Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древний Египет. Возникновение рабовладельческого государства – Древнего Египтаотносится к IV тысячелетию до н.э
Возникновение рабовладельческого государства – Древнего Египта относится к В политических учениях рабовладельцев важное место занимает идея сильной государственной власти, воплощенной в неограниченной власти фараона, который уподобляется Богу. Религия широко используется в политической идеологии для оправдания социального неравенства. Идеология обоготворения царя проводится систематически и организованно, путем различных обрядов, церемоний и т.п. Уже в мифах и сказках эпохи Древнего Царства (3000-2400 гг. до н.э.) фараону присваивается имя “великий Бог”, “благой Бог”, повествуется о том, что цари рождаются от брака между смертной женщиной и Богом солнца. Идеология развита в политических трактатах в виде “поучений”. Так, в “Поучении Птахотепа” (третье тысячелетие до н.э.) автор, представитель рабовладельческой аристократии, считает, что деление людей на “высших” и “низших” установлено Богом. Поэтому Птахотеп считает, что бороться против социального неравенства бессмысленно. Главная идея “Поучения” состоит в стремлении привить покорность и смирение угнетенным, оправдать перед ними социальное неравенство и внушить им мысль о вечности и неизменности существующего рабовладельческого строя, о вечности господства “высших” над “низшими”. Теми же идеями проникнуто “Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра” (около 2100 г. до н.э.). В “Поучении” отражен рост внутренних противоречий общества. К началу Среднего Царства (XXI-IXVIII вв. до н.э.) усиливается расслоение сельских общинников, значительная часть которых разорялась. Обостряется борьба и между отдельными группами. Физический труд считается уделом “низших”, “проклятьем судьбы”. В “поучении” Ахтоя автор (происходивший, по-видимому, из знати), с презрением говорит о положении ремесленников и крестьян, вынужденных добывать себе пропитание тяжелым физическим трудом. Для Древнего Египта характерен догмат о существовании потустороннего мира. В конце Среднего Царства (XVIII в. до н.э.) происходит народное восстание, в результате которого были захвачены имущество рабовладельцев и государственные учреждения. Описание этого восстания содержится в литературном памятнике под названием “Речение Ипувера”. Из текста “Речения Ипувера” видно, что движущими силами восстания были рабы и свободные бедняки (крестьяне, ремесленники). Документы, фиксирующие привилегии и права богачей, уничтожаются. Восставшие бедняки и рабы “прогоняют царя” и захватывают государственную власть. Усиливается разочарование в религии. С ужасом Ипувер говорит о том, что люди теряют веру в Богов. Однако, в результате этого восстания не было проведено каких-либо коренных преобразований. Рабство продолжало существовать и после восстания. Сокрушаясь об утраченных правах рабовладельческой знати, Ипувер говорит, что “тот, кто не имел даже временных рабов, стал теперь собственником наследственных рабов”. Ипувер был представителем рабовладельческой знати и ярким выразителем и защитником ее идеологии. Вот почему Ипувер призывал восстановить все права рабовладельческой знати и вернуться к старому порядку.
|