Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страховой рынок и его участники
Страховой рынок – это сфера товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи страховых услуг. Страховая услуга выражается в защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страхового случая. Потребительная стоимость страховой услуги заключается в обеспечении страховой защиты, меновая стоимость – в страховом тарифе. Страховой тариф – ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховая сумма – величина денежных средств, на которую фактически застрахован объект страхования. Страховой взнос (премия) – плата за страхование. На страховом рынке, как и на любом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники. Покупатели страховой услуги (страхователи, полисодержатели) – это любые юридические или дееспособные физические лица, заключившие договоры страхования или являющиеся страхователями в силу закона. Продавцы страховой услуги (страховщики) – это юридические лица, имеющие лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. В качестве продавцов страховой услуги могут выступать: • прямые страховщики – это страховые компании, которые заключают со страхователями договоры страхования; • перестраховщики – организации, которые страхуют уже застрахованные объекты, в этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями, в том числе и иностранными; • объединения страховщиков – это союзы, ассоциации, холдинги и пулы. Союз – это объединение страховщиков для защиты своих прав и координации действий в отрасли страхования. Например, Российский союз страховщиков (РОСС). Ассоциация – объединение организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, политической, научной или другой цели. Например, Военно-страховая компания. Холдинг – объединение финансово независимых юридических лиц с контрольным пакетом акций у одного из участников. Пул – добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, принимающее на себя особые виды рисков (атомные, военные, авиационные и др.) исходя из солидарной ответственности всех участников; • кэптивы – дочерние страховые компании, обслуживающие корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп; • общества взаимного страхования – некоммерческие организации, созданные на основе добровольного соглашения между юридическими и физическими лицами для страховой защиты своих имущественных интересов. Географическое размещение страховых компаний неравномерное – почти 1/3 страховых компаний РФ зарегистрирована в Москве. Лидерами на российском страховом рынке являются московские компании. Ведущими по объему страховой премии являются «РОСНО», «Спасские ворота-Л», «Ингосстрах», «Военно-страховая компания» и другие компании. Следует отметить довольно высокую концентрацию страхового рынка. Так, на первых десять страховщиков приходится 29 % всех страховых премий по добровольному страхованию, на первые 20 страховщиков – почти 40 %. Посредниками на страховом рынке выступают страховые агенты и страховые брокеры. Страховой агент – это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению страховщика. Он является его сотрудником или работает по поручению, соответственно он получает либо заработную плату, либо вознаграждение. Функции страхового агента: продажа страховых полисов (заключение договоров страхования), инкассация страховых премий, оформление документации, в отдельных случаях – выплата страхового возмещения. Страховой брокер – это юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, действующее от своего имени и по поручению страхователя или страховщика. Страховой брокер должен зарегистрироваться в уполномоченном государственном органе и органе страхового надзора. В отличие от страховщиков брокеру не нужно получать лицензию, но он должен быть внесен в реестр страховых брокеров. Источник дохода брокера – комиссионные. Функции страхового брокера: оценка страхового риска (предмета страхования), подбор для клиента наиболее подходящего страховщика и варианта страхования, оформление договора страхования, оказание консультативных услуг, содействие получению страхователем страхового возмещения при наступлении страхового случая и др. Страховой рынок РФ регулируется. Государственный надзор над деятельностью рынка осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Он выполняет следующие функции: • выдает лицензии для осуществления страховой деятельности; • ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также страховых брокеров; • контролирует обоснованность страховых тарифов; • устанавливает правила формирования страховых резервов; • разрабатывает нормативные и методические указания по страховой деятельности и т. д.; • лишает страховые компании лицензий; • обращается с иском в арбитражный суд о ликвидации страховщика, если он нарушает законодательство РФ и др.
|