Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умственная работоспособность и утомление в учебно-трудовой деятельности студента. Оздоровительно-профилактические мероприятия в повышении работоспособности организма.
Учеба студента - это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение. Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в головном мозге. Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. К факторам, определяющим умственную работоспособность студентов можно отнести следующие: - состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности; - общая и специальная эрудиция; - личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость; - уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации; - ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности; - настроение, самочувствие, интерес к деятельности. Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. Умственная работоспособность изменяется в течение недели. Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повышения работоспособности и противодействуют преждевременному наступлению утомления. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности в результате проведенной работы. Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсированную (за счет подключения энергетических резервов организма) и некомпенсированную (когда резервные возможности организма исчерпываются и работа продолжается за счет силы воли). К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, можно отнести следующее. - загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления; - нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблюдении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности; - ощущение недостатка времени; - торопливая еда; - условия проживания и межличностные отношения; - анатомо-физиологические особенности организма. Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам. К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболочки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нерешительность в действиях, повышенное дрожание конечностей и др. Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления. Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов: - устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования; - выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма; - выведение продуктов распада из внутренней среды организма. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельности. Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплексы необходимо включать упражнения на все группы мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления. (потягивание, наклоны вперед, в стороны, приседания, махи) Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более).Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь): 1-е упражнение - потягивание.2-е упражнение приседания, выпады или прыжки.3-е упражнение - на координацию движений. Микропаузы активного отдыха являются самой короткой формой физической культуры в режиме учебного труда студентов, длительность, которой 20-30 секунд. В микропаузах используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, ходьба. Они применяются многократно, по мере необходимости, индивидуально.
|