Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие финансовой политики в сфере высшего образования на рост ВРП






Наибольший интерес для науки в социальном плане представляет ВВП на душу населения – экономический показатель, определяющий стоимость товаров и услуг, произведенных экономикой в течение года и предназначенных для конечного потребления каждым гражданином государства.

Надо отметить, что в России, начиная с 2000 года, наблюдается устойчивый рост этого показателя (рис. 22)[144].

Рис. 22 – Рост ВВП на душу населения в России

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики Минфина России[145] в 3-ем квартале 2007 года производство ВВП в рыночных ценах составило 8852, 2 млрд. руб., что на 17, 3 % больше уровня предыдущего 2006 года, а среднегодовые темпы прироста ВВП в 1999–2007 гг. составили 7%.

Но все же по оценке ВВП на душу населения в ряде ведущих стран мира по паритету покупательной способности Россия не занимает передовых позиций (табл. 38).

Таблица 38

Оценка ВВП на душу населения стран мира по паритету покупательской способности в 2005 году[146]

Страны ВВП на душу населения Страны ВВП на душу населения
Австралия   Люксембург  
Австрия   Мексика  
Великобритания   США  
Венгрия   Россия  

продолжение табл.38

       
Германия   Норвегия  
Греция   Турция  
Италия   Франция  
Канада   Швейцария  
Латвия   Швеция  
Литва   Япония  

 

Как видно из таблицы 38, самая высокая в мире оценка ВВП на душу населения в Люксембурге (70014). С ней сравнимы такие государства, как Норвегия (47551), США (41674) и Швейцария (35520). Россия (11861) находится в одном ряду с такими странами как Мексика (11317) и Латвия (13218). Меньше российского показателя только Турция (7786).

В этой связи приведем исследования доктора экономических наук Ю. Иванова, связанные с оценкой показателей ВВП стран мира по ППС (паритету покупательской способности) в сравнительной валюте, которые отражают количество денег, затрачиваемых в данной стране на покупку товаров и услуг, приобретенных за валютную единицу другой страны за 2005 год[147].

В 2005 году на основе сопоставления были получены оценки ВВП и его компонентов в сравнимой валюте, что позволило определить место каждой страны в мировой экономике. Данные сопоставления стран по ВВП позволяют сделать выводы об относительных размерах их экономик.

Результаты сопоставления показывают, что по объемам ВВП Россия занимает 8-е место в мире. Данные о доле в мировой экономике наиболее значимых в экономическом отношении стран представлены в таблице 39.

Таблица 39

Данные о доле отдельных стран в мировом итоге (оценка по ППС, в %)

США  
Китай  
Япония  
Германия  
Великобритания  
Франция  
Россия  

Сопоставление стран по уровню ВВП в расчете на душу населения дает иную картину: Россия по душевому уровню ВВП занимает только 52-е место в мире, хотя ее показатель на 20% выше среднемирового (табл. 40)[148].

В число лидеров по этому показателю входят такие страны как Люксембург (1-е место), Отар (2-е место), Норвегия (3-е место), Кувейт (4-е место), США (5-е место).

 

Таблица 40

 

ВВП в расчете на душу населения в первой десятке стран мира

 

Страны ВВП на душу населения, долл., по ППС Страны ВВП на душу населения, долл., по ППС
Люксембург 70 014 Сингапур 41 478
Отар 68 749 США 41 674
Норвегия 47 551 Ирландия 38 058
Бруней 47 465 Исландия 35 630
Кувейт 44 982 Швейцария 35 520

 

Проанализируем соответствующие показатели России в динамике ВВП (табл. 41). Следует отметить, что Россия впереди таких экономически развитых стран, как Великобритания и Япония. Но самый высокий показатель у Китая – еще в 2004 году рост ВВП составил 371 процент!

Таблица 41

Динамика ВВП в процентах (в постоянных ценах; 1990=100)[149]

 

Страны              
Австралия              
Великобритания              
Китай            
Россия              
США              
Финляндия            
Франция              
Япония              

 

Таким образом, для того чтобы Россия смогла быть конкурентоспособной мировой державой, необходимо увеличение ВВП в больших масштабах, нежели в тех, что мы имеем на современном этапе, а также признание значимой роли человеческого капитала как фактора производства в развитии экономики.

Представленные нами исследования показывают, как влияет уровень высшего образования населения России на увеличение ВВП.

В качестве объекта исследования выбран также Центральный федеральный округ (ЦФО).

Предметом исследования является внутренний региональный продукт на одного занятого в экономике.

ВРП – это вновь созданная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории субъекта, и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. Показатель ВРП по своему экономическому содержанию весьма близок к показателю ВВП и является обобщающим показателем экономической деятельности региона. Сумма валовых региональных продуктов по России не равнозначна ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и т.д.), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом[150].

Цель исследования: установить зависимость между ВРП в расчете на одного занятого в экономике России и численностью занятых, имеющих высшее образование.

Информационной базой послужили данные выборочного обследования по проблемам занятости Центра мониторинга и статистики образования ФГНУ «Госинформ» за 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 годы, а также перекрестные (cross-section data) экономические данные из статистических сборников Росстата[151].

Как и в предыдущих исследованиях, в основу расчетов нами положены методы регрессионного и корреляционного анализа и эконометрические модели по методике, предложенной членом-корреспондентом РАН И.И. Елисеевой[152], поскольку рыночная экономика, в общем случае, развивается как случайный процесс с корреляционными взаимосвязями между ее составляющими. Кроме того, вышеперечисленные методы и модели статистического анализа в отличие от других классов методов имеют, как правило, более высокую адекватность моделируемым экономическим процессам. Это связано с тем, что в них формализуются реально существующие структурные связи между элементами моделируемых систем, которые выявляются на основе используемых в них статистических наблюдений.

В наших исследованиях в качестве модели выберем парную линейную регрессию.

Исследование 1. Зависимость ВРП в расчете на одного занятого в экономике от уровня высшего образования в регионах ЦФО в 2004 году. Для исследования рассмотрим два показателя:

1. ВРП на одного занятого в экономике, тыс. руб.

2. Процентное соотношение численности населения с высшим профессиональным образованием к общему числу занятых, %.

Данные из статистических сборников сведем в единую таблицу 42.

Таблица 42

ВРП на одного занятого в экономике (в тыс. руб.) и уровень образованности (в %) по ЦФО в 2004 году

Регион ЦФО ВРП на одного занятого в экономике, тыс. руб. y Процентное соотношение численности работников с высшим образованием к общему числу занятых, % x
Белгородская область 119, 2 18, 6
Брянская область 80, 7 20, 7
Владимирская область 93, 3 19, 8
Воронежская область 98, 6  
Ивановская область 75, 6 17, 3
Калужская область 111, 2 20, 9
Костромская область 100, 7  
Курская область 99, 5 25, 3
Липецкая область 176, 3 19, 1
Московская область 173, 5 24, 2
Орловская область 111, 4 24, 7
Рязанская область 124, 5 23, 5
Смоленская область 107, 7 21, 2
Тамбовская область 98, 3 20, 5
Тверская область 113, 2 18, 6
Тульская область 100, 3 18, 5
Ярославская область 156, 8 22, 4
г. Москва 433, 5 42, 1

 

На основе данных построим диаграмму рассеивания в виде точек на координатной плоскости (рис. 23).

 

 

 


Рис. 23 – Диаграмма рассеивания

По расположению эмпирических точек на диаграмме рассеивания можно предположить наличие линейной корреляционной зависимости между переменными x и y: с увеличением уровня высшего образования занятого населения увеличивается объем валового регионального продукта на одного занятого в экономике. Поэтому уравнение регрессии будем искать в виде линейного уравнения:

ŷ х = b0 + b1 ∙ x, где (1)

ŷ х – зависимая переменная (результативный признак);

x – независимая (объясняющая) переменная;

b0 и b1 – параметры.

В качестве меры для степени линейной связи двух переменных x и y применим коэффициент их корреляции:

Для нахождения r рассчитаем ∑ yi,xi,yi xi,xi 2, ∑ yi 2 (табл. 43).

Таблица 43

Расчет сумм для коэффициента корреляции r

РЕГИОН ЦФО y x y x y 2 x 2
           
Белгородская область 119, 2 18, 6 2217, 12 14208, 6 346, 0
Брянская область 80, 7 20, 7 1670, 49 6512, 5 428, 5
Владимирская область 93, 3 19, 8 1847, 34 8704, 9 392, 0
Воронежская область 98, 6   2366, 4 9722, 0 576, 0
Ивановская область 75, 6 17, 3 1307, 88 5715, 4 299, 3
Калужская область 111, 2 20, 9 2324, 08 12365, 4 436, 8
Костромская область 100, 7   2215, 4 10140, 5 484, 0
Курская область     99, 5 25, 3 2517, 35 9900, 3 640, 1
Липецкая область 176, 3 19, 1 3367, 33 31081, 7 364, 8
Московская область 173, 5 24, 2 4198, 7 30102, 3 585, 6

 

продолжение табл. 43

           
Орловская область 111, 4 24, 7 2751, 58 12410, 0 610, 1
Рязанская область 124, 5 23, 5 2925, 75 15500, 3 552, 3
Смоленская область 107, 7 21, 2 2283, 24 11599, 3 449, 4
Тамбовская область 98, 3 20, 5 2015, 15 9662, 9 420, 3
Тверская область 113, 2 18, 6 2105, 52 12814, 2 346, 0
Тульская область 100, 3 18, 5 1855, 55 10060, 1 342, 3
Ярославская область 156, 8 22, 4 3512, 32 24586, 2 501, 8
г. Москва 433, 5 42, 1 18250, 35 187922, 3 1 772, 4
2374, 3 403, 4 59731, 6 423008, 7 9547, 5
среднее 131, 9056 22, 4111 3318, 4194 23500, 4817 530, 4189

 

По формуле (2) найдем r:

Значение r = 0, 8742 указывает на тесную (r достаточно близко к 1) прямую зависимость между x и y: увеличение одной из переменных ведет к увеличению условной средней другой.

Следовательно, предположение о том, что с увеличением уровня высшего образования занятого населения в данном регионе увеличивается объем валового регионального продукта, подтверждается. И все же, до тех пор, пока не оценены количественные значения параметров b1 и b0, не проверена надежность сделанных оценок, зависимость ŷ = b0 + b1 ∙ x остается лишь гипотезой.

Для оценки параметров b1 и b0 применим метод наименьших квадратов (МНК) или Least Squares Method (LS). Получаемые этим методом оценки параметров обладают следующими ценными свойствами для окончательных выводов об адекватности описываемой взаимосвязи:

· являются несмещенными, т.е. математическое ожидание оценок равны их истинным значениям, соответствующим генеральной совокупности;

· состоятельными, т.е. при n → ∞ дисперсии оценок стремятся к нулю;

· являются эффективными, т.е. имеют минимальную дисперсию по сравнению с любыми другими оценками.

Найдем искомые оценки:

(3)

(4)

Проведем расчеты для нахождения b1 и b0 по формулам (3) и (4):

 

b0 = 131, 9056 – 12, 8642 ∙ 22, 4111 = -156, 40

Следовательно, уравнение линейной регрессии будет иметь вид:

ŷ = - 156, 40 + 12, 86 x

Параметр b1 называемый коэффициентом регрессии, показывает среднее изменение результата с изменением фактора на одну единицу.

Таким образом, можно сделать вывод: с увеличением числа занятых в экономике, имеющих высшее образование на 1%, среднее значение ВРП на одного занятого увеличивается в среднем на 12, 86 тыс. руб.

Параметр b0 формально говоря, показывает прогнозируемый уровень y, когда x = 0. Если x = 0 находится достаточно далеко от выборочных значений x, то такая интерпретация может привести к неверным результатам.

В нашем исследовании имеем, что при x = 0 (процент населения, имеющих высшее образование, равен нулю), ВРП будет равен отрицательной величине (-156, 4). Такое экономическое толкование с известными условностями (без высшего образования нет никакого продукта) может быть правдоподобным. Однако оно не имеет никакого смысла применительно к совокупности. В данном случае, параметр b0 выполняет единственную функцию: он позволяет определить положение линии регрессии на графике.

На рис. 24 изображена прямая, являющаяся линейной регрессией исследуемой зависимости.

 


Рис. 24 – Линия регрессии, построенная для совокупности наблюдений по ЦФО

 

Прямая y = –156, 40 + 12, 862 х есть «наилучшая» по МНК для данной совокупности наблюдений по ЦФО и проходит через точку со средними значениями х и у: х = 22, 41 и

у = 131, 91.

Проведем оценку значимости уравнения в целом с помощью F -критерия Фишера. При этом выдвигается нулевая гипотеза, что коэффициент регрессии, т.е. b1 = 0, и, следовательно, фактор х не оказывает влияние на результат у.

Непосредственно расчету F -критерия предшествует анализ дисперсии. Центральное место в нем занимает разложение общей суммы квадратов отклонений переменной у от среднего у на две части – «объясненную» и «необъясненную»:

 

Общая сумма квадратов отклонений п -1 = Сумма квадратов отклонений, объясненная регрессия 1 + Остаточная сумма квадратов отклонений п - 2

 

Если фактор не оказывает влияние на результат, то линия регрессии на графике будет параллельна оси Ох и у = ŷ. Тогда вся дисперсия результативного признака обусловлена воздействием прочих факторов и общая сумма отклонений совпадает с остаточной. Если же прочие факторы не влияют на результат, то у связана с х функционально и остаточная сумма квадратов равна нулю, а общая сумма квадратов отклонений равна сумме квадратов отклонений.

В нашем исследовании не все точки поля корреляции лежат на линии регрессии. Это означает, что не все остатки равны нулю и значения у не полностью объясняются (рассчитываются) регрессией у на х. Пригодность линии регрессии в этом случае для прогноза будет зависеть от того, какая часть общей вариации признака у приходится на объясненную вариацию.

Очевидно, что если сумма квадратов отклонений, обусловленная регрессией, будет больше остаточной суммы квадратов, то уравнение регрессии статистически значимо и фактор х оказывает существенное влияние на фактор у.

Оценку значимости уравнения регрессии дадим в виде таблицы дисперсионного анализа.

 

Таблица 44

Дисперсионный анализ

Источники вариации Число степеней свободы Сумма квадратов отклонений Дисперсия на одну степень свободы F-отклонение
Фактическое Табличное при α = 0, 5
Общая   109825, 31 - - -
Объясненная   85243, 9 85243, 9 55, 49 4, 49
Остаточная   24581, 41 1536, 3   -

Общая:

Объясненная:

=

Остаточная:

∑ (у - ŷ х)2 = 109825, 31 – 85243, 9 = 24581, 41

Dфакт = 85243, 9

Dостат = 24581, 41 ׃ 16 = 1536, 3

Fфакт = 85243, 9 ׃ 1536, 3 = 55, 49, Fтабл = 4, 49 на уровне значимости 0, 05.

Поскольку Fфакт > Fтабл, то можно сделать вывод о значимости уравнения регрессии (связь доказана).

Для анализа общего качества оцененной линейной регрессии обычно используют коэффициент детерминации R2. Он характеризует долю дисперсии (изменчивости) результативного признака:

=

Соответственно величина 1 - R2 характеризует долю изменчивости у, вызванную влиянием остальных, не учтенных в модели факторов.

По методу МНК R2 – это мера, позволяющая определить, в какой степени найденная регрессионная прямая дает лучший результат для объяснения поведения зависимой переменной у, чем просто горизонтальная прямая у = у и характеризует долю вариации (разброса) зависимой переменной, объясненной с помощью данного уравнения.

Значение R2 = 0, 77 характерно для данных об однотипных объектах в один и тот же момент времени. Кроме того, в нашем исследовании R2 ≈ r2:

R2 = (0, 874)2 = 0, 7644 ≈ 0, 76.

Вывод: вариация результата у (ВРП на одного занятого в ЦФО) на 76-77% объясняется вариацией фактора х (уровня высшего образования занятых в экономике).

Для определения статистической значимости коэффициента детерминации R2 проверяется нулевая гипотеза для F – статистики, рассчитываемой по формуле:

п – число наблюдений, т = 1 для парной регрессии.

Получим:

Некоторое несовпадение с предыдущим результатом для F- критерия можно объяснить ошибками округления. Таким образом, модель линейной регрессии

ŷ х = -156, 40 + 12, 86 х адекватна взаимосвязи между ВРП на одного занятого в экономике и количеством людей с высшим образованием в ЦФО.

Проведем аналогичные исследования взаимосвязи для 2005 года. Для 2005 года уравнение линейной регрессии будет иметь вид:

у=-57, 94+ 17, 406х, коэффициент корреляции r = 0, 736. F = 18, 9 на уровне значимости 0, 05. Как видим, связь также прямая, значимая.

Аналогичные исследования для 2002 и 2003 годов также показывает устойчивую зависимость между двумя данными показателями. Получены уравнения линейной регрессии:

ŷ х 2002 = - 71, 49 + 8, 26 х, r= 0, 81, F= 31, 27

ŷ х 2003 = -108, 67 + 11, 03 x, r= 0, 84, F= 41, 36

Таблица 45

Зависимость исследуемых показателей в динамике

Год            
Вид связи прямая прямая прямая прямая прямая прямая
Коэффициент корреляции r 0, 81 0, 84 0, 87 0, 82 0, 83 0, 82
Коэффициент регрессии b1 8, 26 11, 03 12, 86 17, 406 20, 901 35, 5
Средний уровень высшего образования 21, 5 21, 7 22, 4 22, 2 21, 7 22, 4

Определим реальный прирост ВРП с учетом инфляции в исследуемом периоде 2002-2005 гг. (табл. 46)

Таблица 46

Прирост ВРП с учетом инфляции

Год        
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) [153] 115, 1 112, 1 111, 7 110, 9
Прирост ВРП 8, 260 11, 030 12, 860 17, 406
Реальный прирост ВРП с учетом инфляции 7, 176 9, 839 11, 512 16, 000

 

Как видим из таблицы 46, прирост ВРП наблюдается и с учетом инфляции.

Исследование зависимости ВВП от уровня высшего образования занятых в экономике без региона ЦФО г. Москва показало, что связь прямая, но незначимая (коэффициент корреляции равен 0, 1 - 0, 2).

Формирование национальной модели экономики, в которой социальная составляющая выступает ее активным фактором, является крайне сложной задачей. Она может быть решена только при полном учете своеобразия национальных особенностей, традиций и исторически сложившихся социальных условий[154].

В этой связи проведем подобные исследования в регионах Приволжского федерального округа (ПФО) для 2002–2006 годов.

Рассмотрев те же показатели (ВРП на одного работающего и процент от общего числа занятых в экономике, имеющих высшее образование), а также применив аналогичные схемы регрессионного и корреляционного анализа, по ПФО получим совершенно противоположные выводы - наличие обратной зависимости (таблица 47).

Таблица 47

Расчет сумм для коэффициента регрессии и коэффициента

корреляции для 2005 года

РЕГИОН ПФО у х ух у2 х2
           
Республика Башкортостан 187, 4 18, 4 3448, 16 35118, 76 338, 56
Республика Марий Эл 90, 7 25, 1 2276, 57 8226, 49 630, 01
Республика Мордовия   24, 6 3222, 6   605, 16
Республика Татарстан 231, 1     53407, 21  
Удмуртская республика 140, 2 17, 6 2467, 52 19656, 04 309, 76
Чувашская республика   21, 1 1709, 1   445, 21
Пермская область 203, 2 20, 3 4124, 96   412, 09
Кировская область 103, 1 18, 2 1876, 42 10629, 61 331, 24

 

продолжение табл. 47

 

           
Нижегородская область 151, 3 17, 5 2647, 75 22891, 69 306, 25
Оренбургская область 172, 4 23, 2 3999, 68 29721, 76 538, 24
Пензенская область 92, 7 16, 5 1529, 55 8593, 29 272, 25
Самарская область 221, 1 25, 3 5593, 83 48885, 21 640, 09
Саратовская область 131, 1   3408, 6 48885, 21  
Ульяновская область 112, 6 23, 2 2612, 32 12678, 76 538, 24
Сумма 2048, 9   43539, 06 332008, 3 6443, 1

 

Выполнив расчеты, получим уравнение линейной регрессии для 2005 года:

у = 135, 47 + 0, 513х.

Сравним коэффициенты регрессии. В ЦФО для 2005 года он равнялся 17, 406, в ПФО – 0, 513, что означает снижение прироста ВРП в регионах ПФО, чем в ЦФО.

Для 2004 года получено уравнение регрессии:

у=159, 49 – 1, 97х. Знак «-» указывает на обратную взаимосвязь между исследуемыми показателями. Исследования для 2002 и 2003 годов также показали отрицательную связь.

Выясним причину того, почему зависимость между ВРП и уровнем высшего образования занятого населения в регионах Приволжского федерального округа оказалась обратной или незначимой (2005 год). Для этого проведем итоговый сравнительный анализ результатов исследований по ЦФО и ПФО (табл. 48).

Таблица 48

Зависимость между приростом основных социально-экономических показателей и уровнем высшего образования в ЦФО и ПФО

Федеральный округ ЦФО ПФО  
                         
 
 
Процентное соотношение численности населения с высшим образованием к общему числу занятых (%) 21, 5 21, 7 22, 4 22, 2 21, 7 22, 4 19, 8 20, 4 20, 0 21, 2 20, 4 20, 0  
 
 
 
 

 

продолжение табл. 48

                         
Прирост среднемесячной заработной платы (тыс. руб.) 0, 1158 0, 1756 0, 2292 0, 2690 0, 450 0, 560 -0, 05 -0, 066 -0, 012 -0, 083 -0, 040 -0, 190
Прирост ежемесячных пенсий (тыс. уб.) 0, 0071 0, 0084 0, 0092 0, 0103 0, 0130 0, 0140 -0, 003 0, 0055 -0, 011 -0, 003 0, 0001 -0, 013
Прирост среднедушевых доходов (тыс. руб.) 0, 405 0, 505 0, 668 0, 629 0, 870 1, 070 -0, 016 0, 0042 -0, 012 -0, 035 -0, 05 -0, 020
Прирост ВРП на одного занятого в экономике, (тыс. руб.) 8, 260 11, 03 12, 86 17, 406 20, 901 35, 50 -1, 859 -0, 833 -1, 97 0, 51 -5, 650 -3, 640

 

Мы считаем, что причина таких противоречивых выводов состоит в различии среднего уровня высшего образования в регионах исследуемых округов ЦФО и ПФО. В течение исследуемого периода (2002-2007 гг.) показатели процентного соотношения численности населения с высшим образованием к общему числу занятых в ЦФО превышали аналогичные параметры в ПФО. Так, в 2007 г. средний уровень высшего образования занятого населения в регионах Приволжского федерального округа составлял 20, 0 процента, что меньше соответствующего показателя в регионах Центрального федерального округа еще в 2002 г. (21, 5 %). Мы полагаем, что 21, 5 процента - это своего рода «пограничное» значение уровня высшего образования, ниже которого воздействие этого параметра на основные социально-экономические показатели будет незначимым, а, следовательно, экономика региона не сможет далее позитивно развиваться.

Подтверждением этих выводов служит сравнительный анализ социально-экономического положения в регионах ЦФО, ПФО и в целом по Российской Федерации. В 2007 г. средняя заработная плата в регионах ПФО составляла 76, 4 процента от средней заработной платы по России. По данным Росстата, по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения и по среднему размеру ежемесячных назначенных пенсий Приволжский федеральный округ занимал лишь 6 место среди округов Российской Федерации. Более низкими являются среднедушевые доходы населения Приволжского федерального округа в сравнении с аналогичными показателями в Российской Федерации и в ЦФО. Темпы роста ВВП в Российской Федерации и в ЦФО также выше, чем в ПФО.

Следовательно, наличие обратной или не значимой связи в регионах ПФО объясняется более низким уровнем высшего образования занятого в экономике населения, и, как следствие, - меньший уровень роста ВРП в регионах данного округа, чем в целом по России и в ЦФО (табл. 49).

Таблица 49

Рост валового регионального продукта на душу населения в РФ, ЦФО и ПФО

Год          
ВРП на душу населения в РФ, руб.          
ВРП на душу населения в ЦФО, руб.          
ВРП на душу населения в ПФО, руб.          

 

Важным показателем для сравнительного анализа уровня жизни населения являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление. Наиболее высок этот показатель в расчете на душу населения в странах ОЭСР: во Франции и Германии он в 2, 5 раза выше, чем в России. По прогнозам ученых вторая четверть текущего столетия будет характеризоваться еще большим вниманием к улучшению качества жизни[155]. На современном этапе ситуация с уровнем жизни населения России несколько улучшилась, но все же она по-прежнему не соответствует мировым стандартам.

Таким образом, по главе 2 сделаем следующие выводы. На основе методов финансового прогнозирования, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов и входящих в состав финансового механизма, с помощью которого происходит реализация целей и задач финансовой политики в достижении высоких показателей социально-экономического развития и которые в совокупности определяют содержание «финансового механизма», нами исследовано воздействие уровня высшего образования на результаты социально-экономического развития. Исследования показали, что с увеличением занятых в экономике с высшим образованием всего на один процент происходит рост основных социально-экономических показателей: среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, среднемесячного размера назначенных пенсий, среднедушевых доходов занятых в экономике, валового регионального продукта – главного показателя развития экономики. И, следовательно, человеческий капитал образования, как показатель образованности населения, является активным фактором социально-экономического развития регионов России и способствует повышению благосостояния граждан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал