Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 10. Футуризм. Теоретические искания и эксперименты. Программные сборники.
Футаризм (от лат. futurum — будущее) — одно основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в. Наибольшее развитие получил в Италии и России. В отличие от кубизма, получившего теоретическое оформление после ряда живописно-практических экспериментов, футуризм с присущей ему экзальтацией прямо начинает с деклараций и манифестов («Манифест футуризма» (1909 Ф. Маринетти). Если кубистов занимал прежде всего живописный метод, то футуризм являлся не только направлением изобразительного искусства, но и активным общественно-политическим течением; агрессивность футуристов — это анархический бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в их разрушении. Жизненное поведение футуристов основывается на сознательном эпатаже обывателя, поскольку футуризм как любое авангардистское художественное явление не может существовать в атмосфере равнодушия, без ругани, свиста, литературного скандала, агрессивного неприятия читателем. У футуристов складывается целый репертуар эпатирования (название картины «Чукурюк»; подвешенный к потолку рояль на концертах, вызывающая одежда — желтая кофта и носок вместо галстука у В. Маяковского, диванная подушка на шнуре, висящая на шее у А. Крученых и т. д.). Основная черта футуризма — проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики; стремление создать новое искусство, устремленное в будущее: «Прошлое тесно. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности. Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми...» (из манифеста «Пощечина общественному вкусу»). Для футуристов характерно преклонение перед современной урбанистической цивилизацией с ее динамикой, скоростью. Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, вносимое художником в материю путем синтеза времени, места, формы, цвета и тона. Для воплощения этого синтеза в художественной практике футуристы применяли прием дивизионизма — в пространство вводится ощущение движения путем умножения ритмов; движение передается повторением деталей предмета. Датой рождения футуризма в России стал 1910 год, когда появился сборник «Садок судей», созданный Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и В. Каменским. При своем рождении российское футуристическое движение было лишено объединяющего центра и выступало в четырех разнородных и непримиримых группах: 1) петербургские эгофутуристы, объединившиеся вокруг издательства «Петербургский глашатай» - «Ассоциация эгофутуристов», в ряде творческих установок близкие акмеистам (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов); 2) московские эгофутуристы, называвшие себя «Мезонин поэзии» — по имени издательства (В. Шершеневич, Хрисанф, К. Большаков, Р. Ивнев, Б. Лавренев и др.); 3) московская группа «Центрифуга» - литературная группа, возникшая в Москве в 1913г. (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, И. Аксенов); 4) наиболее влиятельная, активная, плодотворная и близкая к собственно футуризму группа «Гилея» (кубофутуристы), названная по древнему имени земли в Таврической губернии, где любили бывать вошедшие сюда поэты (А. Крученых, братья Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Б. Лившиц, Е. Гуро). С итальянским футуризмом у русских «будетлян» (от слова «будет») общего было мало. Кубофутуристы выпустили с 1910 по 1916 год ряд поэтических сборников (два выпуска «Садка судей», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Требник троих», «Рыкающий Парнас», «Весеннее контрагентство муз», «Слово как таковое», «Изборник» и др.), в которых их теоретические принципы нашли свое практическое выражение. К принципам относятся: 1) обращенность к грядущему (отсюда общее название «футуристы» — от лат. «бущее»), обостренное ощущение предстоящего «мирового переворота»; 2) утверждение неизбежного «краха старья», отвержение традиционной культуры, литературной преемственности (призыв сбросить классиков «с Парохода Современности»); 3) прославление «нового человечества»; 4) интерес к жизни современного города, урбанизм; 5) внимание к еще не освоенной реальности, отражение безобразного, антиэстетизм; 6) ориентация на живопись и графику (многие футуристы сами увлекались живописью и дружили с художниками Н. Гончаровой, М. Ларионовым, А. Лентуловым, К. Малевичем, В. Кандинским); 7) бунтарский вызов буржуазному миру и связанный с этим эпатаж обывателя в творчестве и поведении; 8) смешение различных жанров литературы и других искусств, соединение текста с документальным материалом во имя «изобретения» новых форм; 9) отождествление поэтического слова с вещью, переоформление его, «речетворчество», создание нового, в том числе заумного языка («грядущий мировой язык в зародыше»); 10) освоение новых принципов стихосложения; 11) введение «телеграфного» синтаксиса, новой графики и звукописи.
Вопрос №11. Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Образы поэта и поэзии для Маяковского — центральные. Ведь они напрямую выражали его отношение к миру и жизни, отвечали на вопросы «Кто я?» и «В чем мое предназначение?». Первейшим условием, необходимым для начала поэтической работы, Маяковский (в статье 1926 года «Как делать стихи») называет «наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ». Высоту истинной поэзии, по его мнению, может обеспечить только ее включенность в преобразование мира. Маяковский создавал «слышимое слово»: оно должно было звучать на митинге, в аудитории, по радио. Эта установка на «разговор» подчеркивается даже названием ряда произведений поэта: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Разговор на Одесском рейде двух десантных судов...», «Разговор с товарищем Лениным». Стремлением усилить смысловую значимость слова объясняется и построение стиха Маяковского «лесенкой», она же влияет и на ритм стиха. О смысловой роли «лесенки» сам поэт писал: «Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение». Для Маяковского «слово — полководец человечьей силы», сама поэзия — орудие борьбы, «песня и стих — это бомба и знамя». Он подчеркивает: не только бомба, взрывающая мир насилия, но и знамя, зовущее вперед, к победе! Неоднократно в течение всей своей поэтической деятельности Маяковский сравнивает поэзию с оружием, а к двадцатилетнему юбилею своей деятельности, к выставке своих произведений, во вступлении к поэме «Во весь голос» говорит: Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти,, и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Однако поэзия — не только оружие: она устремлена в будущее, она — «вся! — езда в незнаемое», к которому стремится человечество, она — труд, родственный любому виду труда: Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Эстетские представления о поэзии как интуитивном самовыражении яростно сокрушаются при этом, заменяясь ассоциациями с упорным чернорабочим трудом («в грамм добыча, в год труды»), с производственным процессом. «Поэзия — одно из труднейших производств», — пишет поэт. Вместе с поднимающейся страной Маяковский строил и свою поэзию, открывая прекрасное в повседневном материале эпохи. Самого себя он ощущал «заводом, вырабатывающим счастье». Маяковский-цоэт — «народа водитель и одновременно народный слуга». Нет, пожалуй, ни одного крупного поэта, который бы не писал, о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями — все равно. Маяковскому приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды в постоянной борьбе с литературными оппонентами. В «Приказе № 2 армии искусств» (1921) поэт призывает своих собратьев по перу дать «новое искусство — такое, чтоб выволочь республику из грязи». В статье «Как делать стихи» Владимир Владимирович писал о том, что только разница в качестве отделки стиха и создает разницу между поэтами. Он высмеивает Уткина и Жарова за небрежность в стиле, хотя с самими поэтами был связан теплыми товарищескими отношениями. В его стихах подчеркивается, что слова поэта «приводят в движение тысячи лет миллионов сердца», быть может, поэтому с таким трудом добывается «драгоценное слово из артезианских людских глубин». Борьба за воспитательное воздействие поэзии, которым так дорожил Маяковский, была для него еще и борьбой за качество поэзии, ведь «рифма поэта — ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Маяковский считал, что поэт — всегда провидец. Он должен не только правдиво показывать сегодняшний день, но и заглядывать в завтра, указывать путь движения вперед. В стихотворении «Вёрлен и Сезанн» он писал: У нас поэт событья берет — спишет вчерашний гул, а надо рваться - в завтра, вперед, чтоб брюки трещали в шагу! Маяковский мечтает, чтоб было «больше поэтов хороших и разных», зовет их «без завистей и без фамилий класть в коммунову стройку слова-кирпичи». Высмеивая тех, кто «тинтидликал мандолиной, дундудел виолончелью», Маяковский считал, что труд поэта лишь тогда необходим, когда он нужен, полезен народу. Эту идею он выразил в стихотворении «Птичка божия»: В наше время тот — поэт, тот — писатель, кто полезен. Быть полезным поэтом в понимании Маяковского означало не только находить новое в жизни, но и помогать стихом победе этого нового, бороться со всем тем, что мешает утверждению нового. Таким образом, Маяковский, «меряя по коммуне стихов сорта», утверждал, что место поэта — в одном ряду со строителями новой жизни, а назначение поэзии — «помощь словом». «Нам слово нужно для жизни, — писал он в статье «Вез белых флагов». — Мы.не признаем бесполезного искусства. Каждый же период жизни имеет свою словесную формулу. Борьба наша за новые слова для 'России вызвана жизнью». -Маяковский стал выдающимся новатором поэтической формы. Новаторство Маяковского неотделимо от его представления о роли поэта в обществе. Его новаторство в форме определялось стремлением поэта передать средствами стиха сложный, многообразный мир. Маяковский стремился расширить границы поэтической лексики, внести в нее говор толпы, масс, поднявшихся к активной революционной деятельности. В стихах Маяковского мы слышим голос класса. Озвучить власть, сделать так, чтобы власть заговорила голосом поэта, — в этом увидел свою жизненную и поэтическую задачу Маяковский.
Вопрос 18. Проза А.И.КУПРИНА. Повести «Олеся», «Гранатовый браслет». Проблематика, система образов, композиция.
Отражение идеи «естественного человека в повести «ОЛЕСЯ» Повесть «Олеся» (1898) должна была явиться одним из произведений полесского цикла, но в ходе работы произведение как бы переросло первоначальный замысел. По своей идейной насыщенности, по глубине образов, по своей поэтической настроенности оно уже не укладывалось в рамки рассказов о живописном уголке России. Во втором и окончательном варианте (впоследствии Куприн сделал только небольшую лексическую правку) повесть начинается с описания жизни ее героя, очутившегося волей судьбы в глухой деревушке на окраине Полесья. Ни в одном из произведений Куприна, посвященных любви, не показано так вдохновенно, с такой целомудренной нежностью слияние двух сердец. Повесть Куприна «Олеся», несмотря на ее трагический финал, представляет собой поэму о высоком счастье взаимной любви. Яркое и необычайное событие в жизни героя повести подготавливается постепенно. Непосредственно перед тем, как в повести начинает звучать ее главная тема, писатель воссоздает атмосферу тоски и грусти, которыми охвачен герой, атмосферу, как бы наполненную смутным ожиданием чего-то исключительного. Все дальнейшие сцены, которые предшествуют встрече героя с «колдуньей», служат подготовкой к этой встрече. Интерес героя к «колдуньям» все более обостряется. Ведь он считает себя писателем и поехал на Волынь в надежде собрать «множество поэтических легенд, преданий и песен». И вот он наконец соприкоснулся с тем, о чем мечтал. Ярмола, против обыкновения, довольно охотно рассказывает ему, как и за что перебродские крестьяне изгнали «ведьмаку» из села. Пока интерес героя к «колдунье» вызван лишь возможностью ознакомиться с легендой, возникшей вокруг нее, познакомиться с тем, как она «ворожит», услышать ее рассказы. Пока «колдунья» — это старуха Мануйлиха. Ярмола лишь вскользь упоминает, что когда Мануйлиху изгнали из села, то с ней была девочка: дочка или внучка. Центральный образ повести — образ Олеси — пока еще в тумане. Куприн не хочет предварять развитие событий, он лишь внушает мысль, что вскоре должно что-то произойти. Для чего же все это понадобилось Куприну? Внезапное появление девушки необычайной красоты дает писателю возможность устами его героя более ярко и взволнованно описать ее оригинальную прелесть. Но основная причина того, что о «лесной» девушке ничего не известно на первых страницах повести, вплоть до ее встречи с героем, заключается в другом. Писатель хочет всячески «отделить» Олесю от внешнего мира, показать ее в естественной для нее обстановке прекрасной и могучей природы. Образ Олеси, поэзия ее любви, окрашенные в пантеистические тона, отражают эстетическое отношение писателя к действительности. Подлинно прекрасное может торжествовать лишь в дали от мира, где царит лицемерие. Естественно, что в этом произведении природе отводится исключительная роль. Уже в третьей главе, описывающей охоту, художник рисует зимний лесной пейзаж. Этот пейзаж способствует возникновению нового состояния духа, предвещающего то огромное чувство, которое ждет героя. Мануйлиха и ее внучка не уроженцы Полесья, они пришлые, с севера, где, как отмечает писатель, народная речь пестрит хлесткими словами, прибаутками и поговорками. Поэтому речь Мануйлихи богата своеобразными оборотами Люди уже причинили много зла старой Мануйлихе. Они прогнали ее с ребенком из села, они обрекли ее на одиночество, они продолжают преследовать ее. Старуха страшится и ненавидит их, но пуще всего она боится за свою внучку, которая выросла на лоне природы, не знает людей и может стать жертвой их злобы. Беспокойство старухи как бы предвещает трагический исход лесной сказки. В красоте Олеси, в гордой силе, исходящей от нее, писатель воплощает красоту и гордую силу природы, которая как бы сформировала человека по своему подобию. «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». В этой девушке есть наивность «естественного человека», сложившегося вдали от буржуазной цивилизации. Свойственна Олесе и та изменчивость настроения, которой подвержен человек, окруженный природой, то ласковой, то суровой. Вообще природа с ее красотой и очарованием, с ее властным и просветляющим воздействием на душу человеческую занимает исключительно важное место в повести, определяет весь ее колорит. Первое свидание героя и Олеси состоялось зимой, а последующие происходят весной. За время разлуки созрели чувства в душе двух людей, ощутивших живую симпатию друг к другу при первой встрече. И когда начинается пробуждение природы, вся радостная и торопливая тревога ожившего леса вызывает в душе героя смутные предчувствия, томительные ожидания. Могучий порыв весны овладевает героем так властно потому, что и образ девушки, теперь уже постоянно возникающий перед ним, неотделим от природы: Вдали от буржуазной среды с ее условностями, мелочной суетой, ее цинизмом и лицемерием герой повести всецело отдается чудесному, так освежающему душу сближению с природой. Драматическое развитие отношений между героем и героиней как бы подталкивается внешними обстоятельствами. Старая Мануйлиха и ее внучка сторонятся людей, но не могут не соприкасаться с враждебным миром. Людская ненависть взрывает их одиночество, покушается на них. В этом гонении единодушны и власти в лице местного урядника и невежественные, суеверные крестьяне. Приход в лесную избушку урядника Евпсихия Африкановича, дающего женщинам двадцать четыре часа на выселение, посещение им героя повести, наконец, вспышка вражды перебродских крестьянок к Олесе, преодолевшей свою боязнь и пришедшей в церковь, — все это определяет движение сюжета. Меняется отношение Олеси к герою повести. Доверчивая ласковость,
|