Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема Революции в Творчестве Блока № 29
Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета. Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета. Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово (недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе и искуству. Бабушка, мать Блока и её сёстры занимались художественными и научными переводами. Атмосфера царившая в семье Бекетовых, способствовала тому, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок закончил историко-философский факультет Петербургского университета , еще будучи студентом, он начал писать стихи. В памяти Блока сохранился характерный эпизод из студеньческих лет. Свои стихи, написанные по мотивам картин В.Васнецова, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала «Мир божий». «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии, - Он сказал: «Как вам не стыдно, молодой человек, когда в университете бог знает что творится!» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах». Блок прожил сложную жизнь, в сложное время. Россия на рубеже XIX-XX-веков. Жизнь быстро меняется и усложняется. Развитие промышленности и транспорта, средств связи, технический прогрес делают её интенсивной. Всё это сопровождается социальным кризисом, активными поисками в философии и религии. Навстречу новому веку в стране зарождается новое искуство, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный и плоский «реализм», прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять; «гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются . Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате «О причинах упадка и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового направления в литературе.Это, так называемые «старшие символисты». Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально Всматривались, во все новое, что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и Связывались с мистическим ожиданием, предзнаменованием чего-то нового, Необычного, глобально- значительного. Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге, другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”, в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена, философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского, поэзии Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение. Стихи юного А.Блока, еще нигде не печатались, и его мать пересылала их в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал Андрей Белый, живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге. В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно так, что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое значение.Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей молодой женой состоялась их личная встреча. Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка познокомившись со стихами А.Блока, приняли его к сердцу и посчитали своим. Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных его приверженцев. Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его Более увлекала карьера драматического артиста, он принял участие в нескольких любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения создавались попутно, как бы для себя, как средство самовыражения. Блок не торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник “Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не как начинающий, а как сложившийся поэт, которого стали сопостовлять с Фетом. Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским, Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой молодого в то время течения – символизма. Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего, что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и отличался единством темы и композиции, где каждое стихотворение развивало общую идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только календарно, но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном (чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции. Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами- предшественниками- с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева. Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность, напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников. Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма, овладевая техникой символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов. Подобное затемнение стиха требовала сама тема: расплывчатый миф о Таинственной, Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир. “Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических произведений Блока, которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника. Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной “Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать, что в ранних стихах поэта нет никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы. Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются в книге второй (стихи 1904-1908 гг.). Революция 1905 года пробудила в поэте сознание гражданской ответственности: покоя и счастья нет, когда мир делится на голодных и сытых. В творчество поэта врывается редкая у него открытая политическая лирика: «Сытые», «Митинг», «Вися над городом всемирным…», однако революцию Блок воспринял только эмоционально, жертвенно- как личную драму, прямого воспевания революции в стихах Блока нет. В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907). Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира», связанного с движением народа, социальных низов. В открывающем том програмном стихотворении та, что была прекрасной Дамой, «в поля отошла без возврата». Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов, изображающих город в традициях Некрасова, Гоголя, Достоевского, - во всей его фабрично- заводской и бытовой неприглядности. Постепенно из мистико- романтического трубадура Блок превращается в поэта, которому дороги судьбы России. Другая тема – природы, «пузырей земли» – своей материальной плоскостью также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме». Блок рассорился со своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым, усмотревшим здесь измену канонам символизма. Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку громкую известность. Здесь женщина - видение, воплощение идиала, но в отличие от Прекрасной Дамы, образ земной, земной, реальный и притом ресторанный, хотя и противопоставленный пошлости обыденной жизни. Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии психологической депрессии, причины которой социальные, заливает свое отчаяние алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен, соответствует мировосприятию и «бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника, отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося в пути, в скитаниях по бесприютной, бедной родной земле, которую он беззаветно любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только датой, но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве Блока огромная тема Родины. Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии Блока, здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы прежнего «декаденства», стихи отличаются совершенством формы, строгой простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история, выражает боль, за судьбу родины, ввергнутой в мировую войну. Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только лирики Блока, но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества. Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его творческогонаследия во всех жанрах. Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено, с надеждой на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе, он писал матери «То, что происходит, происходит в духе моей тревогои». Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии, раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской власти (1921г). К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно. В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение дневника, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность. В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение «Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с Западом, и статья «Интеллигенция и революция» Поэма «Двенадцать», вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее толкование как слева, так и справа. Сам Блок с некоторым запозданием предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революции не означала для поэта политической, агитационной направленности поэмы. В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции. Поэтическая идеализация большевистского переворота, если она в какой- то мере и присутствует в произведении, соединена Блоком с бескомпромисно- реалистическим изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из народных низов, выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего. С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (запись в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость восприятия революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа, появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости революции. Характерно, что не только писательская элитат в лице А.Ахматовой, Д.Мережсковского, З.Гиппиус, Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы Блока, но и сам революция, ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно, тем более, что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных органах левых эсеров, с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко временному аресту и допросу в ЧК. Блок поверил в очистительную силу революции, вообразил себе ее «музыкальный напор», услыхал «шум от падения старого мира», - «страшного мира» неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают, состояние близкое к помешательству, могут служить материалом для психопатолога. Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять, какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию революции. Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и других. Блок “принял “ идею революции, будучи не искушенным в реальной политике, повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось, что ожидаемая очищающая “стихия”, “музыка” революции, появление “человека артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок уповал на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением нравов. Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки. Все последующее время, до самой кончины – стало кресным путем для Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории, в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня 1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек 5 августа разрешение было получено, но затерялись анкеты, и нельзя было выписать заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”
|