Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биография. В. И. Лебедев родился 24 июля (5 августа) 1898 года в Москве в семье сапожника
В. И. Лебедев родился 24 июля (5 августа) 1898 года в Москве в семье сапожника. В 1919—1921 годах учился на историко-филологическом факультете МГУ. Одновременно работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА». Позднее работал в различных периодических изданиях, в 1922—1934 годах сотрудник и член редколлегии журнала «Крокодил», писал для эстрады и кино. Член СП СССР с 1934 года. Депутат ВС СССР с 1938 года. Во времяВеликой Отечественной войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты «Красный флот»; капитан первого ранга. [править]Творчество Печатался с 1916 года. В начале литературной деятельности писал в основном сатирические стихи, рассказы, фельетоны. С1918 года сотрудничал с газетами «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Красноармеец» позднее — в журнале «Крокодил» и др. Выходили отдельные сборники: «Развод» (1925 год а), «Чаинки в блюдце», (1925 год), «Со всех волостей» (1926), «Печальные улыбки» (1927), «Людишки и делишки», (1927 год) Писал также для эстрады (для театральных обозрений «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов) и кино — тексты песен к кинокомедиям Григория Александрова «Весёлые ребята» (1934 год), «Цирк», «Волга-Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и др. Многие из этих песен пользовались большой популярностью, а некоторые исполняются до сих пор. Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения»[2]: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», 1936 г.; музыка И. О. Дунаевского), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 г., музыка И. О. Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937 г.), песни «Жить стало лучше, жить стало веселей»:
Также автор слов «Гимна партии большевиков» (1939 г., музыка А. В. Александрова), в частности, со словами:
и «Священная война» (1941 г., музыка А. В. Александрова). В 30-е гг. создается жанр массовой песни. Вклад Суркова в песенную летопись нашего Отечества весом и значим. Особенно в том, что было им создано в песне с начала 30-х годов. Он и вошел-то в поэзию с книгой стихов «Запев». Характерная черта произведений, вошедших в этот и последующие его сборники – их песенный склад. Свою четвертую книгу, итожащую его творчество, поэт так и назвал – «Путь песни». Завершал довоенный этап активной работы Суркова в жанре песенной поэзии его «Песенник», изданный в 1938 году. В него вошло около 80 песен. Большинство из них ко времени опубликования уже положили на музыку композиторы Д. Васильев-Буглай, М. Коваль, Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Давиденко, З. Компанеец, Б. Шехтер, А. Александров, Л. Книппер, братья Дан. и Дм. Покрасс и др. Авторы музыки этих песен сочиняли их, как правило, на стихи, опубликованные Сурковым в газетах и журналах, и поэтому на одни и те же поэтические тексты нередко рождались несколько мелодических версий. О существовании многих из них поэт даже и не подозревал (например, «Весточка», «Походная», «Боевая краснофлотская» и др.). Народ отобрал, распел и подхватил лучшие из них, и они стали подлинно массовыми: «Конармейская» («По военной дороге») и «Терская походная» («То не тучи – грозовые облака») братьев Покрасс, «На просторах Родины чудесной» М. Блантера, «Три разведчика» («Не трава под ветром клонится») Л. Книппера. Как справедливо отмечал исследователь творчества поэта М. Пархоменко: «Секрет исключительной доходчивости песен Суркова – в их фабульности и драматизме. Почти каждая песня Суркова – это небольшой рассказ, повествование о событиях, исполненных движения, драматической напряженности и яркости чувств. Часто встречаются народная символика, родство образов с образами народных песен, свойственные народной песне композиционные приемы (например, зачин или запев, повторы) – все это тем более делает включение многих песен в народный песенный репертуар вполне закономерным». И Великую Отечественную войну Сурков начал с создания песни – «Песни смелых» с ее заклинательным рефреном: Смелого пуля боится, Это было создано по зову сердца. Под стихотворением стоит красноречивая дата – 22 июня 1941 года. Одновременно с песнями Сурков пишет и множество стихотворений. Быт военной жизни он отразил в сборниках: «Фронтовая тетрадь» (1941), «Декабрь под Москвой» (1942), «Дороги ведут на Запад» (1942), «Наступление» (1943), «Солдатское сердце» (1943), «Россия карающая» (1944), «Я пою победу» (1946). Сурков сумел проникновенно выразить общенародные чувства гнева, ненависти, горя, порыв к победе и солдатскую тоску по дому. Суровость тона, скупость красок сплавлены в стихотворениях этого периода с высоким лиризмом.
|