Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая конкуренция.
Конкуренция: эконом. содержание и виды. Конкуренция – борьба независимых эконом. субъектов за ограниченные эконом. ресурсы. Хар-ки конкур-ции рынка: 1) К. поддерживает общественно-нормальные условия произ-ва и реализации на рынке товаров и услуг. 2)К. способствует установлению равновесной цены, уравниванию спроса и предлож-я. 3) Стимулирует НТП, повышение эффек-ти произ-ва. 4) Усиливает соц-эконом. расслоение участников рынка. Виды конкуренции по ряду признаков. 1.По масштабам развития выделяют след. виды: индивидуальная (один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); местная (среди товаровладельцев какой-то терр-рии); отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наиб. дохода); межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); национальная (состязание отеч. товаровладельцев); глобальная (борьба предприятий, хоз. объединений и гос-в разных стран на мировом рынке). 2.По хар-ру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую. Ценовая возникает путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. Неценовая - проводится посредством совершенств-ния кач-ва продукции, технологии произ-ва, инноваций, патентирования и брендирования и условий ее продажи. В соотв. с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить след. виды конкуренции: 1)желания-конкуренты. Этот вид связан с тем, что сущ-ет множество способов вложения потребителем денеж. ср-в; 2)функциональная - этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различ. способами. 3)межфирменная - это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффек-ных способов удовлетворения потребности; 4)межтоварная. Виды конкуренции в зав-ти от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка: Совершенная конкуренция – конк-ция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к кот. можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами произ-ва; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Виды конкуренции в зав-ти от соотношения спроса и предложения - разновидности соверш. и несоверш. конкуренции: чистая; олигополистическая: монополистическая. Сравнительные признаки рыночных структур. Общепринято различать 4 типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция. Главное отличие между всеми типами рыночных структур с точки зрения экономической науки в том, сколько на рынке продавцов и какими возможностями они обладают с точки зрения формирования рыночных цен. Монополия как тип рынка и как тип фирмы. Естественная монополия. Монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она пред. собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в опред. отрасли хоз-ва (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Но может сущ-ть и др. трактовка понятия " монополия" - это эконом. поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции опред. вида. Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологич. особенностей произ-ва (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для произ-ва ресурсами, крайне высокой ст-тью или исключительностью матер.-технич. базы). Ценовая дискриминация. — Это установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками. Разновидности ценовой дискриминации: дискр-ция 1 рода – практика взимания с каждого покупателя максимальной цены, кот. он готов заплатить; д. 2 рода — изменение цены, в зав-ти от объёмов потребления; д. 3 рода – продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Ценообразование на рынке монополии и совершенной конкуренции. Важнейшими принципами ценообразования на рынке совершенной конкуренции явл. минимальные издержки и эффективное распределение факторов произ-ва.На рынке соверш.конкуренции условие максимизации прибыли пред-тия выполняется при выборе такого объема произ-ва, при кот. цена равна предельным издержкам произ-ва (МС = Р). При этом предельный доход пред-тия равен миним. значению средних издержек произ-ва и совпадает с потребительским спросом на данный товар. Т.о., равновесная цена на рынке совершенной конкуренции обеспечивает равенство между предельной ценностью товара для потребителя и предельными издержками производителя. Если в условиях соверш. конкуренции цена равна предельному доходу, то на монополизированном рынке цена выше предельного дохода. Это явл. основой получения монопольной прибыли. Пределами роста цен на рынке монополий явл. платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция – такой тип рыноч. структуры, при котором множество фирм производят дифференцир-ные товары, т.е. каждая из множ-ва мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Основ. черты монополистич. конкуренции: 1) Относительно большое число фирм. 2) Дифференциация продукта. 3) Неценовая конкуренция. 4) Легкое вступление в отрасль. Олигополия: условия и типы. Олигополия - это рыночная структура, большая часть произ-ва и продаж которой осущ-ся небольшим числом сравнительно крупных пред-тий. Олигополистич. рынки обладают след. признаками: а) объем рыноч. предложения находится в руках нескольких крупных фирм, кот. реализуют продукт многим мелким покупателям; б) продукт у разных продавцов м.б. и стандартизирован (напр., алюминий), и дифференцирован (напр., автомобили); в) высокие барьеры входа на рынок; г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозав-ть, поэтому контроль за ценами ограничен. Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия. При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом. При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.
|