Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиеническая оценка школьных учебных помещений и оборудования






 

Цель: Изучить основы школьной гигиены в пределах СНИПа (санитарные нормы и правила) по данной теме. Овладеть методами гигиенической оценки классной комнаты, методом подбора парт и правилами размещения учащихся в классе.

Оборудование: сантиметровая лента или рулетка, термометр.

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Гигиенические требования к основным параметрам классной комнаты.

2. Гигиенические требования к школьной мебели и ее размещению.

3. Физиологическое обоснование правильной посадки учащихся.

4. Воздушно-тепловой режим классной комнаты.

5. Гигиенические требования к световому режиму классной комнаты.

6. Гигиенические требования к спортивным залам.

 

Гигиенический норматив – строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущий поколений. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы – это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Состояние здоровья школьников зависит от места расположения школы, объема, зоны озеленения, от гигиенических условий школьного здания, освещенности, от качества мебели и соответствия ее росту и т.д.

Детские дошкольные учреждения и школы размещаются в селитебной зоне и образуют учебно-воспитательный центр микрорайона. Они обслуживают детей и подростков, проживающих на расстоянии 0, 3-0, 5 км. Земельный участок выбирают с чистой, сухой почвой и уровнем стояния фунтовых вод не менее 1, 5 м от поверхности земли. Он должен хорошо проветриваться и инсолироваться, быть достаточным по размеру (30-50 м на 1 ребенка), располагаться в отдалении и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения воздуха и шума. Шум на участке не должен превышать 45 дБ.

Земельный участок школы планируется размером 0, 3-4 га в зависимости от количества учащихся. На участке выделяют учебно-опытную, спортивную, хозяйственную зоны и зону отдыха. Учебно-опытная зона составляет 6-10%, спортивная – 35-40%, хозяйственная и отдыха - 6-8% площади всего участка. Зеленые насаждения занимают 50%, а застройка - 10-12% всей площади.

Учебно-опытная зона включает участки овощных и плодовых культур, цветов, метео- и географическую площадку. Зона отдыха хорошо озеленяется, засевается травой и оборудуется площадками для подвижных игр и тихого отдыха. В спортивной зоне выделяются легкоатлетическая, гимнастическая, баскетбольная и другие площадки. Каждая площадка по периметру ограждается зелеными насаждениями.

Здание школы строится обычно в 1-3 этажа, где выделяют секции для 1, 2-4 и 5-11 классов. В здании устраивают три-четыре выхода. Основные помещения школы включают учебные классы, учебные кабинеты (языка, литературы, истории, географии, математики, черчения и рисования), лаборатории (химии, физики и биологии), мастерские по обработке древесины и металла, спортивный зал и др.

В состав вспомогательных помещений входят рекреационные залы и коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая и буфет, актовый зал, библиотека, лабораторные, раздевалки и душевые, комнаты для учебных пособий, туалеты и другие помещения, а служебных - кабинет директора и завуча, учительская, канцелярия, кабинет врача.

Одним из основных факторов, обеспечивающих успех учебно-воспитательной работы, является создание полноценных условий работы учащихся в школе. Основным учебным помещением школы является классная комната или учебный кабинет. Площадь классной комнаты должна быть не менее 50 м2, длина 8-9 м, ширина 5, 7-6, 2 м, высота – 3 м. Объем помещения составляет 6 м3 на одного учащегося при высоте 3-3, 5 м. Минимальная площадь на одного ученика в классе – 2 м2. Наиболее целесообразная форма классной комнаты – прямоугольник с размещением окон по одной из его сторон. Вход в кабинет должен располагаться со стороны классной доски.

Кабинет врача включает две комнаты, одна из них отводится под кабинет стоматолога.

Здания школ оборудуют отоплением, вентиляцией, холодным и горячим водоснабжением и канализацией в соответствии с гигиеническими требованиями. Система горячего водоснабжения обеспечивает общеобразовательные учреждения горячей водой круглосуточно независимо от отопительного сезона. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормам. Для организации питьевого режима учащихся в каждой секции здания устраивают питьевые фонтанчики с ограничительными кольцами.

С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. Учащиеся проводят за партой 4-6 ч в младших классах и 8-10 ч в старших классах. Вместе с тем, статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и неподвижное стояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе, лагере, а также рабочей позой при обработке древесины и металла.

Большая статическая нагрузка еще более возрастает, если ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела школьника. В этих случаях ученик также не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка. Специальными антропометрическими исследованиями было выявлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые используются для установления функциональных размеров мебели и их оптимального соотношения, при колебаниях длины тела детей и подростков в пределах 10-15 см существенно не отличаются. Школьная мебель изготавливается согласно ГОСТам (табл. 13). Основные элементы рабочей мебели должны соответствовать размерам и пропорциям тела детей и подростков.

Чтобы легко узнать, мебель какой буквы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н.Н. Карташихина:

Порядковый номер буквы = (рост ученика (см) – 100): 15.

Например, рост 153 см – (153 – 100): 15 = 3. порядковый номер (по алфавиту) – буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели. Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква стола) = высота (см): 5 – 10

Группа (буква стула) = высота (см): 3 – 10

Например, 68 см (стол) = 68: 5 – 10 = 3 (В)

Таблица 13


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал