Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соглашения ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Изменения и дополнения, внесенные в Закон о коллективных договорах и соглашениях, коснулись и видов соглашений. Появились новые виды соглашений и, кроме того, их наименование приведено в соответствии с содержанием регулируемых ими социально-трудовых отношений. По этой же причине из статьи 18 Закона исключены специальные соглашения, как не отражающие возникающие между его сторонами отношения. Перечень видов соглашений, изложенный в Законе о коллективных договорах и соглашениях в редакции от 24 ноября 1995 г., не носит исчерпывающего характера. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные. На федеральном уровне заключаются генеральное соглашение и профессиональное тарифное соглашение. Генеральное соглашение заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Генеральное соглашение определяет согласованную позицию сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики. Оно не оказывает заметного влияния на регулирование социально-трудовых отношений, поскольку его положения носят декларативный характер: они либо намечают перспективы решения вопроса, либо содержат общие рекомендации в адрес объединений профсоюзов и объединений работодателей. Такая характеристика свойственна и генеральному соглашению, заключенному на 1996-1997 годы (подписано 29 декабря 1995 г.). Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий. На уровне субъектов Российской Федерации заключаются региональные и территориальные соглашения. Из этих видов соглашений предпочтительнее территориальные соглашения, поскольку региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, территориальные - более конкретные положения: условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение может заключаться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Оно устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
На федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях вначале создается комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон, на равноправной основе, для ведения переговоров, состав которой со стороны работников определяется по согласию между всеми профсоюзами, представляющими интересы своих членов. Только в том случае, если по составу комиссии не достигнуто согласия, или сформированная комиссия не пришла в семидневный срок к соглашению, профсоюз вправе вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых им работников самостоятельно.
В буквальном смысле слова “противоречащие законодательству о труде” означают, что любые положения заключенного соглашения, не соответствующие закону, должны признаваться недействительными. Исходя из такого толкования, следует прийти к выводу, что если, например в отраслевое соглашение включено условие о дополнительном отпуске, не предусмотренное КЗоТ, то такое условие как противоречащее закону не должно применяться. Однако в действительности слова “противоречащие законодательству о труде” следует понимать иначе. Соответствующая формулировка содержится в главе IV “Соглашения”, на которую, как и на другие главы Закона, распространяются общие положения, изложенные в главе I. Статья 3 этой главы указывает, что условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, недействительны. Поэтому слова “противоречащие законодательству о труде” могут означать только одно - органы по труду выявляют условия соглашения, ухудшение положения работников по сравнению с законодательством. Если условие соглашения не ухудшает положение работников, то ни о каком противоречии законодательству о труде нельзя говорить. Все такие условия законны. Более того, содержание соглашения, в основном, сориентировано на дополнительные льготы и гарантии по сравнению с тем, что предусмотрено законодательством.
Вполне вероятна ситуация, при которой работники подпадают под действие нескольких соглашений: например, отраслевого тарифного соглашения и профессионального тарифного соглашения. В обоих соглашениях предусмотрен механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен и уровня инфляции, но для работников предпочтительнее регулирование их оплаты, предусмотренное профессиональным тарифным соглашением. В этом соглашении не только указано, что индексации подлежат минимальные тарифные ставки и другие выплаты, рассчитываемые из тарифных ставок, но и предусматривается порядок определения стоимости “потребительской корзины” для установления размера индексации в соотношении 1: 1. Закон дает право работникам использовать механизм регулирования оплаты труда, включенный в качестве условия профессионального тарифного соглашения. Статья 22 Закона о коллективных договорах и соглашениях в редакции от 24 ноября 1995 г. указывает, что в тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
Статья 22 Закона предусматривает условия, при которых заключенные на федеральном уровне отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные тарифные соглашения могут распространяться и на тех, кто не участвовал в их заключении. Такими условиями являются: 1) заключение отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, профессионального тарифного соглашения, в сферу действия которого включается не менее чем 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии; 2) согласие работодателя или соответствующего профсоюза присоединиться к нему. Если действие соглашения распространяется на работников, составляющих не менее 50% всех работающих в отрасли или по данной профессии, то Министр труда Российской Федерации вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. К сожалению, здесь допущена определенная некорректность по отношению к профсоюзам. Поскольку сторонами соглашения являются объединения профсоюза и объединения работодателей, соответствующее обращение следовало бы адресовать обеим сторонам, а не только работодателю. Закон согласием на присоединение к соглашению считает отсутствие возражений от работодателя или соответствующего профсоюза в течение 30 календарных дней с момента получения предложения о присоединении к соглашению. По окончании этого срока, если не было заявлено о несогласии присоединиться к соглашению, оно считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА “О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ”
|