Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кабинет психолога






Оборудование помещений для оказания психологической помощи

Рабочее место психолога. Для нормальной работы психолога необходим кабинет, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения документов, несколькими столами для диагностической работы и креслами для беседы. Желательно, чтобы в кабинете было светло, тепло и уютно: удобная мебель, мягкое освещение, преобладание светлых, спокойных тонов. Такое помещение дает психологу возможность повысить эффективность работы, создать обстановку доверительного общения и психологического комфорта.

Технические средства: видео- и аудиоаппаратура,

Методические материалы: набор игрушек, настольных игр; практические материалы (краски, карандаши, фломастеры, бума­га, пластилин и т.п.); библиотека, раздаточный материал.

Документация: график работы кабинета; перспективный план работы; карты психологического изучения детей; журналы пер­вичного приёма, посещаемости, учёта групповых занятий; бланки для регистрации результатов обследования.

Кабинет (не менее 25-30 кв.м. на 10-12 человек) должен включать несколько зон:

- ожидания,

- приёма, консультативной ра­боты,

- игровой терапии,

- релаксации и снятия эмоционального на­пряжения.

Интерьер: рабочий стол; шкаф для пособий, рабочие места для детей, журнальный стол, кресла и стулья, передвижная ме­бель; мягкое покрытие пола для занятий гимнастикой, релакса­ционными упражнениями и «детской территории».

Цветосветовое оформление можно изменять при помощи све­тофильтров, панно, подвижных перегородок.

Организация фитодизайна: цветочная витрина - флорариум с зеркальной стенкой, с использованием записей звуков природы.

Музыкальные средства: можно варьировать музыкальный фон по силе и времени звучания. Обязательное условие - соотнесение ритма, совпадение начала и окончания музыкальных и лингви­стических фраз. Музыка не должна быть громкой, эмоционально насыщенной, популярной, во избежание ассоциаций.

В помещении тепло, оно хорошо проветривается.
Для консультирования должна быть отведена комната, где, кроме кресел и журнального столика, нет ничего лишнего. Консультант не должен сидеть за письменным столом, а клиента усаживать напротив. Очень важно проявить к нему уважение, подчеркнуть равенство позиций, исключить ситуацию " начальник-подчиненный". Добровольность, анонимность обращения, большая значимость для клиента обсуждаемой проблемы должны исключать всякое неравенство, упреки, морализирование и даже четкие формулировки рекомендательного характера.

При работе с клиентом идеальным считается расположение напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый мог видеть лицо собеседника и при желании отвести глаза в сторону без особого напряжения. При работе с группой клиентов лучше всего расположить всех по кругу, что позволяет концентрировать психотерапевтические воздействия не на одном, а на всех членах семьи.

Круг символизирует отсутствие острых углов во взаимоотношениях. Он - без начала и конца. Он уравнивает в позициях не только психолога и клиента, но и членов семьи, детей и родителей. Еще один смысл круга - круговая причинность семейных проблем, когда стиль общения, характер взаимодействия, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся, гомеостатический цикл (круг). Если такой циклический процесс имеет аномальный характер, центрация психотерапевтических воздействий на одном, а не на всех членах семьи не дает нужного эффекта, и именно поэтому необходимо привлекать всех равноправно взаимодействующих лиц.

По существу кабинет психолога — это центр психологической службы учебно-воспитательного учреждения.

Для эффективной работы психологу нужен отдельный кабинет и помещение для групповых занятий. Кабинет обору­дуется автоматизированным рабочим местом, включающим, как минимум, персональный компьютер с программным обеспечением, аудио- и видеоаппаратуру, фонд психодиаг­ностических методик, «телефон доверия», закрытые шка­фы для хранения психологической информации и докумен­тов конфиденциального характера.

Уроки психологии, факультативы, лекции для родителей и педагогов могут проводиться в обычных учебных классах или специальном психологическом кабинете. В нем можно расположить учебно-методические материалы: психологичес­кий календарь; почтовый ящик психолога; психологические советы дня — рекомендации для педагогов, родителей и учащихся разного возраста. Возможно оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социаль­ной, возрастной и педагогической психологии. Большое зна­чение должно придаваться адресной психологической ин­формации: наглядной презентации обобщенных результатов проводимых психологических исследований, рекламе про­водимых психологических мероприятий.

Помещение для сеансов психологической разгрузки, кон­сультирования должно быть оформлено особым образом. Три стены — две боковые и передняя — расписаны. Задняя стена выполнена в виде двойной массивной шторы темно-зелено­го цвета. В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета — двойные. Наружные сте­ны облегченные, представляют собой подрамники, на ко­торые натянут живописный холст. К росписи предъявляются определенные требования. Холст должен быть тщательно загрунтован так, чтобы через рисунок не проступала фактуpa ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписывани­ем мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовы­ми красками, не отражающими блики света. Роспись мо­жет быть выполнена и на стенах. Ее назначение — способ­ствовать формированию эмоционального состояния покоя, отдыха.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию рас­ширенной перспективы, «стереоскопический эффект», что очень важно при ограниченных габаритах помещений — по­толок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины. Передняя стена, несущая максимальную зрительную нагруз­ку, изображает спокойную темно-голубую гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившейся к воде ветвями ивой. Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негус­той березовой рощей, изображенной на них, углубляет сте­реоскопический эффект пространства, светлые стволы строй­ных берез также решают психологическую задачу: подчер­кивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают свет­лое, приподнятое состояние. На росписи не должно быть следов деятельности человека: изображения дорог, постро­ек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации, или, напри­мер, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции. В световой гамме преобладают свет­лые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет.

Ограниченно используются красный, оранжевый, жел­тый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. С другой сторо­ны, зеленая трава, кустарники выполняются с минималь­ным содержанием холодных тонов. Пространство между внут­ренней и наружной сторонами стен около 0, 5 м. Оно служит для дополнительной звукоизоляции и размещения акусти­ческих колонок. Потолок также двойной в виде полусферы, имитирующей небо.

Настенная роспись освещается светильниками, установ­ленными над шторой задней стенки. Светильники снабже­ны специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утренне-вечерний, дневной и ночной свет (А.А. Репин).

Если в образовательном учреждении работают несколько психологов, они могут выполнять супервизорские функции по отношению к деятельности друг друга. Это удобно делать, имея в помещении для тренингов и консультаций завуалированное окно со стеклом Гезелла (для наблюдения за клиентом или психологом без ощущения присутствия).

Таким образом, рабочий кабинет практического психо­лога содержит следующие блоки:

— документацию, планирующую его деятельность;

— документацию, отражающую итоги психодиагности­ческих исследований;

— программное, аппаратурное и инструментальное обес­печение коррекционно-развивающей работы;

— программное и инструментальное обеспечение релак­сационных, тонизирующих и других тренингов;

— компьютерные базы данных о методах, психологичесческой диагностики, коррекции, профилактики, кон­сультирования;

— компьютерные базы данных о клиентах и их проблемах;

— компьютерные базы данных о психологических цент­рах Российской Федерации;

— интернет практического психолога;

— библиотеку, картотеку, видеотеку.

Психологическая служба в школе должна иметь свою собственную библиотеку, включающую литературу по возрастной, социально-педагогической, общей психологии, психодиагностике, психологическому консультированию, проведению коррекционных, треннинговых, психотерапевтических занятий и организации работы психолога в области практической психологии образования.

Такой кабинет способствует повышению эффективности работы, помогает создать обстановку доверительного обще­ния, психологического комфорта для клиентов.

Большие затраты на оборудование рабочего кабинета бы­стро оправдывают себя, если психолог активно использует его площади и оборудование. Для этих целей важно четко продумывать циклограмму использования кабинета в рабо­те с педагогами, учащимися и их родителями. В ней должны быть указаны время, категории клиентов и формы психо­логической помощи.

В работе О.Н.Усановой " Специализированный кабинет детского психолога" описан кабинет рассчитанный на работу с воспитанниками детского сада и школы. Основная концепция проекта – организация пространства, имеющего нетрадиционную форму и вызывающего определенные чувства. Организация пространства предполагает вогнутые линии и плоскости. Проектировщики осознанно отходят от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Авторы проекта предлагают реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции рекомендовано использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.
Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и применением частных деталей интерьера романтического характера люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это, по замыслу авторов, должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.
С учетом задач работы психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

1. зона ожидания приема представляет собой отдельные небольшие помещения, закрытые от посторонних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей;

2. зона первичного приема и беседы оснащается рабочим столом, картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях), закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые должны быть недоступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;

3. зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это создает обстановку уюта, защищенности, располагает к расслаблению, успокоению, способствует открытому доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования;

4. зона игровой терапии в специализированном кабинете детского психолога имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующим образом оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне дополняют друг друга в создании " детского пространства". Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности;

5. зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам
саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка в этой зоне может достигаться и специфическим решением интерьера: изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменения слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайдопрограмм и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для лиц, проживающих в районах неблагоприятных экологических воздействий или испытавших травматический стресс.
Все эти зоны по сути соответствуют целям и задачам функционирования кабинета психолога непосредственно при или на базе учебно-воспитательного учреждения, где основным контингентом посещающих кабинет или нуждающихся в его работе являются учащиеся различного возраста, их родители и учителя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал