2015г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово–Посадский промышленно-экономический техникум».
Примерная рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Программа дисциплины ОГСЭ 02 История разработана в рамках выполнения работ по внесению изменений и дополнений в образовательную программу по специальности среднего профессионального образования Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, в целях внедрения международных стандартов подготовки высококвалифицированных рабочих кадров с учетом передового международного опыта движения WorldSkillsInternational, на основании компетенции WSR и с учетом профессиональных стандартов «Слесарь-электрик», а также интересов работодателей в части освоения дополнительных видов профессиональной деятельности, обусловленных требованиями к компетенции WSR и является составной частью данной профессиональной программы.
· ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
· основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;
· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
· назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
· о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
|
| Объем часов
|
|
|
|
Раздел 1
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
|
|
|
|
Тема 1.1
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
| Содержание учебного материала
| Уровень освоения
|
|
1.Общественно-политическое развитие СССР в19 80-е гг. XX века. Реформы политической системы
|
|
|
2.«Перестройка» экономической системы с командно-административной к рыночной; категории реформ. Причины социально-экономических реформ М.С. Горбачева. Крах политики перестройки
|
|
3.Реализация крупномасштабных проектов по созданию атомных электростанций. Освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, Разработка новых технологий по добыче и транспортировке энергоресурсов. Достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника).
|
|
4.Чернобыльская ЭС: строительство и ввод в эксплуатацию, авария 1982 г. Авария 26 апреля 1986 года: причины и ликвидация последствий. Эксплуатация в 1990-е гг. Окончательное закрытие.
|
|
5.Сближение с США и Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане Конец биполярного мира
|
|
6.Формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»
|
|
Тематика учебных занятий
|
|
1.Урок изучения нового материала «Общественно-политическое развитие СССР в начале
1980-х гг».
|
|
2.Комбинированный урок «Экономические и социальные реформы СССР в период перестройки»
|
|
3.Комбинированный урок «Обеспечение новых подходов к развитию энергетики»
|
|
4.Комбинированный урок «Чернобыльская АЭС»
|
|
5.Практическая работа № 1 «Внешняя политика СССР в 1980-е гг»
|
|
6.Комбинированный урок «Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура».
|
|
Самостоятельная работа обучающихся 1
1.1Подготовить презентацию по теме «История электрификации в России»
|
|
Тема 1.2.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине
1980-х гг.
| Содержание учебного материала
| Уровень освоения
|
|
1.Завершение вывода советских войск из Афганистана. Начало вывода советских войск из Монголии. Усилия по прекращению гражданских войн в Анголе, Никарагуа, преодолению апартеида в ЮАР и решению палестинской проблемы; Начало вывода советских войск из стран Восточной и Центральной Европы.
|
|
|
2.«Бархатные» революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании, Румынии; руководство СССР заняло позицию невмешательства в дела бывших социалистических государств. Роспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организации Варшавского договора (ОВД).
|
|
3.Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия. Российская Федерация как правопреемница СССР.
|
|
Тематика учебных занятий
|
|
1.Урок изучения нового материала «Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х гг.»
|
|
2. Практическая работа № 2 «Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х годов»
|
|
3. Практическая работа № 3«Ликвидация СССР и образование СНГ»
|
|
Самостоятельная работа обучающихся 2
2.1. Информационное сообщение на тему: Реформы территориального устройства РФ»
|
|
|
|
|
Раздел 2.
Россия и мир в конце ХХ- в начале ХХI вв.
|
|
|
|
Тема 2.1.
Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ в.
| Содержание учебного материала
| Уровень освоения
|
|
1.Постсоветское пространство – зона конфликтов интересов ведущих стран мира. Новый союз: Союзное государство России и Белоруссии, Евразийский Союз.
|
|
2. Международные организации и содружества на постсоветском пространстве: СНГ, ОДКБ, ГУАМ, ЦАС.
|
|
3. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве Сепаратистские конфликты: Приднестровье и Гагаузия, конфликты за независимость от Молдавии; Абхазия и Южная Осетия, конфликты за независимость от Грузии.
Чеченская Республика Ичкерия, конфликт за независимость республики от России.
Нагорный Карабах, конфликт за независимость от Азербайджана. Гражданская война в Грузии (1991—1993). Гражданская война в Таджикистане (1992—1997).
|
|
4. Конституционный кризис в России в 1992-1993 гг. Межвоенный кризис в Чечне в 1997-1999 гг.
|
|
5 Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
|
|
Тематика учебных занятий
|
|
1. Урок изучения нового материала «Геополитика постсоветского пространства»
|
|
2. Комбинированный урок «Региональные организации на постсоветском пространстве»
|
|
3. Практическая работа № 4 «Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»
|
|
4. Урок-лекция «Политические кризисы на постсоветском пространстве в 1990-е гг.»
|
|
5. Комбинированный урок «Российская Федерация в планах международных организаций»
|
|
Самостоятельная работа3
3.1 «Позиции международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве» ( составление конспекта)
|
|
|
Тема 2.2.Укрепление влияния России на Постсоветском пространстве
| Содержание учебного материала
| Уровень освоения
|
|
1.Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Обеспечение гражданского согласия и единства российского общества Малые и коренные народы РФ. Курс на экономический подъем, социальную и политическую стабильность.
|
|
|
2.Место России в мировом историческом процессе. Региональные и глобальные интересы России. Роль РФ в современном мировом сообществе.
|
|
3 Укрепление национальной безопасности. Доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности.
|
|
4. Понятие, сущность деятельности и основные исторические вехи ШОС. Место и значение России в ШОС.
|
|
5.Новые подходы российского руководства к реализации внешней политики страны в начале ХХI в. Присоединение Крыма к Российской Федерации
|
|
6.Рост антироссийский настроений на Украине. Славянский экстремизм.
|
|
7.Внутренняя и внешняя политика США в период президентства Д.Буша и Б.Клинтона Рецидивы «холодной войны». Продвижение НАТО «на восток». Реакция Москвы.
|
|
8. Курс на укрепление государственности Президент. Парламент. Принципы федерализма. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная система РФ.» Становление новой российской государственно-правовой системы
|
|
9. Политические программы российских партий: утопия или реальность. Цели общественно-политических движений в РФ.
|
|
10.Культурный уровень развития РФ, образование, наука, искусство, мораль.
|
|
Тематика учебных занятий
|
|
1. Урок изучения нового материала «Россия на постсоветском пространстве»
|
|
2. Практическая работа № 5 «Россия в мировом историческом процессе»
|
|
3. Комбинированный урок «Новые подходы российского руководства к реализации внешней политики страны в начале ХХI в»
|
|
4. Урок – лекция «История создания и деятельность ШОС. РФ и ШОС».
|
|
5. Урок совершенствования ЗУН «Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации».
|
|
6. Урок-лекция «Российско-украинские отношения на современном этапе»
|
|
7. Комбинированный урок «Особенности и перспективы развития отношений России и США».
|
|
8. Комбинированный урок «Укрепление российской государственности»
|
|
9. Комбинированный урок «Политические партии и общественно-политические организации в РФ»
|
|
10. Комбинированный урок «Исторические условия развития культуры в 1990-2000-ые годы»
|
|
Самостоятельная работа 4.
4.1. Составление перечня важнейших вооруженных конфликтов на Постсоветском пространстве ( составление конспекта)
|
|
Тема 2.3.
Россия и мировые интеграционные процессы
| Содержание учебного материала
| Уровень освоения
| |
1.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
|
|
|
2. Глобальная безопасность: кто и кому и чем угрожает в современном мире. Структура мировой власти; взаимосвязь с терроризмом международного характера. Принятие резолюции 1535 (2004г.), принятие участие России в 58-й сессии ГА ООН, участие России с СРН
|
|
3.Внешняя политика Российской Федерации. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира
|
|
4. История развития WorldSkills, цели и задачи международного некоммерческого движения, WS - центр совершенствования и развития навыков мастерств
|
|
5.Цели и задачи WorldSkills Russia. WorldSkills Russia сегодня
|
|
6.Понятия и противоречия глобализма и антиглобализма. Основные виды конфликтов в мире из-за нехватки ресурсов.
|
|
7.Понятие, сущность деятельности и основные исторические вехи ВТО. Вступление России в ВТО: значение и итоги.
|
|
|
8. Понятие, сущность деятельности и основные исторические вехи Евросоюза. Сотрудничество ЕС и РФ: значение и итоги.
|
|
9Понятие, сущность деятельности и основные исторические вехи ОБСЕ. Линии сотрудничества ОБСЕ с РФ.
|
|
10. Понятие, сущность деятельности и основные исторические вехи «Большой восьмёрки». Вхождение России в состав «Большой Семёрки»; значение и итоги
|
|
11.Миротворческая миссия ООН и её роль в урегулировании вопросов безопасности. ООН в РФ.
|
|
Тематика учебных занятий
|
|
1.Практическая работа № 6 «Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России»
|
|
2.Урок изучения нового материала «Борьба России с международным терроризмом в начале ХХ I века
|
|
3.Комбинированны урок «Внешняя политика Российской Федерации. мира»
|
|
4. Урок изучения нового материала «Международное некоммерческое движение WorldSkills»
|
|
5. Урок обобщения и систематизации «Миссия WorldSkills Russia»
|
|
6.Комбинированный урок «Глобализм и антиглобализм».
|
|
7.Урок – лекция «Взаимодействие РФ и ЕС».
|
|
8.Комбинированный урок «Взаимоотношения РФ и ВТО»
|
|
9.Комбинированный урок «Взаимоотношения РФ и ОБСЕ»
|
|
10.Комбинированный урок «История создания и деятельность «Большой Семерки». Роль и место «Большой Восьмёрки».
|
|
11.Урок обобщения и систематизации «ООН в Российской Федерации»
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся5
5.1.Доклад на тему «Развитие движения WorldSkills Russia»
|
|
Тема 2.4.
Развитие культуры в России
| Содержание учебного материала
| Уровень освоения
| |
1.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
|
|
2.Роль традиционных религий в жизни современного российского. Влияние христианства и мусульманства на социальное положение россиян. Толерантность и веротерпимость граждан России
|
|
3.Тенденции развития современной отечественной литературы, эстетические идеи, философические трактаты. Идеи «поликультурности
|
|
4. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. Ценности российской культуры, необходимые для выхода их социально-экологического кризиса.
|
|
5. Роль и значение российской культуры для мирового сообщества. Основные направления и яркие представители
|
|
|
Тематика учебных занятий
|
|
1.Урок изучения нового материала «Развитие культуры в России»
|
|
2.Урок-лекция «Свобода совести» в России»
|
|
3.Комбинированный урок «Новые процессы в российской литературе и философии»
|
|
4. Комбинированный урок «Задачи по преодолению социально-экологических проблем в современной России»
|
|
5.Практическая работа № 7 «Мировые культурные связи РФ»
|
|
Самостоятельная работа обучающихся № 6
6.1 Семинар «Развитие русской культуры в СССР»
|
|
Тема 2.5.
Перспективы развития РФ в современном мире
| Содержание учебного материала
| Уровень освоения
| |
1.Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. Курс на суверенную демократию (начало XXI века).
|
|
|
2.Инновационная деятельность - приоритетные направления сегодня в науке и экономике.
|
|
3. Ветроэлектростанции в РФ: история и современность. Российские атомные электростанции
|
|
4. 4. Экономические проблемы в промышленности, благосостояние граждан в России на современном этапе.
|
|
5.Основные направления российской миграции и эмиграции: причины и последствия
|
|
6.Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Экономические санкции против РФ.
|
|
7. Сущность системы «глобальной стратификации. Роль России в мировом рынке труда. Место и роль российской экономики в мировой экономической системе. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике» «Прогнозирование востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет»
|
|
8.Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI вв.: социально-экономическая, политическая, культурная и международные сферы.
|
|
Тематика учебных занятий
|
|
1.Урок изучения нового материала «Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе»
|
|
2.Урок совершенствования ЗУН «Инновационная деятельность в РФ»
|
|
3.Комбнированный урок «Развитие энергетики в современной России»
|
|
4.Комбинированный урок «Социально-экономическое развитие в современной России»
|
|
5.Комбинированный урок «Миграционные процессы в современной России»
|
|
6.Урок обобщения и систематизации «Место и роль России на современной международной политической арене».
|
|
7.Практическая работа № 8 «Сущность системы «глобальной стратификации», как нового типа мировой системы XXI века»
|
|
8. Урок контроля «Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI вв.»
|
|
Самостоятельная работа 7
7.1 Семинар «Глобализация проблем в России в ХХI в»
7.2. Семинар «Кадровый потенциал России»
|
|
Курсовой проект (работа) (если предусмотрено)
Указывается, является ли выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине обязательным или студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данной дисциплины или иной общепрофессиональной дисциплины (общепрофессиональных дисциплин) или профессиональных модулей.
Тематика курсовых проектов (работ)
1..………………………………………
n. ………………………………………..
|
|
| | | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)