Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственная работоспособность и утомление в учебно-трудовой деятельности студента. Оздоровительно-профилактические мероприятия в повышении работоспособности организма.






Учеба студента - это характерный пример современного умствен­ного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоцио­нальной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение. Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в го­ловном мозге.

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности явля­ется снижение двигательной активности.

К факторам, определяющим умственную работоспособность сту­дентов можно отнести следующие:

- состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

- общая и специальная эрудиция;

- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

- уровень развития высших психических функций: внимания, памя­ти, мышления, скорости переработки информации;

- ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.

Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. Умственная работоспособность изменяется в тече­ние недели.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физиче­скими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повы­шения работоспособности и противодействуют преждевременному насту­плению утомления.

Утомление - это физиологическое состояние организма, прояв­ляющееся во временном снижении работоспособности в результате прове­денной работы.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и не­компенсированную (когда резервные возможности организма исчерпыва­ются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, мож­но отнести следующее.

- загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

- нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблю­дении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

- ощущение недостатка времени;

- торопливая еда;

- условия проживания и межличностные отношения;

- анатомо-физиологические особенности организма.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам. К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболоч­ки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нереши­тельность в действиях, повышенное дрожание конечностей и др.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптими­зации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулиро­вания;

- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате про­веденной работы в тканях и клетках организма;

- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и ды­хательные упражнения.

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в про­цессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и прово­дится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления. (потягивание, наклоны вперед, в стороны, приседания, махи)

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в те­чение 1-2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локально­го воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необхо­димости в активном отдыхе (до 5 раз и более).Примером физкультминутки для студентов может служить сле­дующий комплекс (В.Н. Носарь): 1-е упражнение - потягивание.2-е упражнение приседания, выпады или прыжки.3-е упражнение - на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряже­ния динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражне­ния, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, ин­дивидуально.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал