Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различных социальных классов






Перед тем как обратиться к социальным факторам, которые те­стируют специфические качества индивидов и отбирают их для спе­циальных социальных и профессиональных групп, правильно будет несколько слов сказать об огромной роли, которую церковь, семья и школа играют в определении типических черт высших и низших слоев общества. Как было уже показано, эти средства тестируют главным образом биологические, умственные и моральные качества индивидов, релевантные для успешного выполнения многих социальных функций. Сейчас же мне хочется особо подчеркнуть, что характер этих селекционирующих средств и их стандарты желаемого и неже­лаемого, хорошего и плохого сильно влияют на тех, кто заполняет верхние и нижние ярусы общества. Эти средства суть социальные " сита", и от их природы зависит, какие " человеческие частицы" оста­нутся в верхних, а какие проскользнут в нижние слои. Чтобы проясяить все это, достаточно нескольких примеров.

Как мы видели, чтобы успешно выдержать тест в школе брахманов, ученику приходится продемонстрировать не только способность зазуб­рить веды, но и экстраординарные моральные и социальные качества: редкое терпение и самоконтроль, сверхъестественную силу управлять всеми биологическими импульсами, подчинять себе все соблазны, выно­сить все физические лишения, презирать житейские блага и комфорт, стремиться к истине, не бояться никаких земных азторигетов и тем более физических страданий и т. д. Только люди с чрезвычайной силой воли и духа могли выдержать такой тест. В результате высокопоставлен­ные группы брахманов состояли из тщательно отобранных людей, дале­ко превосходящих средний интеллектуальный и моральный уровень. Давайте возьмем китайскую школу. Здесь также уделяется много внима­ния моральным и социальным качествам, хотя и тестируются в основ­ном знания классики, изысканность стиля литературного сочинения и подобные вещи, имеющие малую практическую ценность и не дающие реального знания о природе причинных связей1.

1 Chen Huan Chang. The Economic... P. 718—725. 414

 

Отсюда чисто " литера­турный" характер китайского правящего класса, составленного из тех, кто успешно выдержал " литературный" тест; отсюда его непрагматич­ность и неспособность справляться со многими практическими делами. " Литературный" характер школы определил и " литературный и непрак­тический" характер правительства мандаринов, которое представляло собой правительство интеллигенции par excellence. " Каково решето, таковой будет и мука".

Далее возьмем средневековую церковь и школу. Люди с сильными физиологическими потребностями, особенно с гипертрофированным се­ксуальным влечением, люди с независимым мнением, с антидогматичес­ким складом ума и т. д., как правило, не могли пройти через это " аскетическое, догматическое и нетерпимое" сито. Такие люди обычно оставались внизу общества, или опускались по социальной лестнице, или же им приходилось искать другие каналы для своего продвижения в обществе.

Наконец, возьмем современную школу в западных странах. До недав­него времени ее тест был почти исключительно интеллектуальным плюс физическая подготовка. Современная школа не требует каких-либо экстра­ординарных моральных качеств или чего-то, даже отдаленно напомина­ющего требования школы брахманов. Если ученик не находится ниже усредненного морального уровня, он может успешно выдержать тест при условии, что он способный с точки зрения интеллектуального стандарта. Так как верхние слои общества пополняются за счет именно таких людей, то они, проявляя хорошие интеллектуальные способности, демонстрируют при этом заметную моральную слабость: жадность, коррупцию, демаго­гию, сексуальную распущенность, стремление к накопительству и матери­альным благам (часто за счет общественных и моральных ценностей), нечестность, цинизм и " плутократию". Таковы бросающиеся в глаза качества, которые в изобилии демонстрирует управленческая, интеллекту­альная и финансовая аристократия нашего времени. С другой стороны, естественным результатом такой организации школы является ее полная неспособность улучшить моральный дух населения в целом. За последние десятилетия число школ и выпускников начальных, средних школ и колле­джей увеличилось намного больше, чем выросло само население, но число преступлений увеличивается, а не уменьшается, причем доля " грамотных преступлений" заметно возрастает, а доля неграмотных — уменьшается1.

Все эти факты суть testimonium pauperitatis2* моральной несосто­ятельности школы в целом. Относительно низкий моральный уровень современных высших классов частично является результатом отмечен­ной выше организации школы. Эти примеры показывают, как сильно качества различных " аристократий" зависят от школьной организации, являющейся тестирующим и селекционирующим средством. От хара­ктера " сита" в значительной степени зависит как характер верхних, так и характер нижних этажей социального здания. Поэтому любому социальному реформатору следует обратить особое внимание на эти средства не только как на институты образования, но и в большей степени как на тестирующие и селекционирующие механизмы. Многие черты, малозначимые с " образовательной" точки зрения, могут ока­заться чрезвычайно весомыми с точки зрения их тестирующей и се­лекционирующей функции, и наоборот. Какими бы важными ни были черты, насаждаемые церковью, школой и семьей, не меньшую роль играют люди, которые продвигаются или сдерживаются ими. Селе­кционирующая роль социальных институтов, как великолепно показал В. Де Лапуж, возможно, даже более существенна для будущего страны,

1 Von Mayr G. Statistik und Gesellschaftslehre. Tubingen, 1917. Bd. 3. S. 677 IT.; Sutherland E. Criminology. P. 171 —174; De Lapouge V. Les Selections Sociales. Ch. 4; Parmelee M. Criminology. Ch. 8.

2 * свидетельство о бедности (лат.); признание слабости, несостоятельности в чем-либо.

 

чем их же, но " воспитывающая и образовательная" функция1 Однако кроме качественного аспекта этой проблемы есть еще и ко­личественная сторона.

1 Книга " Социальная селекция" В. Де Лапужа и поныне остается непревзой­денной с точки зрения блестящего анализа громадной роли социальной селекции в обществе. См.: De Lapouge V. Les Selections Sociales. P., 1896.

Количественный аспект проблемы заключается в том, каково число людей, которые проникли благодаря этим средствам в высшие слои общества. Я хочу особо подчеркнуть, что доля элиты в структуре всего населения — вещь отнюдь не маловажная. Верхние этажи социального здания должны быть пропорциональны его нижним этажам: они не должны быть ни слишком тяжелыми, ни слишком громоздкими, но если они таковыми становятся, то социальное здание неизбежно рушится. Вслед за Мальтусом мы привыкли говорить о перенаселении и недоста­точной населенности по отношению к социально-демографической нор­ме. Любопытно то, что мы никогда не говорим о перепроизводстве или недопроизводстве кандидатов в верхние слои общества. Очевидно, что ни одно государство не может процветать, если его верхние слои состав­ляют, скажем, 50% от всего состава населения. Очевидно также и то, что правительство страны с населением в 100 миллионов не может состоять из 50 управленцев; иначе они были бы всемогущими божествами, спо­собными самостоятельно выполнять все функции управления. А это значит, что для любого процветающего общества существует оптималь­ное соотношение верхних слоев по отношению ко всему населению, значительное отклонение от которого губительно для общества. Таким образом, потенциально существует возможность перепроизводства и не­допроизводства кандидатов в верхние социальные слои.

В зависимости от типа общества перенасыщенность верхних слоев может явиться или результатом непропорционального воспроизводства верхних слоев в неподвижном обществе, или результатом слишком слабых тестирующих социальных механизмов, которые позволяют чере­счур многим проникнуть в высшие классы. Недопроизводство может произойти вследствие слабодифференцированного воспроизводства верхних слоев или слишком тщательного отбора кандидатов. В резуль­тате только незначительное число людей может пройти отбор. Перепро­изводство элиты или ее недопроизводство можно рассчитать следу­ющим образом. На мгновение представим, что маленькое " общество" состоит из пяти субъектов и одного правителя. Далее предположим, что в каждом поколении каждой семьи выживает 5 детей, а правящая семья оставляет либо 7, либо 4 ребенка. Упрощая ситуацию, мы получили бы следующую картину внутри нескольких поколений:

 

Поколения Число Их процент в Число правителей. Процент правящего
  субъектов составе населе- оставивших 7 или класса в случаях
    ния в случаях 4 отпрысков 7 и 4 детей
    7 и 4 детей пра-    
    вящей семьи    
1-е   83.3 83.3     16.7 16.7
2-е              
3-е              
4-е              
5-е              
6-е   48.2 94.4     51.8 5.6

 

Такое сугубо гипотетическое вычисление показывает, сколь большая разница может получиться из небольшого отличия в " плодовитости" высших и низших классов и как легко может получиться или перепроиз­водство (51, 8%) или недопроизводство высших слоев.

Еще проще это происходит вследствие слишком тщательного или слишком свободного отбора кандидатов путем тестирующих и селекци­онирующих средств социального распределения индивидов.

Давайте посмотрим, к каким результатам может привести перепро­изводство, вызванное слишком мягким отбором или высокой плодови­тостью высших классов, которое легко может осуществиться в странах, где существует полигамия, как, например, в Турции. Все перепроизведен­ные члены будущей элиты не могут найти места в высших слоях. Между ними неизбежна острая борьба и соревнование за обладание высокими позициями. В иммобильных обществах это приводит к безжалостной борьбе многих кандидатов на одну и ту же позицию монарха и другие высокие посты. Вспомним, как сыновья одного правителя в династиях Османов, Меровингов, Константина Великого, Каролингов и многих других знатных семей периодически вероломно умерщвляли друг друга, отравляли или низвергали с престола, не говоря уж о смертельной вражде и междоусобных войнах. С этой точки зрения все это — лишь репрессивные меры для сокращения перепроизводства и установления необходимого равновесия сил. Описания подобных процессов запо­лняют все хроники западных и восточных стран. Если перенаселение обычно ведет к войне, то почему не допустить, что перепроизводство населения в высших слоях может привести к подобным последствиям. Вышеуказанные факты, как кажется, подтверждают нашу гипотезу. Несчетное число дворцовых переворотов, свержений и беспорядков возникли не без участия этого фактора. Несколько отличны по форме, но сходны по сути результаты перепроизводства элиты в мобильных обществах. В этом случае процесс происходит примерно так: пере­произведенная элита не может найти соответствующего ей высокого положения. По этой причине " неудачники" остаются неудовлетворен­ными и начинают организовывать свои собственные " возвышающие" организации. Так как эта организация не обладает привилегированным местом при существующем режиме, ей приходится быть критической, предприимчивой, оппозиционной, радикальной и революционно настро­енной. " Меркантильные амбиции" этих представителей элиты не удо­влетворяются при существующем порядке, и они ищут выхода в со­циальном переустройстве или революции. Дополнительным подтвер­ждением к вышесказанному может быть следующее. Те, кому удалось достичь высокого положения при существующем режиме, не могут по определению располагать ни должным престижем, ни реальной возможностью " утихомирить" оппозиционные силы, так как они до­стигли этого положения благодаря мягкому отбору и попросту ока­зались " счастливчиками", а вовсе не более способными, чем " неудач­ники", которым пришлось остаться на нижних слоях. Таким образом, перепроизводство элиты вследствие слишком легкого теста и действия тестирующих и селекционирующих средств приводит к социальной нестабильности, беспорядкам и революциям1.

1 Pearson К. The Function of Science in the Modern State. Cambridge, 1919. P. 9—12; Ammon O. Die Gesellschaftsordnung. Jena, 1900. S. 13—14.

 

Подобный результат достигается и по-иному, путем недопро­изводства элиты из-за низкой рождаемости среди высших слоев в иммобильных обществах или из-за слишком строгой системы отбора в обществах мобильных. В этом случае число представителей элиты может быть намного меньше, чем необходимо для заполнения всех высоких социальных позиций. Поэтому часть таких позиций приходится " отдавать" не прошедшим селекцию людям. Такое рас­пределение деформирует достоинства строгой селекции, которая, между прочим, может " воспротивиться" стремительному восхождению бо­льшого числа людей, не говоря уж об эзотеричности верхних слоав элиты. В этом случае начинает аккумулироваться неудовлетворенность в нижних слоях, и создается взрывоопасная ситуация, которой легко может воспользоваться оппозиционно настроенный лидер. Иными словами, такая система снова приводит к социальной нестабильности и беспорядкам. Если же, наоборот, несмотря на строгий отбор на уровне нижних слоев, не будет действенной элиты, то такая система приводит к неоспоримому превосходству строго отобранной элиты и, таким образом, к социальной стагнации, что не раз наблюдалось в истории Индии. Те же последствия наблюдаются и в том случае, если " социальные фильтры" дефективны, если наследственная аристократия вырождается или когда система" ' те­стирования совершенно случайная, а критерии селекции неадекватные. Если, например, таким критерием является цвет глаз, или изысканный литературный стиль, или наследственный статус отца без дальнейшей поправки на потенциальный талант сына и на то, какими, со­ответственно, наследственными качествами он обладает, то, очевидно, состав высших правительственных слоев, отобранный на такой основе, едва ли будет подходить для успешного выполнения функций упра­вления. В результате правительство, сложившееся таким путем, ока­жется несостоятельным. Внизу, на нижних этажах, будет много " врожденных" правителей, которые обязательно попытаются достичь положения, соответствующего их талантам. Поэтому социальная ста­бильность будет нарушаться и сверху — вследствие несостоятельности правительства, и снизу — вследствие " подрывной" деятельности низко стоящих правителей " по призванию". Общий итог все тот же: социальный беспорядок и нестабильность.

Несмотря на кажущийся догматизм этих рассуждений, их можно было бы подкрепить значительным числом исторических примеров. Сейчас же в качестве иллюстрации укажу на один современный казус.

Статистика выпускников колледжей в США дает следующий коэф­фициент мужчин-выпускников на 100000 мужчин в возрасте старше 20 лет в составе всего населения страны:

1880 г.—687 1890 г.—710 1900 г.—745 1910 г.—875 1920 г.—1137

С 1815 года было выдано 496618 дипломов, но более половины из них было выдано с 1900 года; из 358026 выпускников колледжей на 1 июня 1920 года больше половины получили свои дипломы после 1905 года1.

1 Shaw J. P. Statistics of College Graduates // Quarterly Publication of the American Statistical Association. Vol. 17. P. 337.

 

Факт ускорения выпуска дипломированных специалистов в США налицо. А это приводит к усилению конкуренции между ними и к труд­ностям в нахождении соответствующего диплому общественного поло­жения. Все большее и большее число людей вынуждено довольствовать­ся скромным положением, плохо оплачиваемым и не очень привлека­тельным. Будучи уверенными, что диплом даст им право на лучшее место, и лицезрея вокруг себя роскошь и процветание других людей безо всякого диплома, они не могут не думать, что страна, в которой они живут, — уродлива, и что она относится к ним несправедливо, и что все это — результат капиталистической эксплуатации и т. п.

Вывод: увеличивая скорость производства выпускников университе­тов, облегчая процесс окончания университета, воспевая большое значе­ние университетского образования, но обращая при этом малое внима­ние на нравственное образование, будучи неспособными обеспечить выпускников подходящими местами, наши университеты готовят из своих выпускников неудовлетворенные социальные элементы (людей, проклинающих существующий режим, прямо или косвенно способству­ющих его свержению), готовые в критических условиях стать лидерами любого радикального или революционного движения. Даже сейчас сре­ди них пропорция симпатизирующих радикальной " перестройке" реак­ционных и плутократических Соединенных Штатов Америки больше, чем в любой другой социальной группе. " Салонные" социалисты, " крас­ные" и " радикальные" элементы пополняются главным образом за счет этой и подобных ей групп. Чтобы приостановить возможные последст­вия относительного " перепроизводства" элиты или, вернее сказать, псев­доэлиты, необходимо найти для нее соответствующее место, или сделать требования, необходимые для учебы в колледжах, более строгими, или усилить действие любого другого социального " фильтра". Вместо обще­ственной пользы дальнейшее увеличение числа выпускников университе­тов, бакалавров гуманитарных наук, магистров, докторов философии и т. п. принесет только вред. Для многих такой вывод может прозвучать парадоксальным, но тем не менее дело обстоит именно так.

Все вышесказанное иллюстрирует наш тезис о значении правильной организации качественной и количественной стороны социальных " фильтров". Обратимся теперь к другим тестирующим, селекциониру­ющим и дистрибутивным средствам в обществе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал