Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение и наука. Культура России XVIII в. развивалась под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа






Культура России XVIII в. развивалась под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономическом развитии страны.

Русская культура XVIII в. развивалась как культура светская.

Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII в. Они отличались на только новыми мундирами, но и выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, управлять государством. Все это требовало развития светского гражданского просвещения.

В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, ас 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (для детей духовенства), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). В первой четверти XVIII в. были созданы учебники " Арифметика" Л.Магницкого, руководство по механике Скорнякова-Писарева, издана книга мировоззрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. началось издание первой газеты " Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. а России был открыт первый музей — Кунсткамера.

Огромное значение для развития имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Был составлен " Атлас российской империи" Кириллова, проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первое место среди них по праву занимает М.В.Ломоносов и его многие ученики: математик и астроном С.Я.Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М.Севергин, натуралист и этнограф И.Н.Лепехин, философ Н.Н.Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук. Во второй половине XVIII в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, М.ВЛомоносов, И.Н.Болтин создают первые труды по истории российского государства.

Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. Его центром был созданный в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах — малые двухклассные училища. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Дворянские дети обучались в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах, институте благородных девиц или получали домашнее образование. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, коммерческих и других школ. Образование носило сословный характер.

Всего на рубеже XVIII-XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек. Это говорило об успехах просвещения, но оно все же не удовлетворяло потребностей страны в образованных людях.

Литература и искусство

Во второй половине XVIII в. возросла самостоятельная роль художественной литературой в первой четверти XVIII в. служила в основном средством правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII в. было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти. Для русского классицизма как литературного направления был характерен пафос гражданственности, в нем были сильны просветительскге тенденции, резка обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии. В стиле классицизма творили А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, В.Н.Майков, М.М.Херасков. В живописи А.П.Лосенко — " Владимир и Рогнеда", " Прощание Гектора с Андромахой", Г.И.Угрюмов — " Испытание силы Яна Усмаря". Для этих полотен характерны отвлеченный характер образов, условность колорита, подражание позам античных образов.

В архитектуре на смену барокко (Зимний дворец — В.В.Растрелли) пришел классицизм. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов (Дом Пашкова), И.Е.Старов (Таврический дворец), М.Ф.Казаков (здание Сената в Кремле, Московского университета, дом князей Долгоруких — ныне Дом Союзов).

Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э.М.Фальконе.

Результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е г. XVIII в.

В конце XVIII в. начинает развиваться стиль сентиментализма, отмеченного эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина (" Бедная Лиза"). В архитектуре сентиментализм сказался в парковых ансамблях (" гроты уединения"), в живописи в чувствительных сюжетах, в пасторальной обрисовке природы.

В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявились две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистического образа. Это было характерно и для скульптуры. Обе тенденции проявились в творчестве художников Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, скульптора Ф.И.Шубина.

В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г.Волковым.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал