![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема комплексной оценки состояния здоровья детей
Ориентировочная оценка школьной зрелости включает: 1. Степень психосоциальной зрелости. 2. Уровень школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека. 3. Чистота фонематического восприятия. С целью выявления детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними при поступлении в школу целесообразно определение «школьной зрелости». Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировке, семейной ситуации, и создать атмосферу доверия, это необходимо для введения его в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, необходимо проводящему беседу, знать вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнять ответы. Одним из видов определения школьной зрелости является тест Керна-Ирасека по определению уровня развития интеллекта. Метод используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой. Тест включает 3 задания (рис. 1).
Рис. 1. Ориентировочный тест для определения «школьной зрелости» А. Керна в модификации И. Ирасека
Задание 1. Данное задание позволяет выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления и провести ориентировочную оценку общего умственного развития. Рисование мужской фигуры. «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Далее все объяснения, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускаются, при необходимости нужно ответить «Рисуй так, как ты умеешь». Необходимо объяснить, что все рисуют дядю, поэтому и он(а) пусть рисует дядю. Важно подбодрить ребенка, когда он начнет рисовать. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и конфигурация из 10-ти точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить. Выполнение последующих двух заданий теста связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению, что является важной предпосылкой для успешного обучения. Задание 2. Имитация написанного текста. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог (смогла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». В том случае, если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что его можно написать ниже или выше. Задание 3. Срисовка группы точек. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может снизиться внимание.
|