аспектами; опираться на теорию при описании и анализе психолог-педагогических фактов и явлений. Таким образом, на семинарах у студентов формируется психолого-педагогическая направленность мышления, развиваются и закрепляются важнейшие общеучебные педагогические знания, умения и навыки. Технология проведения занятий анализируется и оценивается по следующим направлениям: реализация индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, учет форм довузовской подготовки студентов, использование диалоговых технологий, использование тренинговых технологий, работа по формированию учебной деятельности студентов, связь аудиторной и самостоятельной работы студентов, аудиовизуальные средства на занятии, технология оценки учебно-познавательной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов предполагает выбор из предложенного списка источников для изучения и конспектирования, для написания реферата или курсовой работы по педагогике, в дальнейшем и выпускной квалификационной (дипломной) работы. Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает обсуждение выполненных заданий на практических занятиях, проверку письменных работ, презентационные материалы. Одним из важных направлений в организации внеаудиторной работы является исследовательская деятельность. Она предполагает написание и последующую защиту рефератов, учебных проектов, что позволяет ориентировать студентов на последующие практики. Основное назначение этой формы обучения – углубленное самостоятельное ознакомление с альтернативными педагогическими идеями, теориями и концепциями, что позволит студентам аргументированно отстаивать свои профессиональные позиции на семинарах, зачете.
|