Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация теоретической части задания. Понятие человека, индивида, субъекта, личности, индивидуальности.




Понятие человека, индивида, субъекта, личности, индивидуальности.

Человек – единичное природное, биологическое существо класса млекопитающих, вида Гомосапиенс, в условиях совокупности общественных отношений, высокоразвитый мозг, общение с помощью языка, сознание, познавательная потребность, руки, приспособленные к трудовой деятельности, специфичное строение тела, прямохождение. Индивид – социальное существо, представитель человеческой общности, выходящей за рамки природной (биологической) ограниченности. Характеристики: управление собственным поведением, деятельностью и общением при помощи знаков, орудий, единство вложенного и приобретенного в целостности психофизиологической организации, активности взаимодействия. Индивидуальность – своеобразие присущих индивиду сочетаний черт и психологических особенностей, которые отличают от другого человека. Их проявление в деятельности и межличностных отношениях. Личность – системное социальное качество, результат предметной деятельности и общения, включенность в общественные отношения. Способы самоосуществления: свобода, духовность, ответственность (А.Н.Леонтьев). Свойства личности –способности, характер и направленность (С.Л.Рубинштейн) и др. Субъект – активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид (И.Т.Фролов), источник познания и преобразования действительности (Л.А.Карпенко, С.Ю.Головин). Характеристики: формируется только в группах, обществе, определенных социально-исторических условиях, возможность воспроизведения в сознании объективной реальности, осуществление теоретической и практической деятельности.

Подходы к исследованию личности в основных психологических школах. Фрейдизм – ансамбль иррациональных бессознательных влечений, «либидо», структура личности («Ид», «Эго», «Супер-эго»), психосексуальная теория развития личности (З.Фрейд). Неофрейдизм – социокультурные теории: социальные отношения между ребенком и родителями, уровни тревожности (К.Хорни), психосоциальная теория развития личности (Э.Эриксон); индивидуальная психология – чувство неполноценности от функциональных и физических недостатков органов, «прирожденная слабость», неправильное воспитание; компенсация превосходством, властью или кооперацией (А.Адлер); аналитическая психология – бессознательная психическая энергия, системы личного и бессознательного, «либидо» и инстинкты (К.Г.Юнг). Бихевиоризм – S R; необихевиоризм – S – дополнительные переменные (мотивация, образ или психосоциальное отношение) – R; уникальные врожденные способности, опыт и подкрепляющие результаты – Б.Ф.Скиннер. Гештальтпсихология – целостность. Когнитивная психология – влияние знаний на формирование личности, личностные конструкты, то есть идеи, мысли, модели, проверяемые на прогностическую эффективность, формируются на когнитивных процессах (полюс Эмерджмента) и различия (имплицитный полюс или контрастный) – Дж.Келли. Гуманистическая психология – в отличие от предыдущих изучала настоящее и будущее личности, ее уникальность, нереализованные потенции (Г.Олпорт); потенциальные возможности творческого роста и совершенствования личности, разрушительные силы – результата фрустрации или неудовлетворенных потребностей, их иерархия (А.Маслоу); самость (самооценка) и ее развитие (конечный результат – конгруэнтность); отношения с родителями – условие личностного роста; связь успешной социализации с уровнем самосознания человека (К.Роджерс). Марксистская (отечественная) психология – единство природных особенностей познания окружающего, чувственная сущность индивида и условий социальной среды, характеризуемое активностью, направленностью, глубинными смысловыми структурами сознания и поведения, осознанностью (или напротив) отношений к действительности; целостный подход к изучению личности – К.К.Платонов; структуры личности по К.К.Ковалеву, С.Л.Рубинштейну, А.В.Петровскому и др.

40. ОК-5 ОПК-1 ОПК-10 ПКПП-4 Что такое апраксия? Какие формы апраксий Вы знаете (по А.Р. Лурия)? О какой форме апраксий идет речь в следующей ситуации: Движения больного недифференцированные, плохо управляемые (симптом «рука-лопата»). Нарушены движения письма, утрачена возможность правильного воспроизведения различных поз руки. Затруднено совершение действий без предметов (например, показать, как наливают воду в стакан). При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать. Методические рекомендации Для решения данной ситуации необходимо актуализировать знания, полученные Вами при изучении клинической психологии детей и подростков и нейропсихологии. Аннотация теоретической части задания Двигательный анализатор: афферентные и эфферентные механизмы. Понятие произвольных и непроизвольных движений, классификация. Пять уровней регуляции движений (Н. А. Бернштейн). Пирамидная и экстрапирамидная системы. Структура, функции, строение. Нарушения двигательных функций, возникающие при различных локальных поражениях мозга. Понятие парезов и параличей (вялых, спастических). Гемиплегия и гемипарез. Поражение корковых и подкорковых звеньев экстрапирамидной системы. Динамические двигательные расстройства. Статические двигательные расстройства. Поражение подкорковой стриопаллидарной системы (гиперкинезы). Поражение зоны паллидума (атетоз или хореоатетоз, нарушения мимики и пантомимики, пропульсии); нарушения физиологических синергий (неестественность двигательных актов). Поражение мозжечка (расстройства координации двигательных актов). Понятие апраксий. Классификация апраксий Г. Липмана. Идеаторная; кинетическая; идеомоторная. Классификация апраксий А. Лурия: кинестетическая, пространственная, кинетическая, регуляторная или префронтальная апраксия. Характеристика различных видов апраксий.
41. ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОК-8 ОПК-4 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-9 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-12 Ситуация В 7 класс пришел ребенок из семьи мигрантов – новый ученик Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы. Разработайте стратегию действия педагога, которая позволит наладить отношение класса с ребенком из семьи мигрантов. Теоретически охарактеризуйте концепцию развития поликультурного образования в России. Методические рекомендации При разработке стратегии действий педагога ответьте на вопросы, которые приведут к результату: 1. Как решались подобные задачи в истории педагогики? 2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования? 3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами? 4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный, исходя из конкретных социально-педагогических реальностей. • Контекст предложенной задачи в реальной жизни. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями? Аннотация теоретической части задания Концепция развития поликультурного образования в России. Конструкция Российской идентичности: три уровня этнополитической модели российской гражданской нации (базовый этнокультурный; национально-территориальный (базовый политический); национальный (общегосударственный).Цели и приоритеты поликультурного образования. Специфические цели поликультурного образования. Принципы образовательной политики России, обеспечивающие достижение целей поликультурного образования. Система поликультурного образования. Основные принципы поликультурного образования: Принцип полилингвальности; Принцип преемственности; Принцип дифференциации и разнообразия; Принцип креативности; Принцип культурной целостности; Принцип объемной (стереоскопической) картины мира; Принцип вариативности; Принцип этической актуальности. Языки обучения в полилингвальной школе. Основные принципы поликультурного воспитания: национально-культурная основа воспитания; гуманистическая открытость воспитания; личностная ориентированность воспитания; воспитание гражданской ответственности; воспитание целенаправленной созидательной активности; базовый принцип организованного саморазвития. Система терминов и понятий в концепции развития поликультурного образования: нация; национальное государство; гражданское общество; российская гражданская (политическая) нация; этносоциальная структура российского общества; этнополитическая структура России; межэтнический мир и согласие; идентичность; этнокультурное самосознание (идентичность); гражданская идентичность; российская гражданская идентичность; национальное самосознание (идентичность); формирование национальной идентичности; патриотизм; культурное наследие; картина мира; мировая (общечеловеческая) культура; российская культура; национальная культура; русская национальная культура; национальные культуры народов России; многообразие культур и народов; взаимодействие культур; цивилизация; российская цивилизация; социализация; развитие; воспитание; национальный воспитательный идеал; базовые национальные ценности; духовно-нравственное развитие личности; духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
  ОК-2 ОК-3 ОК-5 ОПК-4 ОПК-8 ОПК-12 ПКПП-7 Прочитайте отрывок из произведения А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». «У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю: — Кто дежурный? 5 часов ареста! — Есть 5 часов ареста. Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в кабинет: — Я прибыл под арест. Я сначала хотел было сказать ему — «брось». А потом думаю: «Ладно, садись». И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет — Иван Петрович сидит под арестом. Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают. — За что? — За то, что сел под арест и не спорил» 1. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников? 2. Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у воспитанников? 3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? 4. Как бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя? Теоретически раскройте сущность педагогики сотрудничества. Методические рекомендации При анализе ситуации придерживайтесь последовательности предложенных для анализа вопросов. Аннотация теоретической части задания Понятие педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества возникла в середине восьмидесятых годов 20 века Автор идеи педагогики сотрудничества - советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Авторы технологии: С.Н.ЛЫСЕНКОВА, В.Ф.ШАТАЛОВ, И.П.ВОЛКОВ, В.А.КАРАКОВСКИЙ, М.П.ЩЕТИНИН, Е.Н.ИЛЬИН, Ш.А.АМОНАШВИЛИ. Классификационные характеристики: По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: комплексная: био-, социои психогенная. По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество). По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая. По категории обучаемых: массовая (все категории). Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно-личностный подход к ребенку. Единство обучения и воспитания. Четыре основных направления в педагогике сотрудничества: гуманно-личностный подход к ребенку; дидактический активизирующий и развивающий комплекс; концепция воспитания; педагогизация окружающей среды. Ключевые идеи педагогики сотрудничества по основным направлениям: Отношения с учениками; Учение без принуждения; Идея трудной цели; Идея опоры; Опорные сигналы В.Ф.Шаталова; Оценка работ4 Идея свободного выбора; Идея опережения; Идея крупных блоков; Идея соответствующей формы; Идея самоанализа; Интеллектуальный фон класса; Коллективное творческое воспитание; Творческий производительный труд; Творческое самоуправление; Сотрудничество с родителями; Личностный подход; Сотрудничество учителей.
  ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-8 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-9 ОПК-10 ОПК-11 ПКПП-4 ПКПП-6 ПКПП-7 ПКПП-12 Размышляет школьный психолог: «Вот часто говорят, что у трудных детей трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не обеспокоены другим явлением, распространенным, быть может, не меньше: трудная…школа. Для ребенка. Есть естественные трудности в учении, в привыкании к режиму, к требованиям, к педагогам. Но у приемного ребенка этих трудностей еще больше. Эти дети испытывают часто психологический дискомфорт от открытости их судеб для окружающих (например, возникают естественные вопросы от сверстников о разнице в фамилиях родителей и ребенка), от того, что их не понимают товарищи и учителя («учительница меня не любит», «она ко мне придирается». Задания: 1. Составьте список школьных трудностей, с которыми сталкиваются многие дети; а также трудностей, характерных только для приемных детей. 2. Объясните причины того, что приемные дети часто испытывают большие трудности в школе. 3. Какие действия Вы, как родитель, предпримите, если из школы систематически будут поступать жалобы на плохое поведение и слабую успеваемость Вашего ребенка. 4. Постройте классификацию школьных затруднений приемного ребенка, выделив среди них те, преодоление которых зависит в большей степени от самого ребенка, от помощи родителей, от участия педагогов. 5. Разработайте памятку для педагогов «Если к Вам в класс пришел приемный ребенок». Выступайте не в роли критикующей стороны, а в роли советчика, который проникся трудностями пребывания в школе своего ребенка и хочет обрести в педагоге своего союзника. 6. Согласны ли Вы с тем, что приемных детей сложно воспитывать и их следует отнести к категории «особые дети»? Теоретически охарактеризуйте проблему особенностей психолого-педагогической работы с социально-уязвимыми детьми, с детьми-сиротами (дети «группы риска»). Методические рекомендации При анализе ситуации придерживайтесь последовательности предложенных для анализа вопросов. Аннотация теоретической части задания Дети " группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специали­стов. К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогиче­ски запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с про­блемами в развитии. В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24. 07. 1998 г. принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи. Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на его специализацию, следует применять и конкретные методики педагогической реабилитации. Социальное сиротство и его особенности в современном обществе. Сущность сиротства, его причины и пути преодоления. Характеристика социальных детей-сирот разного возраста. Особенности социализации и социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей.Особенности психолого-педагогической работы с приемными детьми.
  ОК-4 ОК-5 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-10 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-6   Составьте 4 тестовых задания закрытого типа по теме «Современные дидактические концепции» и 2 тестовых задания открытого типа по теме «Закономерности, принципы и функции обучения». Теоретически раскройте проблему современных средств оценивания достижений обучающихся – педагогического тестирования. Методические рекомендации Составленные Вами тестовые задания должны быть разных видов. Тестовые задания закрытого типа: · альтернативных ответов, · множественного выбора, · восстановления соответствия, · восстановления последовательности. Тестовые задания открытого типа: · на дополнение; · свободного изложения. Аннотация теоретической части задания Тест. Тестовое задание. Виды тестовых заданий. Тестовые задания закрытого типа: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия, восстановления последовательности. Тестовые задания открытого типа: тестовое задание на дополнение и тестовое задание свободного изложения. Структура тестовых заданий закрытого типа. Структура тестовых заданий открытого типа. Основные требования к составлению тестовых заданий: надёжность, валидность, общепонятность и однозначность, простота.
  ОК-4 ОК-5 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-1 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-12 Составьте план-конспект дискуссии на этическую тему для подростков – «Конфликт отцов и детей». Теоретически охарактеризуйте вопрос о методах обучения, их классификациях; специфики интерактивных и активных методов обучения. Методические рекомендации Дискуссионные методы – вид методов активного обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Психологический механизм использования дискуссионных методов позволяет: Ø Сопоставив противоположные позиции, дать возможность его участникам увидеть проблему с разных сторон. Ø Уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации. Ø Нивелировать скрытые конфликты. Ø Выработать групповое решение. Ø Заинтересовать участников в решении групповой задачи, предоставив им возможность проявить свою компетентность. Методика подготовки и проведения: 1. Выбор темы. Должна быть четкой и ясной, актуальной. 2. Разработка вопросов для обсуждения. Их формулировка должна включать возможность для предъявления разных точек зрения. 3. Разработка сценария дискуссии. 4. Непосредственное проведение 5. Подведение итогов. Рефлексия Варианты проведения дискуссии: дебаты, круглый стол, управляемая дискуссия. · При составлении плана-конспекта должны быть учтены 4 стадии проведения дискуссии: - Ориентация - Оценка - Консолидация - Рефлексивный анализ. Аннотация теоретической части задания Методы обучения: определение, классификации, характеристики. Выбор методов обучения. Метод обучения как многомерное явление. Понятие и сущность метода обучения. Современное определение понятия, структуры метода обучения как системы методов преподавания и учения, или системы приемов обучения; определение понятия “прием обучения”, соотношение методов и приемов обучения, их функции. Классификации методов обучения: по источнику знаний (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников), по характеру познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер), по основным компонентам деятельности (Ю.К.Бабанский), по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащихся (М.И.Махмутов). Дидактический, психологический, методический аспекты реализации методов обучения. Содержательно-процессуальные характеристики методов обучения. Интерактивные (активные) методы обучения, их специфика. Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов). Особенности методов активного обучения. Признаки методов. Классификация методов активного обучения. По характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используют именно эту классификацию) методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. Имитационные: игровые и неигровые. К неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т.д. Выбор методов обучения в соответствии со следующими критериями: соответствие целям и задачам обучения и развития, соответствие содержанию учебного материала, реальным возрастным особенностям учащихся, уровню их подготовленности и т.д. Возможности использования методов обучения в формировании личности.
  ОК-1 ОК-3 ОК-5 ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-1 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-12 Классный час – форма организации классным руководителем внеурочной деятельности обучающихся. Разработайте план-конспект классного часа в 10 классе на тему «Я выбираю жизнь без зависимостей». Теоретически охарактеризуйте функции и направления деятельности классного руководителя; методику организации и проведения классного часа. Методические рекомендации Пример разработки плана-конспекта классного часа по теме «Здоровый образ жизни» (для учащихся 7-9 классов): Цель: формирование установки у обучающитхся на здоровый образ жизни. Задачи: 1. Формирование представлений у учащихся о здоровом образе жизни. 2. Актуализация потребности в здоровом образе жизни. 3. Развитие коммуникативных умений учащихся. Оборудование: магнитофон, карточки с заданиями, наглядный материал с высказываниями о здоровом образе жизни, жетоны для награждения, почётные грамоты (или медали). План проведения: 1. Организационный момент. 2. Актуализация обсуждаемой темы. 3. Основная часть – проведение конкурсов. 4. Подведение итогов. 5. Рефлексия. Характеристика форм и методов проведения 1.Организационный момент. Его назначение: настроить детей на предстоящую деятельность, познакомить их с целью проведения классного часа. Метод – рассказ учителя. 2.Актуализация темы классного часа. Назначение: формирование мотивации учащихся. Форма проведения – коллективно-индивидуальная. Метод – «Конверт дружеских вопросов» (методика Н.Е. Щурковой). Примеры вопросов: а) Что такое здоровье? Б) Как здоровье влияет на жизнь человека? В) Что такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)? 3.Проведение конкурсов. Форма индивидуально-групповая. Метод– командные соревнования. Условия проведения – команда, правильно ответившая на вопрос, награждается жетоном. А) конкурс вопросов о здоровом образе жизни. Примеры: Назовите принципы правильного питания. Б) Каждая команда получает карточки, на которых записаны характеристики важных терминов, связанных со ЗОЖ. Задача участников- назвать этот термин. Например, его признаки: своевременный приём пищи, полноценный отдых, труд, учёба, прогулки на свежем воздухе. (ответ – режим). В) Дополните заповеди ЗОЖ (до 7-10 пунктов): 1. Больше двигайтесь. 2. Не объедайтесь. 3. Не гневайтесь понапрасну! … 4.Подведение итогов. Команды подсчитывают свои баллы, объявляются победители. 5.Рефлексия. Форма проведения – индивидуальная. Метод – личностная рефлексия. Участники по кругу отвечают на вопросы. Пример: Можно ли твой образ жизни назвать здоровым. Ответ обоснуйте. Заканчивается классный час заключительным словом учителя. Аннотация теоретической части задания Функции и направления деятельности классного руководителя. Вариативность классного руководства. Функции классного руководителя: воспитательная, социальной защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, организаторская, диагностическая, целеполагания, планирования, контроля, коррекции. Направления деятельности классного руководителя: изучение учащихся и коллектива, сплочение и развитие коллектива, индивидуальная работа с учащимися, взаимодействие с семьей, взаимодействие с педагогами школы, привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей. Методика организации и проведения классного часа: цель, задачи, содержание, методы, приемы, рефлексия. Анализ и планирование работы классного руководителя.
  ОК-1 ОК-4 ОК-5 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-1 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-12 Разработайте план-конспект проведения КТД с обучающимися 5 класса. Теоретически охарактеризуйте вопрос о сущности воспитания и его месте в целостной структуре образовательного процесса; о значении педагогического взаимодействия в воспитании. Методические рекомендации План-конспект должен иметь следующую структуру: название, цель, задачи, оборудование, форма проведения, ход проведения. Возможные формы проведение КТД: ролевая игра, эстафета, защита, соревнование. План-конспект проведения КТД должен предусматривать реализацию следующих стадий: предварительная работа, коллективное планирование дела, коллективная подготовка дела, проведение коллективного дела, коллективное подведение итогов дела, ближайшее последействие коллективного дела. Аннотация теоретической части задания Воспитание как функция общества, специально организованный процесс, вид педагогической деятельности. Признаки воспитания, его взаимосвязь с обучением. Воспитание как компонент организации человека. Решение двух групп задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Воспитание как управление развитием личности, как средство трансляции культуры. Структура воспитательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Противоречия воспитательного процесса: между требованиями к личности со стороны социума и возможностями (физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности; между потребностями личности и возможностями удовлетворить эти потребности в социуме; между воспитательными задачами и интересами каждой отдельной личности; между целью, средствами и результатами воспитания; между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, его нравственной позицией. Логика воспитания: эмоциональная ориентация – выработка умений – формирование позитивных привычек – усвоение опыта общественного поведения – формирование мировоззрения. Педагогическое взаимодействие – всегда организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущность педагогического взаимодействия (срабатываемость и совместимость). Структура педагогического взаимодействия: общение, совместная деятельность, поддержка индивидуального развития личности, предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений. Типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация. Этапы организации взаимодействия. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Методика организации педагогического взаимодействия.
  ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПКПП-1 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-12 Спроектируйте формы воспитательной работы для учащихся-подростков, если уровень развития их классного коллектива соответствует диффузной стадии («песчаная россыпь») (по А.Н. Лутошкину). Раскройте вопрос о коллективе как объекте и субъекте воспитания. Методические рекомендации Пример проектирования форм воспитательной работы для учащихся 7-8 классов, если уровень развития их классного коллектива соответствует 2 стадии (по Н. Лутошкину): Характеристика стадии развития коллектива. Вторая стадия развития коллектива по А.Н.Лутошкину называется «Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, скрепляющим звеном здесь дисциплина и требования старших. Существуют замкнутые приятельские группировки. Классный руководитель на этом этапе предъявляет требования, объявляет нормы коллективной жизни. Цель этапа: обеспечить организационное единство класса. Роль классного руководителя на этом этапе – лучший слушатель, организатор в Совете дела. Воспитательная работа направлена на решение следующих задач: Ø продолжить работу по знакомству детей друг с другом, Ø организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по разработке и определению общих целей, задач, принципов (законов) жизни, режима и перспектив деятельности; Ø учить каждого учащегося логике коллективной творческой деятельности, проводя через работу в Совете дела; Ø формировать навыки «хорошего слушания». Формы воспитательной работы на этапе «Мягкая глина»: классное собрание «расскажи мне о себе», вечер знакомства и «огонек», классный час «Умеешь ли ты слушать», КТД Эстафета любимых увлечений, школа творческих дел (ШТД – экспресс), тренинг организаторских умений.   Аннотация теоретической части задания Коллектив как объект и субъект воспитания.Воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. Понятие коллектива и критерии его определения. Структура коллектива. Свойства коллектива и методы их изучения. Этапы формирования коллектива Типологии детских коллективов. А.С. Макаренко о законах формирования коллектива. Педагогические требования к организации коллектива. Проблема взаимоотношения коллектива и личности.
49. ОК-1 ОК-2 ОК-4 ОК-5 ОПК-4 ОПК-10 ПКПП-4 ПКПП-12 Разработайте замысел авторской воспитательной системы средней общеобразовательной школы. Теоретически раскройте вопрос о воспитательной системе современной школы; об авторских воспитательных системах. Методические рекомендации Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия всех компонентов воспитания и обладающий такими интегративными качествами, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Структура воспитательной системы школы: Ø цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается); Ø деятельность, обеспечивающая ее реализацию; Ø субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; Ø отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность; Ø среда системы, освоенная субъектом; Ø управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие системы. Аннотация теоретической части задания Специфика школы как воспитательной системы. Теоретические основы построения воспитательной системы школы: организационно – методические основы школы как воспитательной системы, структура воспитательной системы школы: цели, деятельность, субъект деятельности, отношения, среда системы, управление развитием. Школа как развивающаяся и саморазвивающаяся система. Управление воспитательной системой школы. Примеры воспитательных систем. Авторские воспитательные системы. История развития и саморазвития воспитательных систем. Педагогическая система А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, инновационные школы 90-х годов. Сущность понятия «авторская школа». Общие черты авторских школ: инновационность, альтернативность, концептуальность, систематичность и комплексность преобразований, социально – педагогическая целесообразность, реальность и эффективность. Школа В.А.Караковского. Главный элемент воспитательной системы школы - «ключевые общешкольные дела» в 90 – х годах и на современном этапе. Проблема целеполагания с опорой на общечеловеческие ценности. Особенности управления воспитательной системой школы. «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского. Поиск нового содержания образования, новых целей и способов работы учителя, нового уклада школьной жизни – главные признаки инновации данной школы. Особенности работы данной школы. Школа диалога культур. Философская идея школы, логика работы школы. Е.А.Ямбург – школа для всех: адаптивная модель, теоретические основы и практическая реализация.
  ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОПК-4 ОПК-6 ОПК-8 ПКПП-4 ПКПП-7 В предложенных ситуациях предложите методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор. - На перемене Вы идете по школьному коридору и видите, что двое учеников из 6-го класса дерутся. Их не останавливает даже то, что Вы заметили данную ситуацию. На Ваш призыв остановиться они продолжают драться. Как Вы отреагируете в данной ситуации и почему? - В Вашем классе два лидера – положительный и отрицательный. Большинство обучающихся являются ведомыми в группе отрицательного лидера. Как Вы отреагируете в данной ситуации и почему? Теоретически охарактеризуйте вопрос о методах воспитания. Методические рекомендации При решении ситуаций сначала определитесь с выбором метода(ов) воспитания; затем конкретизируйте его в соответствии с ситуациями: как поступите, что сделаете, что скажите, какие конкретные приемы будете применять и т.д. Аннотация теоретической части задания Сущность методов воспитания. Классификации методов воспитания (по характеру воздействия на личность воспитанника, по источнику воздействия, по результатам воздействия, по направленности, бинарные методы. Классификация Т.А. Ильиной: методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа, метод примера; методы организации деятельности: приучение, упражнение, поручение; методы стимулирования: поощрение, наказание. Авторский метод А.С.Макаренко - метод взрыва. Педагогические приемы воспитания: диалогические, манипулятивные, императивные. Выбор методов и приемов воспитания.
  ОК-5 ОПК-6 ОПК-8 ПКПП-4 ПКПП-5 ПКПП-13 Разработайте план педагогического просвещения родителей в 5 классе в рамках классного руководства. Теоретически охарактеризуйте вопрос о взаимодействии школы и семьи в воспитании детей. Методические рекомендации При составлении плана педагогического просвещения родителей в рамках классного руководства воспользуйтесь табличной формой, предложенной ниже.
№ п/п Название просветительского мероприятия Форма организации Цель мероприятия Адресат Сроки Ответственные
             
             

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал