Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О творчестве И. А. Ефремова⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Весной 1944 года внимание читателей привлекли произведения неизвестного ранее писателя Ефремова. Все в них было необычно: и странные, экзотические названия — “Катти Сарк”, “Встреча над Тускаророй”, “Озеро горных духов” — и удивительные приключения героев. Один за другим “рассказы о необыкновенном” обошли страницы журналов. Вскоре стали появляться и первые сборники произведений Ефремова. Вслед за тем было опубликовано еще несколько рассказов — “Белый рог”, “Алмазная труба”, “Бухта радужных струй”. В 1947 году вышла повесть “Звездные корабли”, в 1949 году — “На краю Ойкумены”, затем, в 1953 году, “Путешествие Баурджеда”. Так пришел в художественную литературу и быстро завоевал популярность новый советский писатель Иван Антонович Ефремов. Читатели полюбили героев Ефремова с их необычными судьбами и приключениями. Но немногим было известно, что по богатству событий жизненный путь автора не уступит содержанию его произведений. *** Иван Антонович Ефремов родился в 1907 году. Свои первые рассказы он написал уже в зрелом возрасте, будучи известным ученым. Однако в своей жизни Ефремов занимался не только наукой и литературой. Тринадцати лет, воспитанником военно-автомобильного отряда, он участвовал в гражданской войне. Потом учился, работал помощником шофера, окончил мореходную школу и плавал в Тихом океане и Каспийском море. Он долго колебался, кем стать: моряком или естествоиспытателем. Науку Ефремов выбрал под стать своему беспокойному характеру — он стал палеонтологом, “охотником за ископаемыми”. В поисках остатков древних животных он. взбирался по канату на горные кручи, проникал в гипсовые пещеры, спускался в заброшенные шахты и рудники, преодолевал сыпучие пески и вечную мерзлоту. В годы первых пятилеток, когда возникла необходимость разведки новых месторождений полезных ископаемых, Ефремов стал геологом и провел ряд изысканий, а затем вернулся к палеонтологическим исследованиям. Устанавливая закономерности сохранения и расположения в слоях земной коры остатков древних животных, Ефремов создал новую отрасль палеонтологии — так называемую тафономию, с помощью которой палеонтологи смогли точнее определить условия существования животного мира прежних эпох, а геологи получили еще одну возможность проверять свои предположения о возможных месторождениях ископаемых. В 1946 году И.А.Ефремов возглавил Монгольскую палеонтологическую экспедицию Академии наук СССР. Недавно законченная им книга “Дорога ветров” написана на материалах этой экспедиции. *** Научная деятельность И.А.Ефремова оказала значительное влияние на его художественное творчество. Ефремов и в литературе постоянно ищет собственных путей. Его произведения привлекают разнообразием тематики, занимательностью и научностью поставленных проблем, смелым столкновением материала из разных отраслей знания и неожиданным решением острых конфликтов. Напряженный приключенческий сюжет требует от героев мужества и решительности. Повести и рассказы Ефремова до краев наполнены борьбой, и то, что эта борьба ведется всегда во имя человека, ради его лучшего будущего, делает творчество писателя жизнерадостным и оптимистическим. Яркие описания природы, уступающей свои тайны только смелым и находчивым людям, красочные народные сказания, связанные с необычными явлениями окружающей действительности, неожиданные гипотезы, говорящие о безграничных возможностях человеческого ума, — все это усиливает гуманистическое звучание его произведений, способствует созданию в них романтически приподнятого настроения. Важнейшая тема, которая определяет содержание большинства произведений Ефремова, — борьба за знания. Кем бы ни были его герои — геологами, моряками, древними путешественниками или современными учеными, — они всегда стремятся пополнить сокровищницу культуры и науки. Улучшать условия жизни, совершенствовать устройство общества невозможно без непрестанного накопления людьми знаний о себе самих и об окружающей их природе. Отсюда главная, можно сказать — заветная мысль писателя, вытекающая из самого сюжета его произведений: человеческие знания, накопленные вековым опытом и научными исследованиями, могут и должны быть поставлены на службу человеку. Эта мысль воплощена, в частности, в повести “На краю Ойкумены”, построенной на материале истории древнего мира, главным образом — древнего Египта. Хотя древнее египетское государство не раз уже привлекало внимание писателей, Ефремов находит свои пути изображения особенностей жизни и богатой культуры этой страны. В событиях далекого прошлого он отыскивает черты, волнующие людей нашего времени. Сдержанный тон повествования, суровые краски пейзажей, лаконичный, слегка архаизованный язык и включенные в текст отрывки из подлинных египетских документов как бы подчеркивают остроту борьбы, разгоревшейся во времена Древнего царства вокруг географических открытий Баурджеда. В образах фараона Хафра и жрецов писатель показывает враждебное отношение к науке со стороны тех, кто не заинтересован в изменении условий существования народа. Фараон и жрецы всеми силами пытаются скрыть результаты экспедиции Баурджеда. Одни, как жрецы бога Ра и сам фараон, опасаются, что новые знания усилят в народе вольнолюбивые настроения. Другие, как Мен Кау Тот, надеются с помощью тайно накопленных знаний, улучив момент, одолеть соперников, стоящих у власти. Как велика сила знаний, мы видим на примере главных героев повести — Баурджеда и его кормчего. В страхе Баурджеда перед предстоящим путешествием чувствуется, насколько чужда наука этому приближенному фараона. Но, путешественник поневоле, Баурджед преображается под воздействием полученных знаний. И чем шире становится его кругозор, тем сильнее разгорается борьба в его душе, привычные представления о мире рушатся благодаря приобретенному опыту. Баурджед-рабовладелец невольно проникается уважением и состраданием к своим спутникам-рабам; побывав в других странах, он начинает сомневаться в превосходстве египтян над остальными народами. Баурджед-царедворец перестает верить в божественность фараона, в справедливость традиционных установлений. Трагична судьба Баурджеда. Новое отношение к порядкам на родине не позволяет ему занять прежнее почетное место в окружении фараона, а сохранившиеся в его сознании кастовые предрассудки мешают применить полученные знания с пользой для народа. В отличие от Баурджеда, его кормчий Уахенеб с самого начала не испытывает страха перед путешествием и отправляется в неведомые страны с заранее намеченной целью: найти счастливый Пунт. Убедившись, что и Пунт не является благословенной страной, осознав несбыточность мечтаний о счастье за пределами родины, Уахенеб ищет иных путей и в конце концов находит их, став во главе восстания каменотесов. Ощущение актуальности содержания особенно усиливается при чтении второй части повести, благодаря характерной для Ефремова завязке, которая создает как бы два плана. Приключения юноши Пандиона захватывают и увлекают и потому, что нам всегда близки и дороги описания борьбы за свободу, когда бы и кем бы она ни велась, и потому, что история юного художника объясняет происхождение памятника древнегреческого искусства — геммы с необычным, загадочным сюжетом. Жадный интерес Пандиона-художника к богатой и яркой культуре древнего Египта вступает в противоречие со стремлением Пандиона-раба вырваться из страны, ставшей для него тюрьмой. Драматическая эпопея борьбы Пандиона за свободу напоминает о том, какой тяжелой ценой, какими нечеловеческими страданиями рабов были оплачены великолепные образцы древнеегипетского искусства. В то же время путешествия и приключения Пандиона позволяют автору показать, как в мучительно трудном и радостном процессе познания рождаются у юного художника новые для него идеи человечности, крепнет его любовь к далекой, свободной родине, растет уважение к другим народам. Обширные знания, приобретенные Пандионом во время его скитаний по Африке, повлекли за собой вместе с новыми идеями и рост его мастерства как художника. Созданная им гемма донесла до нас благородную мысль о дружбе и братстве людей разных народов. Повесть “На краю Ойкумены” заставляет читателей подумать о том, что гуманистическая идея, способная пройти сквозь века и тысячелетия, делает настоящее искусство бессмертным. Своеобразие исторических повестей достигается характерным для произведений Ефремова прихотливым сочетанием научных данных и художественного вымысла. Опираясь на конкретные исторические сведения из истории древнего мира, писатель в то же время дает простор своей богатейшей фантазии и рисует волнующие реалистические картины жизни далекого прошлого с его жестокой деспотией, страданиями народа, восстаниями, потрясающими рабовладельческий строй, и вечно живущей в сердце человека жаждой справедливости, счастья и знаний. *** Гуманистическая тема акцентируется и в научно-фантастических произведениях, составляющих основную часть творчества Ефремова. Им написано десять научно-фантастических рассказов и две повести. Их герои постоянно стремятся к новым открытиям, ради которых рискуют не только своей научной репутацией, но и жизнью. Но романтика научных исканий в творчестве Ефремова не исчерпывается изображением подвигов героев. Большая роль в создании романтической атмосферы принадлежит описаниям необыкновенных явлений, для объяснения которых писатель выдвигает смелые гипотезы, находит самые неожиданные решения. В рассказах “Алмазная труба” и “Голец Подлунный” на основании сходства геологического строения Восточной Сибири и Южной Африки выдвигается предположение о сходстве их минеральных богатств и родстве их древней фауны. На примере рассказа “Алмазная труба” можно видеть, как серьезно обоснованы фантастические идеи, выдвинутые писателем. Долгое время этот рассказ мог казаться чистой фантастикой. Но когда стало известно, что наши геологи действительно обнаружили в Восточной Сибири месторождение алмазов, предположение, казавшееся не более чем смелым вымыслом, получило реальное подтверждение. Научность фантастики подкрепляется еще и тем, что во многих случаях вымышленные открытия героев Ефремова, подобно реальным научным открытиям наших дней, рождаются в результате сопоставления данных, почерпнутых из разных отраслей знания. Мысль о возможности новых открытий на “стыках” различных наук воплощена и в самом значительном научно-фантастическом произведении писателя — повести “Звездные корабли”. Задачи, стоящие перед Ефремовым в этой повести, значительно сложнее, чем у его предшественников, которые также изображали столкновения человека с животными древних эпох. Научность фантастики Жюля Верна или В.А.Обручева не умалялась из-за предположения, что при особо благоприятных условиях древние животные могли сохраниться до наших дней. Такое допущение не противоречит основным законам естествознания и вполне уместно в научно-фантастических произведениях. Напротив, предположение о возможном существовании человека во времена мезозойской эры немедленно вступает в конфликт с основными законами науки, давно уже установившей, что человека на Земле тогда не было и быть не могло. Этот главный конфликт сразу же придает сюжету парадоксальность и остроту. Поэтому, хотя в “Звездных кораблях” почти нет никаких приключений, обычных для научно-фантастических повестей, произведение с первых же страниц захватывает и увлекает читателя. В ходе решения главного конфликта выдвигаются всё новые и новые гипотезы, рождаются всё новые и новые проблемы. Писателю удается показать тесную взаимосвязь этих проблем, сложность и многогранность исследовательской работы, внушить мысль о беспредельности научного прогресса. С каждой новой изобретательно выдвинутой гипотезой в повести появляются и новые внутренние конфликты. Научная фантастика обычно предполагает необыкновенные приключения героев. В “Звездных кораблях” приключения героев заменяются “приключениями мысли”. Напряженная работа мысли, диалектика умственного процесса придают этой повести внутреннюю динамичность и делают ее по-своему остросюжетным произведением. “Звездные корабли”, как и все творчество Ефремова, — взволнованный художественный рассказ о сущности и особенностях исследовательской работы. Это рассказ не столько о самих открытиях, сколько о том, как делаются открытия, как человек приходит от незнания к знанию. Художественные произведения Ефремова отразили одну из существенных черт нашего времени — большое влияние науки на практику современной жизни. Быстрота, с которой развиваются многие отрасли знания, накладывает глубокий отпечаток на все стороны нашей жизни. То, что вчера еще казалось далекой мечтой, сегодня уже достигнуто, завтра уйдет в прошлое. Поэтому такое важное значение приобретает умение человека заглянуть вперед, в будущее, его способность заранее определить наиболее вероятное направление исследовательской мысли. Если вся художественная литература основана в конечном счете на творческом воображении и творческой мечте, то перед научной фантастикой стоит особая задача: будить научную мечту, развивать способность научного предвидения. И чем выше будет уровень человеческих знаний, тем большие требования будут предъявляться к научно-фантастической литературе. Умение писателя облечь смелую научную мечту в яркие художественные образы — одна из привлекательных сторон творчества Ефремова, по праву занявшего одно из первых мест среди мастеров приключенческой и научно-фантастической литературы. М.Лазарев 1 Белая Стена (Мемфис) — столица Египта в древнем царстве. 2 Та-Кем — Черная Земля. В просторечии Кем или Кемт — “черная”. Так называли древние египтяне свою страну. 3 Великий Дом — иносказательное наименование царя (пер-о), откуда пошло древнееврейское “фараон”. 4 Локоть — основная древняя мера длины, равная приблизительно 0, 5 метра. 5 То есть девяти богов древнего Египта. 6 Имена детей не называли во избежание “сглаза”. 7 Имя фараона запрещалось называть по тем же соображениям. 8 Неджес — “маленький”; название свободного жителя Египта; роме — египтянин. 9 Так называлось у египтян Средиземное море. 10 Журавли приручались и разводились в Древнем Египте. 11 Пунт — легендарная страна, богатая золотом и благовониями, по представлениям египтян, находившаяся у истоков Нила, в Стране Духов — Та-Нутер. Позднее, когда египтяне стали плавать далеко на юг, страны, открытые ими на восточном побережье Африки, южнее Сомали, получили название Пунта. 12 Поля Иалу — в представлениях египтян о загробном мире соответствуют нашему раю. 13 Пять времен года — приблизительно полтора года. У египтян год делится на три времени. 14 Хнум — один из главных богов, изображавшийся с бараньей головой. 15 Начальник мастеров — титул главного жреца. 16 Мастер паруса— моряк, управлявший единственным парусом египетского корабля. 17 Не знающий вещей — египетский термин, означавший бедняков. 18 Лазурные Воды — Красное море. 19 Джедефра — фараон IV династии Древнего царства (2877–2869 гг. до н. э.). 20 Пшент — двойная корона египетского царя. 21 Фараон, кроме собственного имени, имел еще несколько так называемых тронных имен. 22 Священная высота — по-древнеегипетски “перема”; отсюда — пирамида. 23 Джосер — выдающийся фараон III династии (2980 г. до н. э.). 24 Хуфу, иначе Хеопс, — фараон IV династии (2900 г. до н. э.), строитель самой большой пирамиды. 25 Хасехемуи — последний фараон II династии, отец Джосера. 26 Снофру — фараон-завоеватель, последний в III династии (2980–2900 гг. до н. э.). 27 Страна Куш — часть Нубии, на юг от Египта, выше по Нилу. 28 Великий ясновидец — титул верховного жреца Ра. 29 Сепы — области или провинции. 30 Жизнь, здоровье, сила — обязательная приставка ко всякому упоминанию фараона. 31 Носатый — фамильярное название бога Тота, изображавшегося с головой ибиса. 32 Подлинный текст. 33 Ра — имя бога солнца; в Древнем царстве — верховное божество. Ра вступает (подразумевается — в западные края) — солнце садится. 34 Время жатвы, время наводнения, время посева — три основных времени года у египтян. 35 Подлинный текст. 36 В южных странах серп луны занимает горизонтальное положение. 37 Гор — верховное древнее божество, изображавшееся в виде сокола. Произошло от родового тотема древних царей. 38 Сикомора — фиговое дерево, смоковница. 39 Маат — “видящая”, богиня истины. 40 Хапи — так называли египтяне Нил. 41 Подлинная надпись в переводе академика Б.А.Тураева. 42 Голубой Нил. 43 Шумеро-вавилонская культура в Двуречье. 44 Критская культура на острове Крит. 45 Нармер, или Менес, иначе Аха (3400 г. до н. э.) — первый фараон, объединивший под своей властью обе страны — Верхний и Нижний Египет. Считается основателем династий фараонов. 46 Иаа — страна за Красным морем, часть Синайского полуострова. 47 Озера Змея — озера на Суэцком перешейке. 48 Вават и Иэртет — части современной Нубии на отрезке долины Нила между Ассуаном и Хартумом. Гавань Суу — ныне Коссейр на Красном море. Обычная древнеегипетская формула благополучия. Священные птицы Тота — ибисы. Первоначально раздельное существование Верхнего и Нижнего Египта очень долго отражалось в государственных названиях. Антилопы, журавли, гиены приручались в Древнем Египте. Отражение зла, отражение крокодила — ритуальные молитвы. Шмун — современный Эшмун. Нуб — золото по-древнеегипетски, современная Нубия. Пта — один из восьми главных богов Египта. Ху — сфинкс по-древнеегипетски. Перевод подлинного текста. Подлинный текст. Скаты-хвостоколы. Род тропических морских ежей (дионема). Медузы различных видов. Описываются коралловые рифы Красного моря. Упомянуты различные кораллы: мадрепоры, миллепоры, турбинарии разных видов. Актинии, или морские анемоны. Угреобразные хищные рыбы — мурены. Акулы. Мыс Рас-Хамра (см. лоцию Красного моря). Коралловый песок. Сальпы, гребневики, медузы. Исполинские тропические медузы до 11 метров в поперечнике. Скопления микроскопических водорослей, от которых Красное море и получило свое название. Древнеегипетское название колючих кустарников. Район мыса Тхерауба (см. лоцию Красного моря). Мангровые заросли. Горы Абиссинии. Апоп — олицетворение бури, мрака и ужаса в египетском пантеоне. То есть китов. Баб-эль-Мандебский пролив. Аденский залив, где гораздо прохладнее, чем в Красном море. То есть за южной границей Египта. Суда прошли восточную оконечность Сомалийского полуострова — мыс Гвардафуй. Сет, или Сетх, — бог подземного царства, владыка темных сил. Сохмет — богиня войны, голода и болезней в образе львицы. Подлинный текст. Фламинго — болотная птица с длинной шеей, длинными ногами и большим, круто загнутым вниз клювом, красивой розовой окраски. Озеро Виктория. Гора Килиманджаро. Дерево виддрингтония. Скопления атмосферного электричества, частые на высоких плоскогорьях Африки. Замбези. Степи Южной Африки. Денежная единица. Пляска Муу — ритуальный танец при погребении. Позади — то есть на севере; впереди — на юге. Так обозначали древние египтяне два основных направления. Подлинный текст. Джаму — добровольцы-воины из знатной молодежи и богачей. Подлинный текст. Подлинный текст. Берилл — минерал из группы алюмосиликатов. Твердость 7, 5–8. Разновидности, прозрачные и окрашенные в густой изумрудно-зеленый цвет, называются изумрудами и являются драгоценными камнями. Синевато-голубые разновидности называются аквамаринами, розовые — воробьевитами. Гемма — небольшое изображение, вырезанное на камне. Саблезубые тигры — вымершая группа крупных кошек. Жили в конце третичного и в четвертичном периоде (от 6 миллионов до 300 тысяч лет назад). Отличаются длинными (до 0, 3 метра) клыками верхней челюсти и связанной с их развитием способностью очень широко раскрывать пасть. Вероятно, охотились на самых крупных травоядных. 103 Ойкумена — населенная земля; по представлениям древних греков, окруженная кольцом пустынной, необитаемой суши, обтекаемой кругом океаном. 104 Энниада — южный угол Акарнании, страны на юго-западной оконечности Северной Греции. Речь идет о Древней Элладе до ее объединения и расцвета. 105 Гиперион, позднее Феб, — бог солнца у греков. 106 Аэды — народные певцы в древние времена истории Эллады. Позднее стали называться рапсодами. 107 Колесница Ночи — Большая Медведица. 108 Фратрия — объединение нескольких родов. Из фратрий состояло племя в древние времена, когда еще силен был родовой общественный уклад жизни. 109 Элида — область в северо-западной части Пелопоннесского полуострова. 110 Химатион — верхняя одежда эллинских женщин: прямоугольный кусок ткани в виде шали. Набрасывался через плечо, в плохую погоду надевался и на голову. 111 Хитон — длинная одежда без рукавов из тонкой ткани. Домашнее одеяние эллинских женщин. 112 Пандион подразумевает восточную часть Греции, где в доэллинское время, во второй половине II тысячелетия до нашей эры (1600–1200 гг.), был расцвет так называемой микенской культуры, непосредственно сменившей критскую. Эгейская, или критская, культура — еще не разгаданная культура доэллинского периода в Средиземноморье (в среднем II тысячелетие до нашей эры). 113 Микены, Тиринф, Орхомены — культурные центры Микенской эпохи. 114 Стадия — мера расстояния, приблизительно равная 180 метрам. 115 Город Кносс — центр эгейской (критской) культуры. 116 Жест просьбы в древней Элладе. 117 Айгюптос — греческое название Древнего Египта; произошло от искаженного египетского Хет-Ка Пта (Дворец Духа Пта) — другое название города Белой Стены (Мемфиса). 118 Темен — земельный надел крупного вождя. 119 Подразумевается Коринфский залив. 120 Область в восточной части Греции. 121 Тезей — герой эллинских мифов, отправившийся на Крит и там победивший в подземельях лабиринта чудовище Минотавра. Ежегодно красивейшие девушки и юноши обрекались в жертву чудовищу. Тезей избавил родную Аттику от кровавой дани царю Крита. 122 Геката (далеко разящая) — богиня луны и колдовства у эллинов. 123 Кария — страна на побережье западной оконечности Малоазиатского полуострова. 124 Измерением тени определяли время в Древней Элладе. 125 Так называемом “шиферном городе”, древнее название которого осталось неизвестным. 126 Тир — древняя столица Финикии, к югу от современного Бейрута, на юге нынешней Сирии. 127 Ворота Туманов — Гибралтарский пролив. 128 Туманное море — Атлантический океан. 129 У кораблей древних было два рулевых весла — по одному с каждой стороны кормы. 130 Афрос — пена по-древнегречески. 131 Туруша — этруск. 132 Кефти, или кефтиу, — по-египетски значит “позади”; название Крита и жившего на нем народа. 133 Ханебу — северяне. 134 Корона фараона двойная: красно-белого цвета — в знак власти над “обеими странами” — Верхним и Нижним Египтом. Красная корона — Нижнего Египта, белая — Верхнего. 135 Овальной рамкой окружались иероглифы, составлявшие имя фараона. 136 Стрела — Стрелец. Ранний заход этого созвездия означал конец зимних бурь. 137 Экуеша — собирательное название народов Эгейского моря. 138 Храм в Карнаке, близ современного Луксора. 139 Сфинксы. 140 Хатшепсут — царица XVIII династии (1500–1457 гг. до н. э.). 141 Знаменитый храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. 142 Храм Ментухотепа — фараона Среднего царства (Ментухотеп IV, фараон XI династии, около 2050 г. до н. э.). 143 Преимущественно разрушались храмы Среднего царства (2160–1580 гг. до н. э.) из-за обилия в них хорошо отделанного камня. 144 Древнее царство — с III по VIII династию (2980–2445 гг. до н. э.). 145 Новое царство — XVIII, XIX и XX династии (1580–1205 гг. до н. э.). 146 Ахетатон (ныне Тель-эль-Амарна) — столица фараона Эхнатона. 147 Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV, 1375–1358 гг. до н. э.), пытавшийся ввести в Египте новую религию с единым богом — солнечным диском Атоном. 148 Ка — по египетским верованиям, разумная душа. 149 Ба — телесная душа, призрак тела. 150 Черная бронза — особенно твердый сплав меди с редким металлом. Древние металлурги умели путем прибавления к бронзе цинка, кадмия и других металлов получать сплавы высокой твердости. 151 Аату — мятежники. 152 Врата Юга — города Неб и Севене (ныне Сиенна и Ассуан) на островах Элефантина и Филэ. 153 Хирхуф — начальник провинции Неб, путешественник в глубь Африки при VI династии (2625–2475 гг. до н. э.). 154 Подлинная надпись в переводе Голенищева. 155 Менхеперра — тронное имя Тутмоса III, фараона-завоевателя, крупного государственного деятеля (1501–1477 гг. до н. э.). 156 Зверь Сетха (окапи) — своеобразное жирафоподобное животное из древней, родоначальной для жирафов группы. Ныне уцелело только в дремучих лесах Конго; ранее водилось во всей Африке и было многочисленно в дельте Нила. Древние египтяне взяли с него образ своего грозного бога Сетха. Земляная свинья, по-египетски та-рири (трубкозуб), — своеобразное роющее африканское млекопитающее. 157 Усермар-Сотепенра — тронное имя Рамзеса II (1229–1225 гг. до н. э.), великого завоевателя. 158 Прирученные львы участвовали в сражениях Рамзеса II с хеттами. 159 Нефер-неферу — наилучший. 160 Хет! — Да будет! 161 Мирные негры — так назывались в Египте негры, служившие в войсках и полиции. 162 Страна Куш — область долины Нила и Нубии, между вторым и пятым порогами, включавшая древние страны Иам и Карой. Страна Иэртет располагалась ниже по течению от второго порога, страна Вават — между Вратами Юга и страной Иэртет. 163 Пещерный храм Рамзеса II в Ибсамбуле. 164 Сенусерт III, легендарный Сезострис (1887–1849 до н. э.), — фараон XII династии (2000–1788 гг. до н. э.), прославившийся огромными строительными работами. 165 Река Ароматов — Атбара, правый приток Нила. 166 Зонтичные акации, а также зонтичные формы мимоз. 167 Баобаб — специфическое дерево африканских саванн. 168 Орикс, или сернобык, — крупная антилопа, приручавшаяся в Древнем Египте. 169 Белый носорог был распространен в древние времена значительно больше на севере Судана. 170 Южный Рог — древнее название Гвинейского залива. 171 Подразумевается латерит — красная железистая почва, образующаяся в южных странах при выветривании изверженных пород. 172 Подразумевается сансеверия — оригинальное растение сухих латеритовых степей. 173 Подразумевается антилопа Уэллера (геренук) с длинной шеей, встающая на задние ноги, чтобы достать листья деревьев. 174 Колючие шишки травы асканита. 175 Африканские буйволы. 176 Канделябровый молочай, из группы молочайных, внешне похожий на кактус (характерное растение африканской пустыни). 177 Дерево из семейства стеркулиевых, дающее орехи кола, ныне известные во всем мире как великолепное тонизирующее средство. 178 Просо элевзина — африканское просо с шишками, усаженными множеством мелких черных зерен. 179 Подразумевается элелешо — душистое растение Судана, родственное нашему тархуну. 180 Тюльпанное дерево из семейства магнолиевых. 181 Слоновая трава — огромный злак, до 6 метров высоты. 182 Амбаг — очень легкий и толстый тростник, до 7 метров высоты. 183 Подразумеваются фламинго. 184 Две реки — Подразумеваются Бахр-эль-Араб и Бахр-эль-Газаль, в древности более многоводные, чем в настоящее время. 185 Павианы. 186 Пальмы дулеб. 187 Правая река ныне называется Шари. 188 Левая река ныне называется Убанги — главный приток Конго. 189 Лобелии. 190 Подразумевается бородавочник — дикая свинья с огромными клыками для вырывания корней. 191 Древовидные папортники циатея и тодеа высотой до 10 метров. 192 Деревья различных пород: железное дерево, фикус, желтое дерево, макаранга, полисциас и многие другие. 193 Дерево хайя, с мягкой древесиной. 194 Дерево благовоний. 195 Загородки из слоновых бивней встречались в верховьях Нила у шиллуков еще в середине XIX века. 196 Пресные моря — цепь Великих озер Восточной Африки. 197 Подразумеваются Кения и Килиманджаро — две высочайшие вершины Африки с вечными снегами и ледниками. 198 Плавающие селения встречаются в настоящее время на Великих озерах. Построены на больших плотах. 199 Замбези с ее знаменитым водопадом Виктория. 200 Степь голубых трав — южноафриканская степь. Южная Африка отличается особенной растительностью, в которой преобладает сизая, голубоватая и зеленовато-голубая окраска растений. 201 Деревья с зеркально блестящими листьями характерны для лесов Южной Африки. 202 Разные виды алоэ семейства лилейных, также драконовых деревьев. 203 Народы готтентотского типа в древние времена были распространены гораздо шире, чем теперь. Есть основания думать о их родстве с древними египтянами. 204 Алмаз. 205 Область мощных латеритовых отложений Западной Африки. 206 Кора дерева иохимба, из семейства мареновых, к которым относятся также хинное и кофейное деревья. 207 Масличная пальма. 208 Бананы. 209 Подбодряющие листья — листья стеркулиевых или табака и других растений, содержащих возбуждающие вещества. 210 Хариты, позднее Грации, — богини женского очарования и изящества у эллинов. Харит было три. 211 Черное дерево дают ядровые древесины различных видов африканских деревьев, главным образом семейства эбеновых; также дальбергия из семейства бобовых. 212 Остров Наксос — самый большой остров в группе Кикладских островов, на юге Эгейского моря. 213 Магеллановы облака, Большое и Малое, — крупные звездные скопления и туманности в небе Южного полушария. 214 Угольный мешок — черное скопление непрозрачного вещества в небе Южного полушария. 215 Подразумевается дерево комбрет. 216 Аид — подземное царство в представлении эллинов, куда попадают души усопших после смерти. 217 Большой Ливийский залив — залив Большой Сирт на северном побережье Африки, к западу от Египта. 218 Галактика — гигантская звездная система (иначе называемая Млечным Путем), в которой в качестве рядовой звезды находится и наше Солнце. Солнце описывает вокруг динамического центра Галактики гигантскую орбиту с периодом обращения примерно в 220 миллионов лет. 219 Световой год — единица расстояния в астрономии, равная количеству километров, пробегаемых лучом света в год (9, 46? 1012 км, то есть почти 1013 км). Ныне как единица расстояния в астрономии применяется парсек, равный 3, 26 светового года. 220 Вергилий — знаменитый римский поэт, автор “Энеиды”. Итальянский поэт Данте в своем произведении “Божественная комедия” изобразил Вергилия как своего проводника по загробному миру. 221 Космические лучи — необычайно жесткое излучение, падающее на Землю из мирового пространства, но задерживающееся верхними слоями атмосферы. Атомные процессы, при которых возникает столь мощное излучение, пока неизвестны. 222 Русские, что вы собираетесь делать? 223 Идти навстречу! 224 Правильно! На полной скорости! 225 Динозавры — большая группа вымерших ящеров, которая длительное время господствовала на Земле от 60 до 150 миллионов лет назад. 226 Ergo — следовательно (лат.). 227 Меловой период — последний период мезозойской эры, длившейся около 60 миллионов лет и окончившийся за 60 миллионов лет до настоящего времени. 228 Третичное время, или третичный период, — непосредственно следовавший за меловым период истории Земли, длившийся около 59 миллионов лет и окончившийся за миллион лет до нашего времени. 229 Время действия рассказа — 1946 год. 230 Альпийское горообразование — последний период горообразования в истории Земли, когда возникли высочайшие горные страны современности. 231 Цепная нейтронная реакция — лавинообразное нарастание процесса деления атомных ядер. 232 Эоловый — обязанный своим происхождением ветру, ветровому переносу. 233 Моноклон — однорогий представитель рогатых травоядных динозавров. 234 Карнозавр — хищный динозавр. 235 Цератопс — собирательное название рогатых травоядных динозавров. 236 Карапакс — верхний щит черепашьего панциря. Оглавление НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ Часть первая. ПУТЕШЕСТВИЕ БАУРДЖЕДА Глава первая. ЗАВЕЩАНИЕ ДЖОСЕРА Глава вторая. ПОДВОДНЫЕ САДЫ Глава третья. ВЕЛИКАЯ ДУГА Часть вторая. НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ ПРОЛОГ Глава первая. УЧЕНИК ХУДОЖНИКА Глава вторая. ПЕННАЯ СТРАНА Глава третья. РАБ ФАРАОНА Глава четвертая. БОРЬБА ЗА СВОБОДУ Глава пятая. ЗОЛОТАЯ СТЕПЬ Глава шестая. ТЕМНАЯ ДОРОГА Глава седьмая. СИЛА ЛЕСОВ Глава восьмая. СЫНЫ ВЕТРА ЗВЕЗДНЫЕ КОРАБЛИ Глава первая. У ПОРОГА ОТКРЫТИЯ Глава вторая. ЗВЕЗДНЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ Глава третья. ГЛАЗА РАЗУМА О ТВОРЧЕСТВЕ И.А.ЕФРЕМОВА
|