Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов. 4 страница
Ранее, в статье 17 Закона РФ «О плате за землю» была установлена обязанность по полной выплате налога оценочными авансовыми платежами в течение налогового периода – равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Данное регулирование являлось рудиментом исторических особенностей данного налога. Исходя из позиции коллегии Наркомфина в 1919 году в отношении основ налоговой реформы, необходимо приближение сроков взимания налога к срокам получения доходов плательщиками налога[694]. Соответственно, осенние сроки уплаты земельного налога приближены к периоду сбора и продажи урожая. Налогоплательщики – организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, налоговую декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ). Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). Постановление городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге» предусматривает местные налоговые льготы. Пункт 8 данного нормативного правового акта предоставляет льготу в виде освобождения от налогообложения по земельному налогу ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Следует отметить, что величина земельного налога зависит, очевидно, от норм законодательства о налогах (гл. 31 НК РФ и в приведенном примере – постановление городской Думы города Н. Новгорода «О земельном налоге»). Однако существенное влияние на размер данного налога оказывает кадастровая стоимость земельных участков, которая, как было показано ранее, устанавливается органами исполнительной власти по достаточно непрозрачной процедуре. В то же время, нормативные акты, которыми устанавливается кадастровая стоимость земельных участков, для целей регулирования налоговых правоотношений вступают в силу так же, как и акты налогового законодательства (определения КС РФ от 3 февраля 2010 г. № 165‑ О‑ О, от 24 февраля 2011 г. № 156‑ О‑ О), то есть, не ранее, чем через месяц с момента официального опубликования. Кроме того, неоправданно высокая (нерыночная) кадастровая стоимость земельных участков может быть оспорена (определения КС РФ от 1 марта 2011 г. № 274‑ О‑ О – № 281‑ О‑ О, постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).
7.2. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Налог на имущество физических лиц является местным прямым налогом, урегулированным на федеральном уровне Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003‑ 1 «О налогах на имущество физических лиц». Во вторую часть НК РФ нормы об этом налоге в виде отдельной главы в настоящее время не включены. Представительные органы местного самоуправления (законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт‑ Петербурга) при введении налога в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» обязаны определить ставку налога в пределах, установленных в данном Законе. Кроме того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы и Санкт‑ Петербурга) вправе определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости, в том числе, от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (п. 1 ст. 3 указанного Закона РФ); установить местные налоговые льготы (п. 4 ст. 4 рассматриваемого Закона РФ). Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период, срок уплаты) регулируются Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» и не могут изменяться местным органом власти. К примеру, на территории Н. Новгорода действует постановление городской Думы города Н. Новгорода от 22 декабря 1999 г. № 69 «О ставках налога на имущество физических лиц». Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 1 указанного Закона РФ). Следует отметить, что индивидуальные предприниматели, владеющие облагаемым имуществом, уплачивают рассматриваемый налог на равных с физическими лицами; сам по себе статус предпринимателя принципиального значения не имеет. Данное обстоятельство подтверждено в определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. № 310‑ О‑ О. Объектами налогообложения согласно ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» являются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на перечисленные виды имущества. Соответственно, с научной точки зрения объект налогообложения можно рассмотреть как факт владения на праве собственности отдельными видами недвижимого имущества. Федеральные налоговые льготы предусмотрены в ст. 4 указанного Закона РФ. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в том числе пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 2). Налоговая база, как следует из п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», – это суммарная инвентаризационная стоимость имущества. Предельные налоговые ставки дифференцированы согласно п. 1 ст. 3 указанного Закона РФ в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества: – до 300 тыс. руб. (включительно) – до 0, 1 % (включительно); – свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) – свыше 0, 1 % до 0, 3 % (включительно); – свыше 500 тыс. руб. – от 0, 3 % до 2 % (включительно). В определении КС РФ от 22 октября 2008 г. № 810‑ О‑ О отмечается, что как это следует из ст. 3 рассматриваемого Закона РФ, предусмотренные в ней налоговые ставки имеют минимальный и максимальный пределы, они дифференцированы законодателем в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества и образуют прогрессивную шкалу налогообложения. Конкретные ставки данного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, предусмотренных указанным Законом. К примеру, конкретные налоговые ставки предусмотрены в п. 1 постановления городской Думы города Н. Новгорода «О ставках налога на имущество физических лиц». Они составляют при стоимости имущества: – до 300 тыс. руб. (включительно) – 0, 04 %; – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) – 0, 1001 %; – свыше 500 тыс. руб. – 0, 3001 %. То, что налог на имущество физических лиц предусматривает прогрессивную шкалу налогообложения с простой прогрессией и исчисляется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, может привести к тому, что несколько сособственников одного облагаемого объекта будут уплачивать со своих равных долей разные суммы налога. Например, на территории города Н. Новгорода двое сособственников владеют в равных долях квартирой с инвентаризационной стоимостью 600 тыс. руб., а один из них дополнительно владеет гаражом с инвентаризационной стоимостью 100 тыс. руб. В этой ситуации первый сособственник уплатит со своей доли квартиры налог в сумме 120 руб. = 300 тыс. руб. х 0, 04 %. Поскольку у второго сособственника суммарная инвентаризационная стоимость облагаемого имущества составляет 400 тыс. руб., он будет уплачивать налог по другой ставке – 0, 1001 %. Соответственно, с его доли квартиры налог составит 300, 3 руб. = 300 тыс. руб. х 0, 1001 %. Однако, в определении КС РФ от 24 февраля 2011 г. № 152‑ О‑ О такое регулирование не было признано неконституционным. Суд отметил, что в условиях действия прогрессивной шкалы обложения данным налогом законодательство обеспечивает возложение равного налогового бремени на физических лиц – собственников равного по стоимости имущества, состоящего из разного количества объектов, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы налогоплательщиков. Исчисляется налог на имущество физических лиц только налоговыми органами (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц») с направлением налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 8 ст. 5 указанного Закона РФ). Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (п. 1 ст. 55 НК РФ). Срок уплаты налога на имущество физических лиц: не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 ст. 5 рассматриваемого Закона РФ). К примеру, п. 2 постановления городской Думы города Н. Новгорода «О ставках налога на имущество физических лиц» предусматривает местные налоговые льготы, в том числе освобождены от уплаты налога дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; члены семьи военнослужащего, проходящего службу по призыву. Величина налога на имущество физических лиц, как и земельного налога, зависит от некоторой учетной стоимости облагаемого имущества (для налога на имущество – инвентаризационная стоимость), устанавливаемой органами исполнительной власти по достаточно непрозрачной процедуре. Однако, исходя из определения КС РФ от 6 декабря 2001 г. № 258‑ О, инвентаризационная стоимость облагаемых объектов недвижимости не должна превышать их рыночной стоимости.
Глава 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
8.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) является прямым налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он урегулирован гл. 26.1 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. и единообразно применяется на всей территории России. Налогоплательщиками ЕСХН согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ. Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей дано в п. 2 ст. 346.2 НК РФ. В качестве общей нормы установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %. В п. 3 ст. 346.2 НК РФ определено, что именно относится к сельскохозяйственной продукции (в т.ч. продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции). В развитие данного положения принят Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458. В постановлении Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. № 16377/09 отмечается, что налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку таковыми в смысле гл. 26.1 НК РФ не являются. Поэтому для отнесения налогоплательщика к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях гл. 26.1 НК РФ имеет значение не просто факт производства им сельскохозяйственной продукции, а то обстоятельство, что доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 % от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), в том числе и от дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья несобственного производства. Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) не вправе перейти на ЕСХН. В частности, в силу п. 6 ст. 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров. Кроме того, процентная доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции должна сохраняться и в периоде применения ЕСХН, а в случае ее снижения налогоплательщик обязан вернуться на общую систему налогообложения (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). В этом плане следует учитывать постановления Президиума ВАС РФ от 9 февраля 2010 г. № 10864/09 и от 9 марта 2011 г. № 13050/10: выручка от обусловленной условиями производства разовой продажи основных средств и других материалов, не должна учитываться при расчете указанной доли. Особенность ЕСХН как специального налогового режима предусмотрена в п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НДФЛ), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц). Кроме того, указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС. Для налогоплательщика переход на уплату ЕСХН, при условии соответствия сельскохозяйственного производителя всем критериям, является добровольным (п. 2 ст. 346.1 НК РФ). Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН регламентируются в ст. 346.3 НК РФ. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает, переход на уплату ЕСХН является уведомительным. Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ). При этом ст. 346.5 НК РФ предусматривает порядок определения и признания доходов и расходов, устанавливая субсидиарное применение норм гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Ставка ЕСХН предусмотрена в ст. 346.8 НК РФ в размере 6 %. Соответственно, ЕСХН имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций (НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей), но отличается пониженной налоговой ставкой. Исчисляется ЕСХН только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 346.9 НК РФ). Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год; отчетным периодом – полугодие (ст. 346.7 НК РФ). Срок уплаты ЕСХН по итогам налогового периода – в общем случае не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9, п. 2 ст. 346.10 НК РФ). По итогам отчетного периода авансовый платеж по ЕСХН должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 2 ст. 346.9 НК РФ). Налоговая декларация по ЕСХН по итогам налогового периода должна быть представлена не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
8.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает уплату налога, который обозначается как налог, взимаемый в связи с применением УСН (п. 2 ст. 56 БК РФ), и является прямым налогом (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он урегулирован гл. 26.2 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Указанная система налогообложения в целом единообразно применяется на всей территории России. Однако, в ст. 346.20 НК РФ предусмотрено, что в определенных случаях законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 % до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков. Предшественником данного налога был налог, предусмотренный Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222–ФЗ «Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (утратил силу). Налогоплательщиками по УСН признаются (п. 1 ст. 346.12 НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) не вправе перейти на УСН. В частности, этого не могут сделать организации, доходы которых по итогам девяти месяцев текущего года превысили определенную сумму (в 2013 г.: 45 млн. руб. – п. 2 ст. 346.12 НК РФ); банки (подп. 2 п. 3 ст. 346.12 НК РФ); организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Особенность УСН как специального налогового режима предусмотрена в п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ. Лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НДФЛ), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц). Кроме того, указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС. Для налогоплательщика переход на уплату УСН, при условии соответствия налогоплательщика всем критериям, является добровольным (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Статья 346.13 НК РФ регламентирует порядок и условия начала и прекращения применения УСН. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает, переход на уплату УСН является уведомительным. Как это указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. № 6159/08, поскольку переход на УСН при соблюдении установленных ст. 346.11 – 346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача инспекцией уведомления о возможности применения УСН не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика. Исходя из постановления КС РФ от 20 июля 2010 г. № 17‑ П, выбирая тот или иной налоговый режим, налогоплательщики принимают во внимание экономические обстоятельства, прежде всего – состояние и перспективы развития бизнеса. В определении КС РФ от 16 октября 2007 г. № 667‑ О‑ О разъяснено, что указание в п. 1 ст. 346.11 НК РФ на то, что упрощенная система налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не означает, что данный специальный режим может применяться налогоплательщиком одновременно с общей системой налогообложения, – эта система также распространяется на всю осуществляемую налогоплательщиком деятельность, а не на ее отдельные виды. Именно поэтому переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения, несмотря на добровольный характер, осуществляются налогоплательщиком не произвольно, а в соответствии с установленными НК РФ ограничениями (ст. 346.13). Объект налогообложения по УСН предусмотрен в п. 1 ст. 346.14 НК РФ в двух разных вариантах: – доходы; – доходы, уменьшенные на величину расходов. Право выбора объекта принадлежит налогоплательщику. Порядок определения и признания доходов и расходов, с учетом субсидиарного использования норм гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, предусмотрен статьями 346.15 – 346.17 НК РФ. Соответственно, УСН (в варианте объекта «доходы минус расходы») имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций (НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей). Налоговая база по УСН (ст. 346.18 НК РФ) зависит от выбранного налогоплательщиком объекта и соответственно устанавливается как денежное выражение: – доходов; – доходов, уменьшенных на величину расходов. Ставка налога, взимаемого в связи с применением УСН, предусмотрена в ст. 346.20 НК РФ. Она также зависит от выбранного налогоплательщиком объекта: – 6 % – если объектом налогообложения являются доходы; – 15 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. В определении КС РФ от 6 марта 2008 г. № 430‑ О‑ О разъяснено, что указанным правовым регулированием достигается уравновешивание налогового бремени обеих категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Соответственно, для случая, когда объект налогообложения по УСН выбран налогоплательщиком, как доход (облагаемый по ставке 6 %), расходы налогоплательщика фактически презюмируются законом как определенная часть дохода (упрощенно – как 60 % от доходов, что можно исчислить через соответствующую пропорцию). В зависимости от того, насколько велики реальные расходы налогоплательщика, он и будет выбирать более подходящий для него объект налогообложения. Через «призму» данного подхода интересно рассмотреть ст. 221 НК РФ, в соответствии с которой, если налогоплательщики НДФЛ не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 % общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Соответственно, отсутствие (утрата) документов, обосновывающих расходы по НДФЛ, фактически влечет применение частично «штрафного» налога. Впрочем, непредставление налогоплательщиком счетов–фактур, обосновывающих вычет по НДС (ст. 169, 171, 172 НК РФ) в общем случае влечет полное отсутствие права на вычет и соответствующий «штрафной» НДС в размере желаемого вычета. Исчисляется налог, взимаемый в связи с применением УСН, только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 346.21 НК РФ). Налоговым периодом по УСН является календарный год; отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ). Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, по итогам налогового периода: для организаций – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ); для индивидуальных предпринимателей – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.23 НК РФ). По итогам отчетного периода авансовые платежи должны быть уплачены не позднее 25–го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Налоговая декларация по УСН по итогам налогового периода должна быть представлена: организациями – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 346.23 НК РФ); индивидуальными предпринимателями – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). В определении КС РФ от 17 июня 2008 г. № 499‑ О‑ О разъяснено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, поскольку законом он признан плательщиком единого налога, обязан подавать налоговую декларацию по этому налогу независимо от результатов своей предпринимательской деятельности, что само по себе не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав. Следует отметить, что гл. 26.2 НК РФ предусматривает особый случай, когда налогоплательщик, который применяет объект налогообложения «доходы минус расходы», уплачивает так называемый минимальный налог, взимаемый в связи с применением УСН (п. 2 ст. 56 БК РФ) в размере 1 % доходов. В силу п. 6 ст. 346.18 НК РФ минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
8.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) предусматривает соответствующий прямой налог (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он установлен гл. 26.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Ранее предшественник современного ЕНВД был урегулирован Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 148–ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (утратил силу). Исходя из п. 1.3 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, ЕНВД по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения, будет отменен с 2018 года. Право на введение ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования принадлежит представительным органам власти (в Москве и Санкт‑ Петербурге – законодательным органам государственной власти) – п. 1, 2 ст. 346.26 НК РФ. В связи с этим данный налог имеет сходство с местными налогами. К полномочиям указанных органов власти относятся определение конкретного перечня облагаемых видов деятельности в пределах федерального перечня, а также установление величины понижающего коэффициента К2 (п. 3 ст. 346.26 НК РФ). К примеру, на территории Н. Новгорода данный налог уплачивается на основании постановления городской Думы города Н. Новгорода от 21 сентября 2005 г. № 50 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности». На некоторых территориях, в том числе в Москве, ЕНВД не введен. Налогоплательщиками ЕНВД (п. 1 ст. 346.28 НК РФ) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт‑ Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и перешедшие на уплату ЕНВД в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ. Некоторые категории налогоплательщиков не могут применять ЕНВД (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ), в том числе организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, превышает 100 человек; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. НК РФ в п. 2, 3 ст. 346.28 предусматривает обязательную инициативную постановку на учет налогоплательщиков ЕНВД (для различных видов деятельности – в налоговом органе по месту осуществления деятельности, либо по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя)) в течение пяти дней со дня начала применения данной системы налогообложения. В п. 2 ст. 346.26 НК РФ предусмотрен широкий перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут облагаться ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). В этот перечень, в том числе входят: оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Статья 346.27 НК РФ предусматривает определения, используемые для целей ЕНВД. В качестве примеров можно привести следующие: – вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке; – К1 – устанавливаемый на календарный год коэффициент–дефлятор; – К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности…; – розничная торговля – предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли–продажи…;
|