Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мир и человек в лит-ре барроко. Поэтика барроко.Стр 1 из 10Следующая ⇒
БАРОККО — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Феодализм изживал себя, господствующий класс сходил со сцены. Не всегда люди, вступавшие в политическую борьбу, понимали ее истинный смысл. В Европе свирепствует инквизиция, буржуаз.революц., активизируется абсолютизм. Почва под ногами человека расползается. Складывается трагическое мироощущение – зло нельзя преодолеть, разум – единственная сила способ. противостоять злу. Ключевые понятии Б.(разочарование, непостоянность). Посыл: радуйся жизни, пот.что она быстротечна. Активизируется церковь (её девиз «эта жизнь только сон перед будущей жизнью»). Так родилось отчаяние, так возникло в ту переходную эпоху искусство барокко. Внутреннее существо его – в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением средневекового христианства с его мрачной идеей. Общие места (1.образ розы-цветок, кт на рассвете умирает, 2театр в театре, 3лиризм и сарказм, 4трагическое сочет. с комическим, 5время движется на встречу смерти). Законченные формы иск-во барокко обрело в 17 веке. Пессимизм, отчаяние овладели умами и облеклись в своеобразные эстетические формы искусства. Поэтов, художников, скульпторов стали привлекать к себе темы кошмара и ужаса. На смену скептическому отношению к религии, свойственному гуманистам Возрождения, пришла религиозная исступленность. Бог стал мрачной, жестокой и беспощадной силой. Тема ничтожества перед грозной силой Бога звучала в искусстве барокко. Ярчайший выразитель барокко – Кальдерон. Следы барокко – Корнель, Расин («Аталия»), Мильтон.
3. «Фуэнте Овехуна» Лопэ де Вега как героич.драма. «Ф.О.» (1612-1613, Испания, барокко) - героическая пьеса широкого народно-поэтического плана. Это большая человеческая трагедия целого народа: страшные вещи – произвол, надругательство на правами человека, месть, убийство. Драматург показывает реальность жизни. Но пьеса пронизана верой в победу правды, справедливости, добра и красоты. Это отличает автора от других представителей баракко (разница в отношении автора к мрачным темам). Народ в ней не собират.образ – у каждого своё лицо, здесь он представлен расчленено, имеет индивидуальные особенности. Народ имеет своё мнение, имеет право защищать свою честь. Начало: 1. Философ.разговор юноши и девушки о любви. Это значит, что герои способны рассуждать. 2. Авторитет королевск.власти непререкаем. Король вынужден посчитаться с мнением крестьян, т.к. истинного виновника нет. В этой пьесе искусственно соединена личная доблесть и осознание народом своих прав (частный протест перерастает в социальный).
4.Проблематика «Звезды Сивильи» Лопе де Вега. (1562-1635) –барокко-Испания. В основном его пьесы стихотворные. Многие придерживаются одной фабульной линии. Фабульная модель – 2 любов.линии. 1. Влюбленный дворянин. 2. слуга дворянина в него влюблена служанка(ловкая). Лопе нарушает классич. единство места, времени и действия. Разрабатывает теорию сценической интриги. Интрига-нерв пьесы. Драматический конфликт строится на темах чести и любви. Любовь –естественное чувство, в ней чел. становится равен самому себе и др.людям. Честь – не сословная привилегия, а гуманистическая норма, сочетается с любовью. Центральные персонажи всегда носители чести. Пьеса одна из лучших образцов в аристократическом варианте «богатые тоже плачут». Главный конфликт: столкновение двух предствалений о чести.(1.честь беспрекословного выполнения своего дворянского долга. 2. выраж.нравственной доблести. Слуга д.Санчо выражает народную мораль о праве любви на счастье. Конец не правдоподобный (король признает своё нравственное положение) – автор выражал должное, выдавая за сущее. На слугу короля возлагается вся вина. Борьба за честь. Вносит в трагическое повествование смесь возвышенного и смешного. Трагедия любви и чести. Дон санчо раб чести, не имеет смеет иметь своей воли, не смеет ничего хотеть. Слово должно быть исполнено.Автор всюду подчеркивает силу, мужество, бесстрашие, моральную стойкость любимых героев и жалкую трусость короля.
5. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон» как барочное произведение. «Ж.е.с.» (1634, Испания, барокко) – это уже по определению барочное произведение: 1. Абстрактность («сон во сне»); 2. Испанизированные славянские имена. 3. Символика: символ башни – колыбель и могила, символ тайников души. 4. Церковь – земная жизнь как подготовка к загробному царству. Вина человека в том, что он живёт на земле (Сегизмундо «виноват» в смерти матери). Центральная мысль – не является ли жизнь сном. Вся пьеса пронизана двойственностью – с момента появления Росауры. 2 линии – линия Росауры и линия Сегизмундо. Первая более динамичная, с ней связано действие, вторая же статичная. Обе линии уравновешивают друг друга. В философско-психич.плане пьеса показывает победу человека над своими страстями (истинно христианская драма – преодоление низких пороков). Любовь к женщине заставляет принца переродиться и думать, что жизнь есть жизнь. Желание показать идеальный хар-р – финал пьесы. Итог: Кальдерон показывает смятённого человека с противоречиями на пути, полном бед. Но в совей гуманист.проблематике, по отношению к человеку – продолжения драматургии Возрождения: твёрдость воли, акцент на ищущий интеллект.
|