Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности ведения переговоров в условиях существования в организации более одного профсоюза
Нет, не может. В соответствии с ч.4 ст.6 Закона “О коллективных договорах и соглашениях”, при наличии в организации нескольких профсоюзов, каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза.
Это вопрос, как и многие другие вопросы, возникающие в связи с ведением переговоров и заключением колдоговоров в условиях существования в организации более одного профсоюза, в законе не решен. На наш взгляд, такой профсоюз имеет право начать переговоры от имени той группы рабочих, которую он представляет. При этом выступить с инициативой проведения переговоров о заключении нового коллективного договора профсоюз вправе в течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора или в срок, в нем определенный. Если профсоюз считает необходимым внести изменения и дополнения в действующий коллективный договор с целью отражения в нем специфических интересов своих членов, то нужно иметь в виду следующее: согласно ст.15 Закона, изменения и дополнения в коллективный договор в течение срока его действия могут производиться только по взаимному согласию сторон (т.е. с участием и тех представителей работников, которые вели переговоры по его заключению, подписывали коллективный договор). Изменения и дополнения вносятся в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен, - в порядке, установленном законом для его заключения.
Каждый профсоюз, согласно закону, имеет право самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников (См.ч.4 ст.6 и ч.5 ст.12). Вместе с тем, закон ориентирует профсоюзы на создание объединенного представительного органа и совместное участие в переговорах, т.е. на реализацию своего права именно через объединенный орган и заключение единого коллективного договора. В соответствии со ст.12 Закона, если со стороны работников выступают одновременно несколько профсоюзов, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора. Участие в работе такого органа - наиболее предпочтительный, по нашему мнению, путь для профсоюзов, поскольку, провозглашая их право на самостоятельное ведение переговоров и заключение отдельного коллективного договора, закон не определил процедуры обсуждения и принятия таких коллективных договоров, т.е. механизма реализации данного права. В частности, из текста закона не ясно, должна ли в этих случаях применяться общая процедура обсуждения и утверждения проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива, раз не установлено какого-либо специального порядка. А применение общей процедуры может свести на нет все усилия профсоюза по защите специфических интересов членов.
Закон этот вопрос не решает. Формирование объединенного представительного органа следует, на наш взгляд, рассматривать как право, а не обязанность профсоюзов, поскольку закон не исключает возможность самостоятельного ведения переговоров каждым профсоюзом. Кроме того, не все профсоюзы могут выразить желание участвовать в переговорах и заключать коллективный договор. Вместе с тем, нужно учитывать, что создание объединенного представительного органа зачастую отвечает интересам самих профсоюзов, и не следует от этой возможности отказываться.
Если речь идет об объединенном представительном органе, то не определяет. Порядок формирования объединенного представительного органа, нормы представительства от каждого профсоюза должны устанавливаться по договоренности между ними. При этом может быть учтен опыт зарубежных стран. В законодательстве ряда стран содержатся, в частности, нормы о пропорциональном и равном представительстве в таком органе.
Это зависит от того, как были определены полномочия членов объединенного представительного органа при его формировании. Каждый профсоюз, входящий в состав объединенного представительного органа, представляет в нем интересы своих членов или тех работников, которые уполномочили его провести переговоры и заключить колдоговор от их имени. Объединенный представительный орган обычно ведет переговоры от имени всех работников предприятия.
Ответа на этот вопрос в законе нет. Перед началом переговоров профсоюзы, сформировавшие объединенный представительный орган, должны согласовать свои подходы и предложения, выработать общую позицию для ведения переговоров с работодателем. Объединенным органом может быть предложен общий, согласованный со всеми профсоюзами проект колдоговора в качестве основы для ведения переговоров.
Если сформирован объединенный представительный орган для ведения переговоров с работодателем и в нем возникли разногласия по поводу проекта коллективного договора и согласие не достигнуто, то в соответствии с ч.4 ст.12 Закона созывается общее собрание (конференция) трудового коллектива. Каждый профсоюз вправе представить собранию свой вариант проекта коллективного договора. Собрание (конференция) трудового коллектива выбирает наиболее приемлемый проект колдоговора и поручает профсоюзу, разработавшему выбранный проект, провести на его основе переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.
Решение считается принятым, когда достигнуто соглашение между представителями работников и представителями работодателей. Каждая из сторон единого представительного органа обладает одним голосом, поэтому если интересы работников представлены несколькими профсоюзами и между ними нет согласия, считается, что соглашение не достигнуто. Внутри одной стороны решение по спорным вопросам большинством голосов не должно приниматься. Такой принцип принятия решения обеспечивает равенство всех профсоюзов, закрепленное Конституцией Российской Федерации и подтвержденное Законом о профессиональных союзах. Это особенно важно для небольших по численности профсоюзов, поскольку представительство работников в коллективных переговорах определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюзов (статья 13 Закона о профессиональных союзах).
Прежде всего, у профсоюза есть возможность вынести этот вопрос на обсуждение общего собрания (конференции) трудового коллектива, где он может предложить свой вариант проекта коллективного договора и в случае, если коллектив выберет его вариант, провести переговоры на основе своего проекта. Далее, профсоюз может добиваться включения в единый коллективный договор приложения, которое бы учитывало и защищало специфические интересы представляемых им работников. Такое приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу. И, наконец, профсоюз вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников. Это самый сложный путь, поскольку, как уже говорилось выше, механизм реализации профсоюзом этого права закона не определен, и успех при выборе этого пути в значительной мере будет зависеть от силы и организованности профсоюза, его положения на предприятии.
Такой договор не является дополнением к действующему, а рассматривается в качестве самостоятельного договора и должен распространяться на тех работников, от имени которых профсоюз вел переговоры по заключению отдельного коллективного договора.
Нет, не может. Изменения и дополнения в коллективный договор в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон. Поскольку со стороны работников при заключении коллективного договора выступало несколько профсоюзов, изменения в него могут вноситься лишь с их согласия или при их участии.
|